Бизнес. 02 ноября, 16:25

Добросовестность в современном праве: судебная практика, закон и реальные проблемы бизнеса

Семинар на эти темы проведут для жителей Иркутска 10 ноября

2 ноября, IrkutskMedia. Что такое добросовестность с точки зрения закона? Почему бизнесу важно знать о нормах права, связанных с этим понятием? Как защитить себя и свое дело от недобросовестных контрагентов и органов власти? Об этом иркутянам расскажут на семинаре-встрече "Добросовестность как практический инструмент в бизнесе", который пройдет с 12.00 до 17.00 10 ноября в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке имени И. И. Молчанова-Сибирского. Организатором мероприятия выступит аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приангарье. Информационный партнер – ИА IrkutskMedia.

Модератор встречи – Андрей Егоров, к.ю.н., профессор, первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права имени С. С. Алексеева при президенте РФ, главный редактор журнала "Арбитражная практика для юристов", действительный государственный советник юстиции второго класса.

В программу семинара входит лекция о понятии добросовестности, нормах права, связанных с ним, судебной практике. В преддверии мероприятия Андрей Егоров рассказал о том, в каких ситуациях можно применить нормы Гражданского кодекса, апеллирующие к понятию добросовестности и о различных случаях из судебной практики Высшего Арбитражного Суда.

Добросовестность в целом

При разработке новых положений Гражданского кодекса о добросовестности главная идея заключалась в том, чтобы сформулировать один общий принцип, затем конкретизировать понятие уже других статьях кодекса, регулирующих те или иные отношения. Для некоторых правоотношений прежняя редакция кодекса и раньше предусматривала необходимость оценки с точки зрения добросовестности. Самый яркий пример – добросовестность в вещном праве. Статья 302 ГК РФ регулирует возможность виндикации (требования возврата – прим. ред.) вещи собственником у приобретателя этой вещи в зависимости от добросовестности последнего.

Однако ситуации, в которых требуется проверка добросовестности, не ограничивается только сферой вещных отношений. Они распространены также в корпоративных и обязательственных правоотношениях.

В корпоративных отношениях

В корпоративных спорах проверка добросовестности (в субъективном смысле) требуется при оспаривании некоторых сделок. Например, сделка может быть признана недействительной, если одна из сторон знала о том, что условия невыполнимы, то есть вела себя недобросовестно.

Нормы статьи о добросовестности позволяют бороться с практикой "откатов" – заключения договоров на невыгодных условиях в обмен на личное вознаграждение. Также она позволяет оспаривать сделки, которые руководитель заключает в ущерб компании. Однако возможность признания сделки недействительной по-прежнему зависит от добросовестности другой стороны (от ее осведомленности об ограничении полномочий).

Еще одна сфера применения принципа добросовестности в корпоративных отношениях (на этот раз – в объективном смысле) – это ответственность руководителя компании за его недобросовестные действия (бездействие), которые причинили компании убытки. По закону представитель компании обязан действовать добросовестно и разумно, принимая решения, касающиеся его предприятия. Если директор нарушает эту обязанность, он должен возместить причиненные юридическому лицу убытки.

Вопрос оценки добросовестности возникает также при оспаривании сделок, заключенных так называемыми лжедиректорами. О таких ситуациях также планируется поговорить на семинаре 10 ноября. Отметим, что сейчас в законодательстве эта проблема не урегулирована.

Оспаривание сделок

В ГК была заложена идея об уменьшении возможностей оспаривания сделок из-за их формальных недостатков. Нормы закона позволят лишить такой возможности недобросовестных лиц. В России нередко одна сторона может заключить сделку, зная, что она по каким-либо основаниям ничтожна, но молчать об этом, пока сделка ей выгодна, а как только она становится невыгодной, заявить о ее ничтожности. Это явно недобросовестное поведение, и за рубежом подобные "фокусы" запрещены. В развитых правопорядках действует запрет на противоречивое поведение: если лицо своим поведением показывает, что считает сделку действительной, оно не может впоследствии ссылаться на то, что на самом деле сделка недействительна.

Еще один распространенный пример недобросовестного поведения стороны сделки: заключена сделка купли-продажи товара, по каким-либо причинам она ничтожна. Покупатель перепродает этот товар ничего не подозревающему третьему лицу, и после этого первый продавец заявляет требование о признании первой сделки недействительной.

Обман

С добросовестностью связана и статья ГК, посвященная расторжению сделок, заключенных обманным путем. Обманом считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить, исходя из требований о добросовестности.

Примечательно, что в европейском законодательстве нет нормы о том, что обманом считается, в том числе, намеренное умолчание о каких-либо обстоятельствах. Там судебная практика самостоятельно дошла до такого толкования понятия "обман". А у нас этому препятствовал нормативистский, слишком формальный подход к пониманию норм права. Считалось, что обманом могут быть только активные действия, раз не сказано иное.

Добросовестность в иных спорах

В судебной практике уже выработан ряд подходов к разрешению некоторых договорных споров, основанных на оценке добросовестности поведения сторон, например, залог, кредиты и проценты, банкротство.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia