Игорь Кобзев: Каждое новое соглашение - это импульс для экономики Иркутской области
Во Владивостоке завершился Восточный экономический форум, где главы регионов, министры, представители крупных компаний, а также многочисленные зарубежные гости обсуждали развитие и экономический потенциал стран АТР. Тема принципиальная в условиях меняющегося миропорядка. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев видит в таких мероприятиях перспективы в части выстраивания прямых и долгосрочных связей регионов России со странами Азии.

В эксклюзивном интервью для ИА IrkutskMedia на Восточном экономическом форуме глава Приангарья отметил успешную реализацию ряда соглашений, заключенных на прошлогоднем форуме, и рассказал о новых перспективных проектах. Одни из таких — подготовка к газификации Усть-Кута, проект по созданию производства электробусов в Иркутской области, запуск новой швейной фабрики. Также губернатор рассказал о перспективах реализации проекта Иркутской агломерации, строительстве теплового луча, вопросах регулирования хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории.
— Игорь Иванович, в прошлом году на ВЭФ было подписано несколько соглашений. Какие из них уже удалось реализовать за минувший год?
— Восточный экономический форум — это не только площадка для субъектов Дальневосточного округа, на нем приняли участие и губернаторы четырех сибирских регионов. Всё очень просто: страны Азиатско-Тихоокеанского региона — это стабильные и перспективные рынки сбыта, а также технологического сотрудничества. В прошлом году мы успешно экспортировали в страны АТР продукцию более чем на 8 млрд долларов.
ВЭФ предоставляет возможность встретиться с зарубежными партнерами и улучшить взаимодействие с другими регионами Российской Федерации. Форум также предполагает обсуждение ключевых вопросов федеральной повестки с участием всех министерств, что помогает нам формировать интересующую нас повестку. С момента прошлого ВЭФ минуло 8 месяцев, и за это время некоторые соглашения уже были реализованы, а по другим идет работа.
Например, в августе в Иркутскую область приезжали сотрудники производственно-экспортной компании "ЭПТ", которая входит в Группу компаний "Новый Сухопутный Зерновой Коридор". Предварительно мы выбрали площадку для размещения элеватора в поселке Харик Куйтунского района. Сейчас ЭПТ готовит список требований к производственной и технологической инфраструктуре. А Корпорация развития региона параллельно подбирает адресные меры поддержки для инвестора.
Другой пример: мы подписали соглашение с ИНК и Газпромом о газификации Усть-Кута. Этот процесс находится на финишной прямой, ближайшие два года будут ключевыми для его завершения. Пока мы говорим только о газификации Усть-Кута, так как одна компания занимается добычей нефти и газом, а другая готова рассмотреть социальную и промышленную газификацию как перспективу экологического и экономического роста. Мы как оператор возьмем на себя нагрузку, а они (инвесторы) будут отвечать за газотранспорт. Это был долгий путь, и мы рады, что наконец-то разрешили все вопросы.
— Что еще можно отметить из достижений Иркутской области?
— Мы продолжаем работать над рядом проектов предметно. Например, проект с электробусами уже находится в стадии структурирования. Он имеет как региональное, так и федеральное значение. В будущем Минпромторг еще должен оказать содействие в заключение офсетных контрактов для использования этих электробусов для государственных нужд. Чтобы внести изменения, необходимо учесть все аспекты, включая обслуживание и реализацию этого процесса. Важно не переходить от одной крайности к другой в данном вопросе.

С экономической точки зрения, идея создания производства электробусов в Иркутской области представляет собой полезный ресурс для Усолья-Сибирского. Завод будет строиться именно там, а также появится возможность организации обучения новым специальностям.
Кроме того, мы провели встречу с акционерным обществом "Почта банк", которое является операторами "Пушкинской карты". Это интересная история в контексте вовлечения молодежи. Мы уже нашли места, где "Пушкинскую карту" можно применить и мы будем это реализовывать.
— Как обстоят дела с развитием агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов?
— Развитие данной агломерации зависит от политической воли муниципалитетов. Если они проявят интерес, мы готовы их поддержать. В настоящее время мы следим за обсуждением вопроса о трансформации границ Иркутского района, Иркутска, Шелехова и Ангарска. Независимо от того, сколько времени это займет, мы все равно придем к решению, потому что это открывает новые возможности, особенно с учетом развития аэропорта. Новая воздушная гавань может стать транспортным хабом и стимулировать процесс формирования агломерации. Интересно наблюдать, как город будет развиваться в дальнейшем. Пока мы видим, что развитие складывается в направлении Шелехов-Ангарск-Усть-Орда, поэтому в настоящее время мы работаем в этом направлении. Сложно, но мы прикладываем все усилия.
Я считаю, что городская Дума и мэр Иркутска во время выборов депутатов Думы следующего года определят перспективы своего последующего пятилетнего правления с учетом этого вопроса. В настоящее время мы строим тепловой луч и рассматриваем различные варианты домостроения, учитывая все возможности.
— К слову, как сейчас продвигается строительство теплового луча?
— Это достаточно сложный процесс. Как это часто бывает с проектами, в ходе возникают некоторые изменения и препятствия. В настоящее время мы проводим встречи с энергетиками, которые уже приступили к работам. Область в данном контексте выступает в качестве государственного инвестора. Дальнейшая реализация проекта зависит от сотрудничества энергетических компаний и администрации города.
Сейчас ведутся несколько этапов. Во-первых, необходимо создать трубопровод, который позволит увеличить объемы теплоснабжения. Во-вторых, планируется строительство жилых помещений. Я согласился с этим проектом, потому что вижу перспективность в развитии города. Строители подтвердили, что на данной площадке можно возвести 1 млн кв. метров жилья, что позволит заменить ветхие и аварийные дома, а также создать необходимую инфраструктуру и социальные объекты. Если все пройдет успешно, то это станет новым Иркутском. Старый город, конечно, не исчезнет, но на площадке будет осуществляться такой масштабный проект, что можно будет говорить о реальном изменении города.
— Как продвигается строительство Южного обхода? Это транспортная необходимость для Иркутска, особенно в контексте строительства будущего аэропорта.
— Безусловно — вопрос Южного обхода в основном и связан с аэропортом. Мы провели совещания с компанией "Российские технологии", помощником президента Игорем Левитиным, руководителем "Ростеха" Сергеем Чемезовым и полпредом президента в СФО Анатолием Серышевым, чтобы обратить внимание на вызовы, связанные с внутренним туризмом. Он активно развивается, на Байкал приезжает гораздо больше туристов, чем в прежние годы. Сейчас аэропорт Иркутска обслуживает около трёх миллионов человек в год, его терминалы на это не рассчитаны. Поэтому принято решение в этом году построить модульную конструкцию терминала внутренних линий. В ней будут обслуживать прилетевших пассажиров и выдавать им багаж. Мы осознаем, что это не является идеальным решением, но такая мера поможет справиться с некоторыми неудобствами, с которыми мы сейчас сталкиваемся.
Обсуждается вопрос проведения технико-экономического обоснования строительства ещё одной взлетно-посадочной полосы в существующем аэропорту. Мы просмотрели типовой проект, аналогичный тому, что был реализован в Сочи, где есть две полосы и заход с моря. Его реализация позволит нам не только не расширять 7-ю зону ПАТ (приаэродромной территории — прим.ред.), но даже уменьшить ее. Это чрезвычайно важно для развития Иркутска. Второе важное дело — определение места расположения нового аэропорта. Мы его уже нашли — рядом с деревней Позднякова в Иркутском районе, но для реализации проекта потребуются значительные финансовые ресурсы. Ранее была такая возможность, но ею не воспользовались.
В новом аэропорту, который мы планируем построить в Позднякова, рулежные дорожки, стоянки, взлетно-посадочная полоса будут введены в эксплуатацию поэтапно. Вся связанная с аэропортом инфраструктура, в том числе автомобильные дороги: Южный, Восточный и Северный обходы Иркутска, обеспечат транспортную разгрузку города, ведь идея заключается в том, чтобы использовать обходные пути, минуя центральную часть города.
— То есть самые ближайшие задачи — это строительство ВПП?
— Первый этап, который направлен на работу с существующим аэровокзальным комплексом, включает строительство взлетно-посадочной полосы, стоянки и терминала для обслуживания пассажиров. Строительство требует значительного развития дорожной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Наша цель заключается в создании условий для жителей, обеспечении безопасности, комфорта и удобства.
— Вы упомянули туристический потенциал в связи со строительством аэропорта. Насколько сейчас, в условиях закрытых границ, он реализуем? И как на это повлияет закон об охране озера Байкал?
— Я уже высказал свою позицию относительно закона об охране озера Байкал. Мы встречались с экспертами и экологами, и они поддержали меня в том, что касается защиты озера и сооружений, а также восстановления границ захоронений в пределах населенных пунктов. Они не высказали возражений по этим вопросам. Однако вызывает вопросы пожарная безопасность и доступность транспорта.

Мы живем здесь, в этих домах, и понимаем, что нарушение пожарных разрывов представляет угрозу населенным пунктам. Не менее важен и связанный с этим вопрос имущественной компенсации.

Также необходимо принять во внимание право собственности в пределах населенных пунктов. Население готово к этому, а эксперты видят случаи злоупотребления. Для этого мы возьмем пилотную зону и составим позицию исходя из конкретных обстоятельств. Мы готовы рассмотреть нестандартные подходы в этом вопросе, учитывая индивидуальные случаи.

— Для многих жителей это принципиальный вопрос, вопрос жизни на территории.
— Байкал является важным объектом, мы должны сделать прогноз для жителей 70 населенных пунктов, это 5 тысяч человек. Сейчас нам необходимо сделать прогноз и все нюансы должны быть урегулированы. Речь идет о жителях нашего региона, и их правах. Я считаю, что здесь возникает недопонимание между экспертным, экологическим сообществом и жителями, которые проживают в этом регионе.
— То есть вы поддерживаете второе чтение, так?
— В принципе, да. Мы долго обсуждали все возможные варианты решения.
— Вероятно, отсутствие такой гарантии, что каждый случай будет рассмотрен предметно, до сегодняшнего дня вызывало опасения в экспертном сообществе.
— Безусловно. Но и я несу ответственность перед людьми. Даже если возникнут какие-либо проекты, они будут выполняться в рамках взаимодействия между заказчиком и исполнителем. Мы будем следовать этим принципам. Пожалуйста, пусть экспертное сообщество проконтролирует, какие рубки будут производиться. Но не стоит ожидать, что специальная техника сможет войти сегодня. Я считаю, что я также несу ответственность перед людьми, проживающими на тех территориях. И также перед жителями, профессионалами, экспертами и экологами, которые живут в Иркутской области и в Российской Федерации в целом. Если где-то будет смещение баланса, я понимаю, что это будет уже моя ответственность.
— Игорь Иванович, вы сейчас говорите категориями персональной ответственности. Можете ли вы оценить изменения в своих своих взглядах спустя более трех лет на посту губернатора?
— На форуме я встретился с коллегами, в том числе с Алексеем Серко (статс-секретарь замглавы МЧС). Мы говорили о работе, задачах. И сейчас я совершенно точно понимаю, что работа губернатором является всеобъемлющей. Я не могу назвать ни одну сферу, которая не рассматривалась бы главой региона. Можно провести аналогию с военной структурой — командир полка, командир батальона. Сегодня глава региона — это командир батальона, за которым стоит население и территория, а также все правовые и иные аспекты.
Я отвечаю перед главой нашего государства за все. Поэтому нужно быть готовым ко всему, понимая, что я стал другим человеком за это время, у меня появились новые знания и опыт. Не в смысле принятия решений, но в смысле накопленного опыта, учебы и наставничества. Это два основных фактора.
Посмотрите сами, я приехал сюда без опыта регионального управления в целом. Я имел представление о нем, так как сам работал в системе регионального управления, когда руководил Воронежской областью Алексей Васильевич Гордеев. Но тогда речь в основном шла о вопросах безопасности. Губернатор имеет важную роль в этом аспекте, но также связан с планированием экономики и социальными гарантиями жителей. Мне пришлось учиться здесь. Мы не сразу добились результатов. То, что Иркутская область сегодня находится в фокусе федерального центра, я считаю это заслугой всех нас — жителей, команды и меня самого. Моя задача — правильно расставить приоритеты.
— Ну, например, в плане ликвидации пожаров, до вас справлялись хуже.
— Но, может быть, не только это. Здесь есть множество условий. Может быть, мы должны были обратить на что-то больше внимания. Здесь требуется постоянный контроль, мы должны работать на предупреждение, на профилактику и на реагирование. Это вещи, которые обеспечивают стабильность. Да, существуют проблемы, мы разбираемся и устраняем их. И не имеет значения, где находятся наши полномочия, если где-то горит, мы едем и ликвидируем пожары.
Но если завтра где-то в Красноярском крае загорится дом, а наши подразделения будут рядом, почему бы не помочь? Присяга, которую они дали, обязывает их делать все возможное для спасения людей. То же самое с лесниками. Сейчас мы следим за тем, как проходит Лесной форум. Потому что мне и самому интересно. Поэтому сегодня у нас есть различные возможности. Если говорить о потенциале нашего населения, то считаю, что у нас есть доверительные отношения, но не такие, какие мне бы хотелось. Но мы движемся в этом направлении, стараемся быть надежными.
Made on
Tilda
.