Иркутская область перестала задыхаться от лесных пожаров

Девять из десяти возгораний в Приангарье ликвидируют в первые или вторые сутки с момента возникновения

14 июля 2020. Пожары в Иркутской области давно воспринимаются как тяжелая, хроническая болезнь.  Мы практически смирились с мыслью, что избавиться от пожаров невозможно. Остается только научиться с ними жить. Но в этом году, несмотря на раннюю весну, засушливое лето и в целом неблагоприятную пожароопасную обстановку, борьба с пожарами идет успешно, регион не задыхается в дыму. По сравнению с прошлым годом, площадь пожаров сократилась на 40%.

В первой декаде мая прошлого года жители Иркутска закрыли окна и старались не выходить на улицу. В самом Иркутске, Иркутском районе, Ангарске и Ангарском районе стоял удушливый запах гари, видимость была ограничена из-за дыма, по воздуху летали частицы пепла. Лесные пожары подошли совсем близко к населенным пунктам Горохово и Ширяево. С 7 по 15 мая на территории Баяндаевского района действовал режим ЧС. Пришлось эвакуировать людей из нескольких поселков, в том числе — Большого Голоустного. Было по-настоящему страшно. К счастью, поселок удалось отстоять. Совсем рядом, на территории Прибайкальского нацпарка горело 1100 га леса. Как выяснилось позже, в "Заповедном Прибайкалье" не заложили средства на тушение пожаров. Весь год лесопожарная служба стонала от недофинансирования. Регион сразу стал лидером по числу и площади  лесных пожаров — горело около 20 тысяч  га леса. Печальное первенство мы с переменным успехом  удерживали на протяжении целого лета. Всего в 2019 году в Приангарье сгорело 1,5 млн га леса. Это антирекорд за всю историю наблюдений. Байкальская природоохранная прокуратура  еще весной обвинила региональные власти в бездействии и некачественной охране лесов от пожаров.

В июле  задыхался и пылал север Приангарья. Тогда дым от пожаров в Сибири доходил не только до других регионов, типа Казахстана,  но даже — континентов. На помощь Приангарью  пришлось отправлять армию и федеральные силы МЧС. 
Генеральный прокурор России Юрий Чайка 25 сентября 2019 года на совещании по вопросам состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования заявил, что причиной роста площадей лесных пожаров в Сибири стала чиновничья волокита. По оценке КСП Иркутской области, общий ущерб от лесных пожаров и незаконных рубок в Приангарье  за 2016-2018 год составил 31,5 млрд рублей. 
Но в эту статистику не вошел ущерб, нанесенный дикой природе и жителям. В 2017 году полностью сгорел поселок Бубновка Киренского района. Всех жителей  пришлось срочно эвакуировать и переселять в другие районы. В деревне Вершина Аларского района сгорело восемь домов и магазин. Из-за шквального ветра горели поселки и дачи в Саянске, Черемховском районе.

Задача — тушить пожар в первые сутки

В этом году пожароопасный сезон начался на две недели раньше обычного. Однако это не стало катастрофой для региона, как было все последние годы. Очевидно, дело тут в новых подходах, которые демонстрирует новый глава региона. С 10 апреля по 30 мая в области произошло 216 лесных пожаров. В прошлом году к этому времени было 159 пожаров, то есть на 57 меньше. При этом, общая площадь, пройденная огнем, не изменилась.  И.о. министра лесного комплекса Дмитрий Петренев, в конце мая объяснял это тем, что в этом году 92% лесных пожаров были потушены в первые сутки.

К июлю общая тенденция стала еще заметнее. По данным министерства лесного комплекса, оперативность реагирования на лесные пожары в этом году значительно выше, чем год назад. В течение первых суток с момента обнаружения удается потушить 90% от общего числа возгораний. В июле прошлого года аналогичная цифра  составляла всего  51%.

С начала пожароопасного сезона 2020 года площади, пройденные огнем, сократились на 73,3%. Удалось спасти от огня на 90 тысяч га больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем, это закономерно. Как говорят специалисты, чем раньше обнаружен пожар, тем больше шансов с ним справиться без особых потерь. Поэтому именно такая задача стоит перед пожарными.

Зоны контроля сократили

Таких успехов область добилась, несмотря на то,  что теперь тушить пожары в каком — то смысле,  даже труднее. Принято решение более чем в три раза уменьшить так называемые зоны контроля с 32-з млн до 9 млн га.  Это труднодоступные лесные участки, тушить лес на них считалось экономически нецелесообразно.  В прошлом году именно в зонах контроля выгорело 1,2 млн га,  или  75% от всех горевших площадей.

Именно из-за этих пожаров в прошлом году весь север области задыхался от дыма. По закону, их можно было не тушить. Возгораний там было немного, но они разрастались до огромных размеров. Тушить их начали лишь после того, как внимание на пожары обратил президент. 
Новый глава региона сразу сказал, что закон нужно менять. В 2020 году зоны контроля решено оставить  в Патомском ущелье, на Северо-Байкальском и Байкальском горных хребтах, в Восточных Саянах. В этих местах из-за сложного рельефа тушение лесных пожаров просто невозможно.

