Многие автомобилисты не раз сталкивались с насущной проблемой при замене масла в двигателе. Изучение форумов, советы друзей, знакомых, консультации специалистов автосервисов дают спектр ответов, но не всегда очевидных. В итоге владелец автомобиля остается на распутье при выборе масла из субъективных мнений "советчиков". Важно приобретать моторное масло известных мировых производителей, качество которого отвечает основным требованиям и стандартам, советуют эксперты компании Idemitsu Сергей Мягков и Павел Архангельский. В интервью корр. ИА IrkutskMedia они рассказали, о привлекательности Иркутской области для компании, зависимости правильно подобранного масла и расхода топлива, а также приоткрыли тайну разработки новых стандартов масел Idemitsu.
— Сергей Анатольевич, Павел Игоревич, расскажите о бренде Idemitsu. Как давно возникла компания? Какие у нее позиции на мировом рынке?
— П.И.: Idemitsu – одна из старейших в мире компаний по производству смазочных материалов. В этом году мы отметили 107 лет с момента основания. Idemitsu – это фамилия основателя компании, звали его Садзо Идемитсу. На сегодняшний день это вертикально-интегрированная нефтяная компания.
— С.А.: В мировом масштабе мы занимаем восьмое место в мире по объему производства смазочных материалов. Кроме того, мы сильны в области энергетики, в том числе атомной промышленности, атомной энергетики, добыче угля, занимаемся биотехнологиями, но основа нашего бизнеса – это все-таки смазочные материалы. Именно на японском рынке мы делим первое и второе места по объему поставок на конвейеры крупнейших автопроизводителей. Из японских компаний мы занимаем первое место с точки зрения глобальных поставок смазочных материалов. У нас есть свои нефтяные скважины в Северном море, свой флот танкеров и три нефтеперерабатывающих завода только на территории Японии. Сейчас действует около 5 тысяч автозаправочных станций, при этом моторное масло – это основа нашего бизнеса.
— Можно сказать, что Idemitsu сейчас, в принципе, на слуху и многие автослесари и специалисты СТО нередко советуют приобретать моторное масло этой марки. Как давно компания представлена на российском рынке?
— С.А.: Первое представительство было зарегистрировано в 2010 году, но активные продажи масел начались четыре года назад. Для Idemitsu основой бизнеса всегда была поставка масел и смазочных материалов на конвейеры для японских автопроизводителей.
— П.И.: Решение открыть представительство было связано с тем, что российский рынок – один из крупнейших в мире. А продажи масел под собственным брендом – это важно, интересно и экономически целесообразно.
— Где открылись первые фирменные магазины компании в России?
— С.А.: Это Москва и Владивосток. Дальний Восток – это более лояльный регион, узнаваемость бренда выше. Очень много масел Idemitsu привозилось в этот регион еще до официального прихода компании на рынок. Одной из первых компаний, оформившей официальные поставки масел Idemitsu на российский рынок напрямую из Японии, было ООО "Акира Оил". Именно поэтому открывать представительство в России было проще. Кроме того, интерес вызывало еще и то, что во многие праворульные автомобили было залито масло Zepro – люди находили в багажниках канистры из-под него.
— Если говорить о покупательской способности, отличается ли она на Западе, на Урале и в Сибири. Корректировалась ли продуктовая линейка с приходом Idemitsu в Иркутскую область?
— П.И.: Нет. Какой-то специализированной стратегии с точки зрения продуктовой линейки по регионам нет, потому что сегодня стратегию развития продаж строим первично от производимых автомобилей в Азии, Японии, Корее, Европе, Америке. Наиболее емкий на сегодняшний день рынок в России – Центральный федеральный округ в силу численности населения.
— Чем привлекателен иркутский рынок для компании?
— П.И.: Большая емкость парка азиатских автомобилей, высокая лояльность к брендам японских автопроизводителей, как и ко всем товарам, произведенным японскими компаниями.
— Какие конкурентные преимущества есть у бренда Idemitsu, которые позволяют завоевывать потребителя?
— С.А.: Основное преимущество – это японский бренд. У нас есть две линейки масел – премиальные и рассчитанные на средний ценовой сегмент. Люди с разными финансовыми возможностями могут выбрать масло для своих нужд и своего кошелька, но качество продукта не вызывает сомнений ни в премиальной линейке, ни в средней ценовой. Покупатель обращает в первую очередь внимание на высочайшее японское качество, его стабильность от партии к партии.
— Чем отличаются продукты премиального сегмента от среднеценового?
— П.И.: Существует мировая стандартизация смазочных материалов, которые определяют технические требования. Чаще всего премиальные линейки идут с превышением технических нормативов, их производят с определенным техническим запасом, а бюджетные – строго соответствуют заявленным требованиям.
— С.А.: Кроме того, премиальная линейка Zepro производится на нашем заводе в Японии, выпускается в фирменных железных канистрах. Линейка масел Idemitsu производится на суперсовременном заводе в Таиланде.
— Вы уже заговорили о производственных мощностях компании. Насколько я знаю, у вас четкие требования к качеству продукта, очень щепетильно относитесь к технологичному процессу. Не планируете ли открывать производство в России?
— С.А.: У нашей компании много заводов, но с которых мы импортируем масла в Россию, всего три: один находится в городе Чиба в Японии (он производит премиальное масло Zepro, линейка Idemitsu), производится на заводе в Таиланде. Кроме того, у нас есть трансмиссионные масла – мы их импортируем из Америки. Проектов запуска завода в России пока нет. Важно, чтобы наши продукты производились в Японии, мы этим гордимся, потому на российском рынке очень мало таких настоящих продуктов.
— Обратимся к продуктам Idemitsu. Что предлагается компанией?
— П.И.: Линейка Idemitsu насчитывает более 2 тысяч наименований. Сегодня приоритетным направлением являются моторные масла для легковых автомобилей. Также сейчас производятся смазочные материалы для коммерческого транспорта, грузовиков. Одно из сильнейших направлений – масла для строительной, горнодобывающей техники и прочего. Кроме того, мы производим специальные масла, которые добавляются в систему кондиционирования каждого автомобиля. 85% всех масел в Японии, которые заливаются во все японские автомобили, имеют отношение к нам.
— Есть ли проблема подделок у компании? Встречаете ли реплики?
— С.А.: Пока такой проблемы нет, но мы уже начали к этому готовиться, чтобы защитить нашу продукцию. Но не было еще ни одного случая.
— П.И.: Если говорить о продукции, то премиальная линейка у нас относительно защищена самим материалом – канистрой. Жестяная тара в России – вещь непопулярная и достаточно дорогая. По большому счету практически вообще нет оборудования, которое может это делать. А вот для производства пластика существует много мест, где подделывают масла других брендов. Но здесь работает другой момент. Подделки начинаются тогда, когда бренд становится очень популярным, выходит на ТОП уровень. Мы постараемся подготовиться к защите наших товаров от риска выпуска подделок.
— Как можете оценить положение компании на рынке смазочных материалов?
— П.И.: Около 2% рынка в легкомоторном сегменте. Нашу специализацию можно разделить на три большие группы – для легковых машин, грузовой и добывающей техники, а также индустриальный сегмент: заводы, турбины, компрессора и так далее.
— С.А.: Мы стремительно растем. По данным агентства "АВТОСТАТ", Idemitsu по итогам прошлого года была признана компанией №1 среди самых быстрорастущих компаний в России.
— П.И.: Нашему успеху во многом помогает то, что мы на сегодняшний день являемся в России официально представленной японской компанией, занимающейся производством смазочных материалов.
— В интернете сейчас много форумов, на которых автолюбители обсуждают, какое масло подобрать для их любимого автомобиля. Очень много советчиков. Скажите, на что стоит обращать внимание при выборе автомасел?
— С.А.: Главная рекомендация одна: все, что необходимо для вашего автомобиля, нужно искать в рекомендациях компании производителя. Более точные рекомендации по маслам можно получить на нашем сайте. Если вы по каким-то причинам не нашли информацию, то наши специалисты всегда помогут.
— П.И.: Существует, конечно, бытовая практика, когда люди общаются, делятся и интересуются мнением друг друга, но здесь уже вопрос доверия к источнику, который пишет. Главный источник информации о расходниках для автомобиля – это автопроизводитель. Моторное масло просто должно соответствовать тем техническим характеристикам, которые предъявляются производителем.
— Существует ли какая-то зависимость между правильно подобранным маслом и расходом топлива?
— П.И.: Сейчас тенденция и логика строительства японских автомобилей заключается в использовании маловязких продуктов, таких как 0W20. Такой продукт дает экономию топлива по сравнению с маслом вязкостью 5W30.
— С.А.: По оценкам экспертов при переходе с 30-й вязкости на 20-ю. Экономия топлива составляет около 6,5%. Это довольно существенно, и поэтому основная тенденция в автомобилестроении сейчас складывается так, что ведется производство двигателей именно с таким техническим расчетом. Нельзя заливать любое масло во все автомобили, потому что это может привести к печальным последствиям. Например, маслонасосы рассчитаны под одну вязкость масла, а если залить более густое, то насос начинает сильно напрягаться и сокращает свой ресурс.
— Некоторые автомобилисты используют присадки в моторное масло. Даст ли это какой-то эффект по улучшению характеристик продукта?
— С.А.: Этого делать не нужно. Мы никому не рекомендуем использовать какие-то посторонние смеси или присадки, поскольку правильно использовать высококачественные масла. В Японии есть огромный центр по разработке смазочных материалов для Idemitsu. Стоит отметить, что в мире очень мало компаний, которые могут содержать такой исследовательский центр. Там представлено более 40 моторных стендов, где работает более 100 химиков. Они изучают поведение разных двигателей, чтобы создать идеальное по своим свойствам моторное масло.
— П.И.: Пакет присадок уже есть в масле, и он обеспечивает все необходимые функции. Следовательно, добавление еще чего-то не гарантирует в данном случае улучшения работы двигателя и это не рекомендуется делать.
— Масло в процессе эксплуатации теряет свои свойства, так как происходит постоянная работа деталей двигателя. Следовательно, падает уровень масла. Существует ли норма доливки масла? И какова она?
— П.И.: Она прописана в сервисной книжке. Допускается определенный расход масла, ведь любая жидкость испаряется. Но если происходит снижение сверх нормы, то это, скорее, сигнал не о проблемах с маслом, а сигнал о том, что есть неполадки в двигателе и нужно скорее заняться не изучением смазочных материалов, а ремонтом мотора.
— С.А.: Здесь два момента. Во-первых, это испарение. Более жидкие масла склонны к более быстрому испарению, более вязкие жидкости медленнее испаряются. Но сейчас, как мы сказали, тенденция к более жидким маслам, и поэтому испарение у них выше. Во-вторых, физический износ двигателя. Здесь нужно понимать, что лучше обратиться в сервис. Для более старых двигателей мы рекомендуем заливать более вязкое масло. Сам факт доливки масла – это хорошо, потому что оно обновляет пакет присадок. Надо быть готовым к расходу масла в свете современных тенденций.
— Какими новыми продуктами и разработками занимается компания Idemitsu?
— С.А.: Все прогрессивное человечество сейчас работает над новым стандартом масла SP GF-6. Хотя сейчас еще нет официально утвержденных спецификаций, но кампания Idemitsu уже выпустила низковязкое масло 0W-16. В России еще такого масла не появилось, поскольку не вполне ясна целевая аудитория. Кроме стандарта GF-6, мы работаем над расширением нашей линейки для европейского автопрома.
— П.И.: Сейчас оптимальный вариант для более низкотемпературных масел – это масла 0W. Но для российских потребителей выпущен специальный продукт Zepro Touring Pro 0W-30. Есть определенное предвзятое отношение к низким маловязким маслам, поэтому для удовлетворения желания людей ездить на более вязком масле, был сделан отдельный продукт для России.
— С.А.: Для северных регионов стоит обращать внимание на первую цифру, так как это температура холодного пуска. Двигатель работает в таком режиме около одной минуты, но главное, чтобы он завелся зимой при -40°C. Самое лучшее масло начинает с цифры 0, но не нужно менять его летом.
— П.И.: На японском рынке большинство владельцев машин даже не задумывается о спецификациях и вязкостях, потому что они отдают машину полностью в руки специалистам. И перед российским автовладельцем должен стоять вопрос, как правильно выбрать хороший сервис, чтобы там были грамотные технические специалисты, которые все сделают на высоком уровне.
Официальным дистрибьютором продукции торговой марки Idemitsu в России является компания ООО "Акира Оил", головной офис которой находится во Владивостоке. В настоящий момент у компании открыто 10 филиалов, в том числе в Иркутской области – ООО "Акира Оил Иркутск".