16 июня 2020. Публичные слушания "Об исполнении областного бюджета за 2019 год" под председательством главы комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой состоялись в Законодательном собрании Иркутской области сегодня, 16 июня. Участниками мероприятия стали не только должностные лица органов власти, но и представители общественных организаций, различные предпринимательские объединения. В целом Контрольно-счетная палата Иркутской области обнаружила нарушений на 9,1 млрд рублей при исполнении регионального бюджета на 2019 год. Частично неосвоенными оказались средства на реализацию нацпроектов, регпрограмм и безвозмездные поступления на ликвидацию последствий летнего наводнения. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Как рассказала и.о. министра финансов Иркутской области Наталия Бояринова, при исполнении областного бюджета в 2019 году правительством региона обеспечивалась взаимосвязь между распределяемые финансовыми ресурсами и результатами их использования в соответствие с установленными приоритетами государственной политики.
"Мы хорошо стартовали в начале 2019 года, но масштабное наводнение, которое накрыло регион прошлым летом, привело к необходимости пересмотра расходных статей областного бюджета. И направление дополнительно поступающих доходов на ликвидацию последствий ЧС", — подчеркнула глава Минфина региона.
В процессе исполнения бюджета, помимо включения мероприятий по ликвидации ЧС, вносились изменения, направленные на финансовое обеспечение реализации майских указов президента, увеличение инвестиционной составляющей регказны на поддержку местных бюджетов.
Итогами исполнения областного бюджета за 2019 год стали суммарные доходы в объеме 194,9 млрд рублей (почти на 20% выше, чем в 2018 году). Налоговые и неналоговые доходы регказны увеличились со 137,7 млрд рублей до 143,4 млрд рублей. При этом объем финансовой поддержки из федерального бюджета вырос в два раза. Основное направление федсредств было связано с мероприятиями по ликвидации последствий наводнения. Расходная часть бюджета составила 207,2 млрд рублей. С приростом к 2018 году почти на 39%.
Ухудшение ситуации с наполняемостью регказны доходами, возросшая нагрузка в связи с ликвидацией последствий ЧС привели к тому, что областной бюджет по итогам 2019 года был исполнен с дефицитом в 12,3 млрд рублей.
В структуре собственных доходов областного бюджета основной объем, как и прежде, заняли налог на доходы физлиц и налог на прибыль организаций. В 2019 году они составили 73% доходной части. По налогам и неналоговым доходам областного бюджета Приангарье недополучило более 1,5 млрд рублей.
Между тем обеспеченность населения среднедушевыми доходами за последние два года увеличилось почти на четверть. По величине данного показателя Иркутская область занимает вторую позицию по СФО.
В 2019 году на 1 рубль, полученный из федерального бюджета, в вышестоящий бюджет Иркутской областью было перечислено 6,6 рублей, что является 20-м показателем среди субъектов РФ и характеризует Иркутскую область, как регион с высокой налоговой отдачей облэкономики для регионального бюджета, заметила Наталия Бояринова.
В 2019 году на территории Иркутской области действовала 21 госпрограмма. Областной бюджет сохранил свою социальную направленность. Расходы на соцсферу составили почти 71% от общего объема расходов. Расходы на исполнение всех мер социальной поддержки отдельных категорий граждан увеличились почти в два раза, в первую очередь помощь за счет оказания помощи населению, пострадавшему от летнего наводнения. Всего в Иркутской области на постоянной основе предоставляется 120 мер соцподдержки. В течение года меры поддержки оказаны 612 тысячам жителям региона.
Кроме того, в Иркутской области в 2019 году началась реализация девяти национальных проектов. На эти цели было направлено 21,5 млрд рублей, в том числе из федказны — 11,8 млрд рублей.
Общий объем инвестиционной составляющей в бюджете Иркутской области в 2019 году составил более 18 млрд рублей. В основном средства направлялись на строительство, капремонт, реконструкцию объектов здравоохранения, образования, ФОКов, дорог, модернизацию объектов коммунального хозяйства. В эксплуатацию было введено 60 объектов государственной и муниципальной собственности.
В виде межбюджетных трансфертов из областного бюджета в МО было перечислено 71,5 млрд рублей. Это на четверть больше, чем в 2018 году. Нецелевая помощь муниципалитетам была увеличена на 26%. И составила 11,6 млрд рублей.
По состоянию на 1 января 2020 года госдолг региона увеличился на 4,7 млрд рублей и составил 16,9 млрд рублей. Увеличение долговой нагрузки, в первую очередь, было связано с необходимостью финансирования расходов, направленных на ликвидацию ЧС. Несмотря на увеличение госдолга, Иркутская область продолжает оставаться в первой группе субъектов с высокой долговой устойчивостью.
Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева обратила внимание, анализ макроэкономических показателей областного бюджета показал определенную нестабильность. Так, например, индекс промышленного производства, который должен влиять на ВВП, составил 98,6%, что меньше чем в 2018 году на 2,6%. Это очень негативный показатель, заметила Ирина Мороховева. Оборот розничной торговли и оборот общественного питания также имели отрицательную динамику, как и ввод в действие жилых домов. Снизилось и производство сельскохозяйственной продукции. В этой отрасли впервые за последние годы наметилась отрицательная динамика.
Инфляция в Иркутской области в 2019 году составила 5,6%, прирост по сравнению с 2018 годом составил 2,8%. Неблагоприятная ситуация сложилась и в части начисленной средней зарплаты. Прирост составил 107,2%, что ниже на 2,5% уровня 2018 года. Объем реальной начисленной зарплаты на одного работника составил 101,1%, снижение снижение по сравнению с 2018 годом — 4,9%.
Говоря об основных параметрах исполнения областного бюджета в 2019 года глава КСП региона подчеркнула, что расходы областного бюджета составили 207,2 млрд рублей. Неисполнение — около 10 млрд рублей. "Этот показатель складывался в течение года. Мы проводили соответствующий мониторинг, направляли результаты в адрес губернатора, ЗС. Также предостерегали о том, что у нас иногда идет неравномерное исполнение бюджета. И в конце концов мы увидели, что он был не исполнен на 10 млрд рублей. Это сумма очень большая. Мы не додали эти средства нашим получателям, муниципальным образованиям. И, конечно, хотелось бы, чтобы при утверждении бюджета наши просьбы были услышаны. Чтобы мы не просто забили те или иные расходы в бюджет, а полностью эти деньги освоили", — сообщила Валентина Морохоева.
Еще одна не менее важная статья бюджета — безвозмездные поступления. 2019 год был особенным для Иркутской области. Безвозмездные поступления приросли, в том числе за счет ситуации, сложившейся из-за наводнения прошлым летом, и реализации нацпроектов.
"Региональные проекты впервые начали реализовываться на территории субъектов РФ в 2019 году. Вместе с тем их нормативно-правовая база, финансовое наполнение и пристальное внимание со стороны государства и правительства Иркутской области, должно было сподвигнуть на то, чтобы все средства регпроектов были исполнены в полным объеме. Однако мы увидели, что у нас традиционно догоняли все в четвертом квартале — 23% средств было освоено в декабре. Почти половина — в конце 2019 года. Это неправильно. Деньги поступают своевременно. Поэтому и все мероприятия нужно проводить вовремя. Вместе с тем, мы видим, что региональные проекты в 2019 году не были исполнены на 3,1 млрд рублей (2,3 млрд рублей — федсредства)", — сказала глава КСП региона.
Второй источник безвозмездных поступлений — средства, связанные с мероприятиям по ЧС. Согласно заключению Контрольно-счетной палаты области, даже предоставленые целевые деньги не были освоены регионом вовремя. Таким образом, неисполнение по ЧС составило лишь 3,1 млрд рублей (1,1 млрд рублей — средства федерации).
Еще одно особенное направление областного бюджета — реализация 21 госпрограммы. На эти цели в 2019 году было направлено 213 млрд рублей. Неисполнение составило 9,5 млрд рублей. По пяти программам исполнение составило менее 90% — "Охрана окружающей среды", "Развитие лесного хозяйства", "Формирование комфортной городской среды", "Доступное жилье" и "Развитие и управление имущественных комплексов".
"Когда мы говорим об областном бюджете, то все время звучит фраза, что нас бюджет сбалансирован. Между тем мы видим, что если отдельная госпрограмма не исполняется — это конечно большой вопрос. Мы все участвуем в увеличении назначений отдельных госпрограмм. В идеале мы должны к концу года приходить к его полноценному исполнению", — заметила Ирина Морохоева.
В целом КСП региона при исполнении бюджета на 2019 год обнаружила нарушений на 9,1 млрд рублей. По итогам проверки были выявлены нарушения, связанные с тем, что в регионе часто принимались расходные обязательства, которые не были обеспечены. Тем самым могли быть нарушены отдельные статьи бюджетного кодекса. Проведя внешнюю проверку сотрудники КСП региона высказали ряд замечаний, вынесли протоколы, к ответственности были привлечены отдельные руководители ведомств. Со стороны Контрольно-счетной палаты Приангарья работа в данном направлении продолжится.
"Сегодня у нас проходили слушанию по исполнению областного бюджета. В публичном пространстве мы дали возможность обсудить все параметры. Мы должны еще раз внимательно изучить заключение КСП региона, принять к сведению и работе те выводы, которые сделаны. Есть много важных моментов. Это вопросы реализации госпрограмм, их эффективность, своевременное использование средств. Это должно делаться в течение всего финансового года. Но никак не в четвертом квартале. А потом эти средства возвращаются в связи с тем, что они не были использованы. Есть необходимость проанализировать неисполнение средств по ЧС. Сумма достаточно серьезная", — резюмировала Наталья Дикусарова.
Напомним, что закон об областном бюджете на 2020 год был принят в декабре 2019 года. По нему дефицит составлял 8,4 млрд рублей. На 30-й сессии Заксобрания Приангарья депутаты приняли изменения в закон о бюджете. Таким образом, принято решение увеличить доходную часть областного бюджета в 2020 году на 10,7 млрд рублей и утвердить в сумме 191,1 млрд рублей за счет уточнения безвозмездных поступлений, в том числе на перепрофилирование медицинских коек для лечения коронавируса, модернизацию и строительство очистных сооружений на Байкале, оснащение объектов спортивной инфраструктуры оборудованием, на ежемесячные выплаты детям от 3 до 7 лет, создание дополнительных мест в детсадах, на региональные социальные доплаты к пенсиями многое другое. Увеличение расходной части областного бюджета на 2020 год предусмотрено на 15,6 млрд рублей (до 205,9 млрд рублей).
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Бюджет Приангарья за четыре месяца исполнили с профицитом в 1 млрд рублей