8 июня 2020. Коронавирус нанес ощутимый удар не только по здоровью жителей планеты, но и по экономике. Временное закрытие предприятий и организаций, режим самоизоляции негативно сказались прежде всего на состоянии потребительского рынка. Вынужденный отказ от посещения общественных мест привел к резкому сокращению потребления товаров и услуг. В Иркутской области оборот общественного питания в апреле по сравнению с апрелем прошлого года снизился на 42%, продажа товаров.— на 31%, объем платных услуг – на 29%, сообщили ИА IrkutskMedia в пресс-службе Иркутскстата.
Продолжавшие работать продовольственные магазины потеряли сравнительно немного (снижение к апрелю прошлого года на 7,5%), а продажа непродовольственных товаров сократилась вдвое. Замедление оборота привело к возрастанию товарных запасов в торговой сети, если прежде их хватало на 46-56 дней торговли, то к началу мая складские запасы могли обеспечить торговлю на 63 дня.
Апрельский спад внес негативную корректировку в итоги четырех месяцев. В целом за январь-апрель в общественном питании и сфере сервиса отмечено снижение на 10%, в розничной торговле – на 4%.
"Из всех видов услуг возросли только услуги почтовой связи, курьерские (на 2,4% к январю-апрелю 2019 года), юридические (на 5,4%). Наиболее заметно сократился объем услуг транспорта, культуры, санаторно-курортных, медицинских, гостиничных услуг (на 22-28%), а также бытовых (на 17%)", — говорится в сообщении.
Бытовой сервис просел по всем направлениям. Чаще всего жители Приангарья отказывались от услуг бань и душевых, ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовления и ремонта мебели, услуг проката и ритуальных услуг.
Такой апрельский "аскетизм" обеспечил населению региона внеплановую экономию средств, суммарно около 12 млрд рублей. Организации, работающие на потребительском рынке, утратили эту же сумму в виде выручки. Соответственно бюджет недополучит ощутимую часть налогов от прибыли организаций.