Одновременно с этим, парашютную службу увеличили до 70 человек, до 525 парашютистов-десантников. Еще в планах на этот год — постановка на учет в госсобственность 24% лесных насаждений. Эту работу поручено выполнить до сентября. Из областного бюджета выделили 100 млн рублей на тушение лесных пожаров и увеличение штата лесной охраны. В прошлом году замминистра лесного комплекса в разгар леспожарного сезона заявлял о нехватке финансирования.

Чем меньше незаконных рубок, тем меньше пожаров

В прошлом году  президенту пришлось вмешиваться в ситуацию с лесным сектором Прингарья не один раз. Например, версию об умышленных поджогах упоминали иркутские журналисты во время пресс-конференции с Владимиром Путиным на форуме ОНФ весной. Тогда главе государства рассказали, что  региональная власть не справляется с тушением пожаров и люди винят во всем черных лесорубов, которые с помощью поджогов скрывают следы. Показательным было самое громкое "лесное" дело прошлого года — санитарные рубки в заказнике "Туколонь". Ведь разрешение на них кто-то получил именно после того, как в заказнике возник пожар и якобы стал причиной заражения леса вредителями.

Игорь Кобзев сразу заявил: "Пора нам вводить персональную ответственность за пожары. В первую очередь я имею в виду лесопользователей. Если пришлось привлекать федеральные силы и средства, затраты должен оплатить арендатор из своего личного кармана".

Поэтому в первую очередь в министерстве лесного комплекса занялись ревизией  всех допсоглашений с лесопользователями. Теперь ни один арендатор может заключать договор субаренды без согласования с Минлеспромом. "Мы не можем допустить, чтобы через субаренду в леса заходил кто попало и действовал по своему усмотрению", — добавил глава региона в одном из интервью еще в марте. Результат такой работы налицо. По сравнению с первым полугодием 2019 года, количество незаконных рубок снизилось на 27,8%, ущерб  — и вовсе на 42%.

"На 8 июля 2020 года зафиксировано 1 048 фактов незаконных рубок в объеме 194 694,57 кубометров. Общий ущерб  — 1 млрд 224 млн рублей", — заявил на оперативном штабе в правительстве и.о. министра лесного комплекса Дмитрий Петренев.

С начала года составлено 300 актов о лесонарушениях. Цифры большие, но тут самое главное, что виновные будут наказаны, а ущерб — возместят государству. А деньги можно будет направить на лесовосстановление. И ведь самое главное: стало меньше незаконных рубок, сократилось количество пожаров.

Не занижать количество пожаров и вовремя просить о помощи

Пожалуй, впервые регион начал конструктивно работать с федеральным центром. До сих пор "наверху" нас обычно ругали. В отчете, который был составлен по итогам визита в регион комиссии Совета по правам человека при президенте России, отмечалось: статистика по лесным пожарам искажается. Регион регулярно занижает показатели, пытаясь обмануть федеральные надзорные органы.

Не занижать количество пожаров и во-время просить о помощи — еще одна составляющая успеха. Поэтому с 3 июля в области ввели режим ЧС. В тот же день к ликвидации сложных лесных пожаров приступил самолет Бе-200 МЧС России. Ожидается прибытие самолета-танкера Ил-76, который сейчас занят на тушении лесных пожаров в регионах, где ситуация более сложная. В Чунском районе 6 июля потушили два лесных пожара при помощи искусственных осадков, вызванных самолетом Ан-26. Он стреляет по облакам специальными пирапатронами.

"В этом году руководство Иркутской области принимает беспрецедентные меры по охране лесов от пожаров, — заявил на очередном заседании оперштаба  заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Александр Агафонов. — Такого не было никогда: 85% пожаров тушат в первые сутки, еще 7% — на вторые. Я отмечаю хорошую оперативность реагирования. Правительство Российской Федерации рассмотрело заявку Иркутской области. В ближайшее время к вам поступят дополнительные силы и средства на мониторинг и тушение лесных пожаров. Я думаю, что этот сезон в плане борьбы с природными пожарами должен пройти успешно".

По данным на 30 июня, с начала пожароопасного сезона на территории области зарегистрировано 450 лесных пожаров. Это на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, это немногим больше прошлогодних показателей. Но площадь, пройденная огнем, — 35 771 гектар, что почти на 40% меньше, чем год назад в это же время.

В общем,  половина  жаркого лета прошла, а регион демонстрирует неплохие показатели. И главное — не задыхается в дыму, не теряет в огне свое "зеленое золото" такими темпами, как это было в прошлом. Иркутская область этой весной впервые за несколько лет не вошла в лидеры по количеству лесных пожаров. Это показатель.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость