Законопроект о перераспределении доходов от акцизов на бензин, солярку и моторные масла между регионами и федеральным бюджетом в соотношении 77% к 23% может нивелировать прибыль в казну Иркутской области от их повышения. Кроме того, обращение ряда нефтяных компаний о переносе уплаты акцизов с заводов по нефтепереработке на АЗС вызвало негодование у руководителей автозаправок Иркутска. Возможные последствия инициатив изучило ИА IrkutskMedia.
Из "общего котла"
В апреле 2016 года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, по которому с 1 мая 2016 года среди субъектов Российской Федерации предлагается распределять не всю сумму акцизов на нефтепродукты, а ее часть – 77%. Оставшиеся 23% налога будут зачисляться в доход федерального бюджета.
— Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты распределяются в Российской Федерации по так называемой "котловой" схеме. Это означает, что все уплачиваемые производителями нефтепродуктов страны акцизы мобилизуются в федеральном бюджете и распределяются Федеральным казначейством среди субъектов по нормативам, установленным законом о федеральном бюджете, — рассказали в министерстве финансов Иркутской области.
Отметим, что доля Приангарья от общей суммы уплачиваемых в стране акцизов в 2016 году составляет 1,721%. Указанный норматив ежегодно определяется Минфином России с учетом количества зарегистрированных в регионе автотранспортных средств, протяженности автомобильных дорог и объемов розничной продажи бензина.
— 10% от указанного норматива или 0,1721% от общей суммы акцизов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства передается в муниципальные образования Иркутской области, оставшиеся 90% или 1,5489% от суммы акцизов на нефтепродукты зачисляются в доход областного бюджета и формируют региональный дорожный фонд, — отметили в областном Минфине.
Там также сообщили, что планирование доходной части региональных бюджетов в части акцизов на нефтепродукты осуществляется на основании сведений Федерального казначейства. Исходя из опыта взаимодействия уточненный прогноз поступления акцизов на нефтепродукты в бюджет Иркутской области будет предоставлен Управлением Федерального казначейства по Иркутской области не ранее принятия законопроекта.
— Однако, основываясь на информации, сопровождающей прохождение инициативы правительства РФ по перераспределению 23% акцизов в пользу федерального бюджета, принятие законопроекта не должно привести к сокращению поступлений налога в консолидированный бюджет региона, так как в федеральный бюджет будет изъяты не предусмотренные областным бюджетом дополнительные доходы, образованные в результате увеличения с 1 апреля 2016 года ставок акцизов на топливо, — прокомментировали в Минфине.
Помимо этого в ведомстве отметили, что в настоящее время достоверно оценить последствия изменения нормативов распределения налога на региональном уровне невозможно из-за отсутствия информации об объемах производства нефтепродуктов в стране, а также о "корзине" производимого топлива по экологическим классам, ставки налога для которых отличаются.
Напомнии, что похожее разделение акцизов на нефтепродукты между федеральным и региональными бюджетами существовало в 2014 году и ранее, когда в федеральный бюджет зачислялось 28% налога, в бюджеты субъектов РФ – 72%.
Отметим, что при нынешней системе платежей получается, что все дополнительные акцизные деньги уходят в регион. По расчетам Минфина, перераспределение позволит федеральному бюджету получить 68 млрд рублей в 2016 году и еще 81 млрд рублей в 2017 году. Комиссия правительства, одобрившая это предложение, посчитала, что оно будет способствовать сбалансированному наполнению Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Федерации.
Нагрузка на АЗС
Главы ряда нефтяных компаний России обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой перенести уплату акцизов на автомобильное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции, пишет "Интерфакс".
"В целях облегчения администрирования акцизов в настоящее время законодательно определено, что акциз на нефтепродукты взимается с нефтеперерабатывающих заводов, которые вынуждены в дальнейшем компенсировать сумму уплачиваемых акцизов при последующей продаже нефтепродуктов потребителям. Получение акциза от покупателей нефтепродуктов в цене реализации фактически означает существенное отвлечение денежных средств добросовестных производителей качественного моторного топлива", – отмечается в тексте письма.
Как заявил заместитель генерального директора АЗС "АС-Ойл" Анатолий Дмитриев, автозаправки будут в очередной раз крайними за повышение цен в случае одобрения данной идеи.
— Розницу должны мы поднимать, значит? Мы опять крайними будем? Они хотят чистыми и гладкими выйти. Народ будет говорить, что мы цены повышаем. Постоянно в нас все эти палки летят. И здесь будет также: заправочные сети виноваты, они там наживаются. Заправок неизвестно сколько, проще с них собирать. Я имею в виду чисто механически. Будет поднятие цен. Мы и так еле выживаем, еле дышим. У нас маржи-то не остается совсем, – рассказал замгендиректора.
Свое негативное отношение к предложению нефтяных компаний выразил заместитель директора компании "Альянс Нефть" Дмитрий Иванов.
— Мы с чего будем уплачивать, в убыток тоже работать не будем, закроем заправки что ли? Если добавится акциз, то пропорционально вырастет стоимость топлива на заправках. Мы же живем на какую-то копейку, которая нам падает с литра топлива. Относимся к этому негативно, – отметил замдиректора.
Напомним, акцизы на автомобильное топливо повысились в России с 1 апреля. Соответствующий закон подписал президент Владимир Путин еще 29 февраля 2016 года. Ожидается, что дополнительные доходы бюджета от акцизов в 2016 году составят 89,3 млрд рублей.
Так, акцизы на виды бензина, не соответствующие Евро-5, увеличили с 10,5 до 13,1 тысячи рублей, на бензин пятого класса – с 7,5 тысячи рублей до 10,1 тысячи рублей, на ДТ – с 4,1 тысячи рублей до почти 5,3 тысячи рублей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Цены на АЗС Иркутска "встали колом" после трехнедельного роста
Акцизы на бензин повысились в России с 1 апреля
Цены на бензин марок АИ-95 и АИ-92 "догоняют" 98-й в Иркутске