1 мая 2020. Режим самоизоляции, введенный из-за распространения коронавируса, длится уже несколько недель. Многие компании Иркутской области вынуждено приостановили работу, отправив сотрудников по домам. Выручка многих организаций упала более, чем на 80%. Эсперты сходятся во мнении, что малый и средний бизнес в регионе, как и во всей России, серьезно пострадал от пандемии. Однако мер поддержки, предложенных федерацией и правительством Приангарья для спасения предпринимательства и экономики региона, на данный момент недостаточно. Как долго продлится режим самоизоляции, и когда запустится механизм оздоровления бизнеса — в материале ИА IrkutskMedia.
По словам президента ТПП Восточной Сибири Алексея Соболя, последствия пандемии отразились на региональном бизнесе очень серьезно. И дело даже не в самом коронавирусе, а в тех ограничительных мерах, которые накладываются государством на предпринимателей для предотвращения распространения инфекции.
"Предприятия многих сфер экономики на период самоизоляции были вынуждены прекратить свою деятельность полностью. В частности, как показал проведенный ТПП России анонимный опрос предпринимателей – 46% малых и микро-предприятий страны и нашего региона не работают, поэтому у них отсутствуют средства для основных платежей – выплаты зарплаты, налогов, кредитов, исполнения обязательств по договорам и так далее. Нельзя забывать и про низкую покупательную способность населения. Даже работающие организации отмечают снижение выручки. В меньшей степени это коснулось продовольственных товаров и товаров первой необходимости", — рассказал Алексей Соболь.
Первыми ощутили на себе последствия коронавируса туристический и гостиничный бизнес, общепит, а также те, кто занимается организацией зрелищных и развлекательных мероприятий. По данным Минэка региона, из 89 814 предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Приангарья, сегодня разрешено работать меньше, чем половине юрлиц и ИП.
Серьезные убытки несут представители конгрессно-выставочной деятельности, индустрии красоты, сферы бытовых услуг, а также вендинговый бизнес. Хотя, помнению экспертов, пострадавшими сегодня можно признать все отрасли экономики. Так или иначе эта ситуация коснулась всех.
Так, например, в Торгово-промышленную палату ВС поступает множество обращений от представителей бизнеса, которые не вошли в правительственный перечень пострадавших отраслей: это и наружная реклама, издательская и полиграфическая деятельность, фотоотрасль, деятельность по операциям с недвижимостью, отдельные направления медицины, СМИ.
"Конечно, помощь государства каждой отрасли должна быть адресной, с учетом понесенных потерь, но говорить о том, что какой-то вид бизнеса совершенно не несет сегодня убытков нельзя. Именно поэтому система Торгово-промышленных палат предлагает признать наиболее пострадавшими от коронавируса не отдельные отрасли экономики, а предприятия всех сфер экономической деятельности, у которых выручка за март-апрель текущего года упала более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также распространить меры государственной поддержки, принятые в отношении субъектов МСП, на некоммерческий сектор и социальное предпринимательство", — подчеркнул президент ТПП ВС.
Сегодня выручка многих компаний значительно сократилась. Из результатов опроса ТПП РФ "Бизнес-барометр страны" следует, что у четверти предпринимателей доходы упали до 75%, недополучают половину выручки 15% предприятий. В то же время только 10% предпринимателей уже сократили персонал полностью или частично, 45% представителей бизнеса пытаются сохранить трудовые коллективы. Некоторые компании перепрофилируют производство, переходят на доставку или вовсе приостанавливают свою деятельность на неопределенный срок.
"В тех отраслях, где это возможно эффективные предприниматели ушли в онлайн. Например, сфера розничной торговли, система обучения, в том числе и платная. Ресторанный бизнес теперь на доставке. Ряд предприятий сферы услуг также работают либо дистанционно, либо перепрофилировались. Приспосабливаются к новым условиям жизни многие. Но, к сожалению, возможность такая в силу профиля есть не у всех", — подчеркнул депутат Госдумы РФ Александр Якубовский.
