13 апреля 2020. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири приступила к выдаче первых заключений о форс-мажоре. Об этом рассказал президент ТПП ВС Алексей Соболь. Он напомнил, что с середины марта ТПП ВС осуществляет консультирование предпринимателей по вопросам возникновения форс-мажорных обстоятельств. При наличии достаточных оснований специалисты палаты бесплатно оформляют свидетельства о возникновении форс-мажора, но только по договорам, заключенным между российскими предприятиями. За прошедшее время в палату поступило около ста обращений по вопросу свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы. Однако большинство из них отклоняются из-за несоответствия критериям форс-мажора, сообщили ИА IrkutskMedia в пресс-службе ТПП ВС.
Как пояснил Алексей Соболь, в соответствии с действующим гражданским законодательством слова "пандемия", "коронавирус" и прочие не являются безусловным основанием для получения заключения о форс-мажоре. Для этого должны быть объективные причины, которые не позволяют предпринимателю исполнить обязательство по конкретному договору. При этом в соответствии с законом и сложившейся судебной практикой, к таким обстоятельствам не относятся предпринимательские риски, то есть ухудшение экономического состояния предприятия, недостаточность денежных средств, изменение валютного курса и прочее.
В частности, Алексей Соболь рассказал, что большинство обращений предпринимателей в настоящее время касаются невозможности исполнения договоров аренды при отсутствии текущей деятельности ряда предприятий. Речь идет о запрете на работу турбаз, ресторанов, салонов красоты, торговлю товарами, которые не отнесены к категории товаров первой необходимости и т.п. По сложившейся практике данные обстоятельства не свидетельствуются как форс-мажорные. Кроме того, на период пандемии вопросы взаимоотношений по договорам аренды правительство РФ урегулировало законодательно. В частности, сегодня арендатор вправе обратиться к арендодателю за предоставлением отсрочки или рассрочки арендных платежей на период действия в регионе режима повышенной готовности.
Алексей Соболь также подчеркнул, что наличие заключения о форс-мажоре дает предпринимателям лишь возможность вступать в переговоры с контрагентами по вопросу освобождения от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по договору. При этом об освобождении предпринимателя от исполнения самого договорного обязательства речь, конечно, не идет.
Ранее агентство писало о том, что вспышка пневмонии COVID-19, вызванной коронавирусом, была зафиксирована в Китае в конце 2019 года. Позже заболевание распространилось и на другие государства. По последним данным, всего заболело более 1,8 млн человек, число погибших превысило 114 тысяч. При этом выздоровели свыше 429 тысяч человек. В Иркутской области подтверждено 35 случаев заболевания коронавирусной инфекцией. В том числе два пациента с коронавирусом скончались. Три человека выздоровели.
До 19 апреля в Иркутской области действует режим самоизоляции. Соответствующий указ подписал исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев. Документом определены правила передвижения граждан и транспортных средств, а также перечень организаций, которым разрешено и запрещено работать в период самоизоляции.
Между тем карантин, режим самоизоляции, закрытие границ и другие ограничения, введенные из-за коронавируса, значительно повлияли практически на все сферы экономики. Особенно от пандемии пострадал малый и средний бизнес. В той же Иркутской области большие убытки терпят предприниматели, работающие в туризме и связанных с ним сферах общепита и пассажирских перевозок. Многие компании оказались на грани закрытия. Помимо обыденных проблем — в частности, налоговой нагрузки и арендных платежей, сегодня предприниматели вынуждены бороться с сокращением потока клиентов.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что при ТПП Восточной Сибири создана постоянно действующая рабочая группа по оперативному мониторингу ситуации и выработке решений о мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в связи с пандемией коронавирусной инфекции. В ее состав вошли члены Совета Союза "ТПП ВС", представители "Опоры России", "Деловой России", региональной ассоциации работодателей "Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей", Делового клуба "Байкальские стратегии", Общественной палаты Иркутска, исполнительной и законодательной власти региона, бизнес-сообщества.