Более 33,5 тысячи человек с ВИЧ-инфекцией в настоящее время проживают в Прибайкалье. Благодаря совместным действиям врачей, социальных работников и сотрудников органов опеки в Иркутской области удалось существенно снизить долю передачи вируса от матерей детям до уровня 1,2%. Почти за два года в Приангарье на свет появились четверо малышей от женщин, которые не хотели лечить себя и детей от ВИЧ-инфекции из-за отказа верить в существования болезни. Один из случаев диссидентства закончился трагически: сейчас следователи выясняют обстоятельства смерти 4-месячной девочки в Иркутске. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Трагедия произошла в начале февраля 2018 года в одной из больниц в Иркутске, куда ребенок был доставлен в крайне тяжелом состоянии. Врачи диагностировали у девочки конечную стадию ВИЧ-инфекции с поражением легких. Борьба за жизнь малышки продолжалась более двух недель, но к сожалению спасти ее не удалось. По мнению врачей, ситуацию, в которой оказался ребенок, можно было предотвратить, если бы врачи своевременно обследовали его и начали лечение. Более того, болезнь могла бы и не перейти к девочке, если бы во время беременности мать не отказалась от терапии. Но женщина упорно не хотела верить в существование ВИЧ.
"Случился самый трагический финал, который мог произойти. Женщина отказалась от всех этапов перинатальной профилактики во время беременности и родов, а также не давала согласия на обследование ребенка, постановку диагноза и соответственно на прием каких-либо препаратов. В результате девочка умерла от осложнений. Данный случай – яркий пример ВИЧ-диссидентства. В нашем регионе это, к сожалению, весьма распространенное движение. Действительно ВИЧ-инфекция непохожа на многие заболевания и длительное время может протекать практически бессимптомно. В обществе до сих пор сильны стереотипы в отношении ВИЧ-положительных людей, да и самой болезни. Из-за этого многие люди, которым ставится такой диагноз, просто не верят, что с ними это может произойти. А затем на многочисленных форумах в интернете они видят эти на самом деле никем научно не подтвержденные и опасные идеи, что вирус – выдумка. И им гораздо легче поверить в это, чем в то, что у них опасная болезнь, которую они могут передать другим. Большинство из попавших под влияние ВИЧ-диссидентов людей все же со временем меняют свою точку зрения – в основном, на поздних стадиях, когда болезнь уже дает четко о себе знать. Но много и тех людей, которые остаются верны своим смертельно опасным убеждениям, агрессивно отказываются от лечения и не дают лечить своих близких. В данном случае это привело к развитию тяжелых осложнений", — отметила главный врач ГБУЗ "Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (Центр СПИД) Юлия Плотникова.
По информации пресс-службы Центра СПИД, ВИЧ-инфекцию в организме матери обнаружили более пяти лет назад. А в 2017 году, будучи беременной, после настоятельных рекомендаций врачей начать прием терапии в целях профилактики передачи вируса будущему ребенку, женщина исчезла из поля зрения медиков. В следующий раз 28-летняя иркутянка пришла к врачам уже перед родами. Во время схваток ей провели экспресс-тестирование на ВИЧ, показавшее положительный результат. Однако от лечения она снова категорически отказалась.
После рождения дочери сотрудники роддома подали исковое заявление с требованием начать лечение ребенка. Суд встал на сторону женщины – на тот момент из-за ее препятствий обследованию диагноз ВИЧ-инфекция у только появившейся на свет девочки еще не был подтвержден, поэтому не было определено, нуждается ли она в лечении в принципе. Сотрудники детской поликлиники по месту жительства также приходили к матери с дочерью на дом. Женщина твердо отказывалась от обследования и лечения. Врачи вновь подали гражданский иск по защите прав ребенка, но производство было прекращено.
"В практике нашего учреждения есть опыт успешно выигранных судебных процессов против родителей, уклоняющихся от лечения своих детей. Однако законодательство по вопросам ВИЧ-инфекции несовершенно, и существующая судебная практика все еще немногочисленна и противоречива. Поэтому к подобным разбирательствам необходимо тщательно готовиться, чтобы учесть все возможные нюансы, да и сам суд нередко продолжается длительное время. В данном случае врачи пытались действовать как можно быстрее, поскольку существовали реальные опасения, что девочка долго не проживет. Это вылилось в то, что два заявления от медицинских организаций не привели к реальным правовым последствиям для матери", — рассказала Юлия Плотникова.
Сотрудники Центра СПИД дважды ходили к женщине домой вместе с участковым педиатром с требованиями начать обследование и лечение ребенка, убеждая начать лечение ребенка. Вот только мать и ее гражданский муж твердо стояли на своем: ВИЧ-инфекции не существует, их дочь здорова.
После того как мылышка поступила в реанимацию, врачи боролись за ее угасающую жизнь больше двух недель. Тем не менее, гибель собственной дочери не убедила женщину в реальности ВИЧ-инфекции.
В настоящее время в отношении матери СУ СКР по Иркутской области возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ по "Причинение смерти по неосторожности". Женщине может грозить до 2 лет лишения свободы. Следователями предстоит выяснить обстоятельства трагедии.
Отметим, что в 2017 году долю передачи ВИЧ от матерей детям удалось снизить до уровня 1,2%. В общей сложности на свет родились восемь детей с вирусом в организме, в 2018 году их было четыре. Современная медицина дает им все возможности прожить такую же долгую и качественную жизнь, как и у их сверстников без ВИЧ. Главное условие – приверженность лечению и неукоснительное соблюдение рекомендаций врачей.