И именно сейчас, для того чтобы не просто сохранить свой бизнес, а выжить и восстановиться после пандемии, предприниматели возлагают большие надежды на помощь со стороны государства. Но, к сожалению, сейчас этой поддержки пока недостаточно.
В основном государством предложены отсрочки и рассрочки обязательных платежей, временная реструктуризация кредитов. Но большинство предпринимателей это не спасет, отметил Алексей Соболь. Ведь для ряда отраслей, например, для общественного питания, не действует эффект отложенного спроса, некоторые предприниматели не смогли перейти на онлайн-формат на время самоизоляции.
"К тому моменту, когда долги все-таки придется гасить, у бизнеса просто не будет на это средств. Поэтому нужны более эффективные меры поддержки – полное освобождение от отдельных видов налогов для малого и среднего бизнеса, поддержка самозанятых граждан, ослабление специальных налоговых режимов и так далее", — сообщил президент организации.
На сегодняшний день, острым вопросом для большинства предпринимателей остается оплата арендны. Арендодатели не всегда идут на уступки арендаторам, так как каждая из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность в своих интересах. 58% предпринимателей столкнулись с этой проблемой и заявили о невозможности оплаты арендных платежей. Ещелдна проблема — незнание о мерах поддержки: куда и к кому обратиться, какие документы предоставить, либо что делать если получили отказ в предоставлении "кредитных" каникул. Несмотря на целенаправленное развитие государством цифровой экономики современная цифровая среда так и не создана. 42% предпринимателей отметили, что не имеют технической возможности для организации работы в удаленном режиме.
Опрос, проведенный среди малых и средних предпринимателей России, показал, что 3 млн субъектов МСП них могут закрыться. Работу тогда потеряют 8,6 млн человек. Общая задача властей – не допустить такого развития событий, заявил председатель ИРО "Опора России" Александр Чалбышев. Важно не забывать, что малый бизнес обеспечивает занятость значительной части населения и Иркутской области.
"Угроза распространения коронавируса, рост курса валют, закрытие границ – в результате серьезно пострадали небольшие компании, жизнеспособность которых зависит от ежедневной выручки. Работа таких предприятий (в особенности для малых городов) составляет основу экономики. Антикризисные меры приняты, но, к сожалению, для спасения экономики их пока мало. Эксперты "Опоры России" разработали новый пакет предложений по удержанию экономики. Он будет направлен во все органы власти. Иркутское региональное отделение работает в постоянном взаимодействии с правительством Иркутской области, Законодательным собранием, коллегами из других деловых объединений, а также с профильной комиссией по поддержке малого бизнеса в Госдуме. При региональном отделении "Опоры" мы организовали антикризисный штаб. Эксперты в сфере налогового законодательства, юридической защиты, специалисты из банковской сферы разбираются с каждым конкретным случаем.Только объединяя усилия, мы сможем преодолеть вызовы времени", — подчеркнул председатель ИРО "Опора России".
Также предложения предпринимателей собирают и в ТПП ВС. Инициативы направлены в органы исполнительной и законодательной власти, а также вошли в общую петицию ТПП РФ для выработки третьего пакета антикризисных мер.
"Безусловно, предложенных мер поддержки недостаточно. И это понимают все. Поэтому по решению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина создана комиссия по поддержке малого и среднего предпринимательства, куда вошел и я. Сейчас мы собираем предложения по увеличению мер поддержки от предпринимателей со всей страны, анализируем их, структурируем. Предложения прошу направлять на мою почту. Итогом этой работы станет пакет инициатив для поддержки бизнеса, который будет передан правительству РФ", — сообщил Александр Якубовский.
Кроме того, регулярно на площадке Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы РФ проводятся онлайн-конференции, куда приглашают предпринимателей разных отраслей со всех регионов, в том числе и из Иркутской области. Там они высказывают свои предложения.
Свои инициативы по поводу мер поддержки также подготовило Иркутское региональное отделение "Опоры России". Они касаются и региона, и страны в целом. Часть этих предложений будут переданы в комиссию Государственной думы. Часть, касающихся поддержки бизнеса именно Иркутской области, будут направлены врио губернатора региона Игорю Кобзеву с просьбой рассмотреть и поддержать.
Как рассказал Алексей Соболь, известно, что конец пандемии близок, если в течение 10-14 дней число вновь заболевших вирусом не вырастет. По мнению российских ученых, в России эпидемия сойдет на нет в первой половине июня, не раньше. То есть ориентировочно в начале июня режим самоизоляции могут снять. Его могут снять и раньше, если экономические потери от данного режима станут неподъемными, а ситуация с вновь заболевшими не будет критической. Поскольку при введении режима самоизоляции никто не мог просчитать, да и не подсчитывал возможные экономические потери от него.
Александр Якубовский в свою очередь заметил, что насколько долго продлится режим самоизоляции, никто наверняка сказать не может. Пока это только предположения, которые больше похоже на гадание на кофейной гуще. Сейчас важно сосредоточиться на его соблюдении. От общей дисциплины зависит его длительность. Режим самоизоляции направлен на то, чтобы снизить пиковую нагрузку на больницы и врачей. В любом случае каждый регион принимает свое решение по ограничительным мерам. Это право дал президент. Если руководство области или края посчитает нужным, то меры минимизируют. Либо наоборот ужесточат. Как это происходит, например, в Москве, где ежесуточный рост заболевших высок.
"Безусловно, экономика страдает и в России, и в мире. По словам экспертов, общемировая экономика так сильно не падала со времен великой депрессии. Также специалисты отмечают, что падение ВВП в России по итогам 2020 года может составить от 4 до 5%. Кризис уже затронул большинство отраслей. Это более 500 тысяч предприятий, где трудится более 5 млн человек. При этом в Иркутской области таких жестких мер на передвижение и работу малого и среднего бизнеса не вводилось, как например, это случилось в Москве и некоторых других центральных регионах России. Но, тем не менее, экономические потери будут ощутимы. Львиная доля поступлений в бюджет Прибайкалья — от добывающих компаний. У крупнейших из них сейчас снижение доходов. Безусловно, это отразится на областном бюджете", — подчеркнул депутат.
Когда снимут ограничительные меры, главным вопросом станет то, как быстро бизнес сможет восстановиться и вернуться к нормальной работе. У некоторых организаций на это уйдет ни один месяц. По словам президента ТПП ВС, на этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Многое зависит от того, как была организована работа конкретного предприятия до начала пандемии, какими мерами поддержки может воспользоваться предприниматель, достаточны ли они и прочее.
"Быстрее всех, безусловно, восстановится сфера, связанная с промышленным производством. Но и она нуждается в поддержке. На плаву останутся предприятия, которые экспортируют свою продукцию – лесопереработка, металлургическая промышленность и связанные с ними отрасли, агропромышленная сфера. Нефтяникам, хоть они и относятся к экспортоориентированным предприятиям, сейчас тоже непросто. Очевидно быстро восстановится IT-сфера, она будет только развиваться и расширяться. Продолжится строительство, особенно социально значимых объектов. Надеемся продолжат реализовываться нацпроекты, особенно в сфере инфраструктуры, образования, здравоохранения. Как только оживет экономика, государственные вливания туда скорее всего пойдут. Иначе механизм оздоровления не запустится", — подчеркнул эксперт.
Просчитывающие любые риски предприятия, даже и не предполагали, что возникнет вирус, которые способен нанести значительный урон экономике всего мира. Введение ограничительных мероприятий очень сильно ударило по бизнесу. Именно сейчас предприниматели ждут волевых решений от властей. Однако уже предложенные меры поддержки не показали своей эффективности. А точнее оказались недостаточными для спасения предпринимательства. На первый план вышло скорее сохранение занятости населения. Что очень важно. Но где взять деньги предпринимателям на выплату зарплат сотрудникам — никто не сказал. Ведь гранты от федерации на оплату труда работников получат не все. Очевидно, что нужно вводить новые антикризисные меры. Тем более, что если режим самоизоляции продолжится и дальше, многие предприниматели уже не смогут самостоятельно спасти свой бизнес и будут вынуждены свернуть свою деятельность, что еще больше повлияет на экономические показатели в регионе, который до сих пор не восстановился от крупного летнего наводнения.