Дмитрий Ружников: Без плана развития Иркутск будет топтаться на месте
Спикер Думы Иркутска Дмитрий Ружников о развитии города, сохранении исторических памятников и приоритетных направлениях работы представительного органа
За последние пять лет бюджет областного центра увеличился в разы, город участвует в крупных федеральных программах, однако все изменения локальны и непоследовательны, считает председатель Думы Иркутска Дмитрий Ружников. В интервью ИА IrkutskMedia спикер представительного органа рассказал, что для кардинальных перемен к лучшему в столице Приангарья необходимы план стратегического развития и концептуальный подход к этой задаче со стороны администрации и руководителей города. Народный избранник высказал свое мнение относительно проблем с ветхим и аварийным жильем и домами, которые были признаны историческими памятниками без особой необходимости. Глава Гордумы также поделился подробностями о предстоящих выборах мэра областного центра и реализации этого закона.
— Дмитрий Олегович, мы уже обсуждали вашу работу депутатом в округе №10, планы на будущее. Теперь же вы спикер представительного органа, поэтому интересно ваше мнение насчет того, как развивается областной центр в целом. Прослеживается ли какая-то определенная логика?
— Я считаю, что никакой логики нет. Она могла бы появиться, будь у Иркутска план социально-экономического развития, или если бы задачи устойчивого городского развития были вписаны в региональную стратегию, которой тоже пока нет. Сейчас мы видим хаотичность в действиях городских властей, работу по "затыканию дыр" в попытках решить разовые экстренные задачи. Задела на будущее нет. При планомерном развитии города мы непременно заденем территории, которые находятся по соседству с областным центром: "Будем строить дорогу и упремся в лес". И здесь нужен генплан.

Напомню, что в прошлом году Генеральный план города был изменен. Было добавлено зонирование со смешанными функциями. В границах таких территорий стало возможно размещать любые объекты. В рамках стратегического развития лучше не стало, Генплан оказался менее детальным. Тогда я поддержал внесение этих корректировок, но исключительно ради интересов жителей города. Ведь в документах градпланирования необходимо отражать каждое незначительное изменение, например, если человек решил расширить свой участок. Поэтому, с наскока что-то изменить непросто.
А есть ли у вас представление о стратегии развития города?

— Нужно понимать, что любая стратегия – это, по большей части исследовательский и аналитический документ, которые дает понимание о проблемах развития города и предлагает варианты их решения. У меня на примере благоустройства отдельных частей столицы региона понимание есть. Депутаты в течение работы прошлого созыва обращались к администрации и сейчас обращаются с просьбами предоставить стратегию развития города, чтобы обсудить ее, сделать дорожную карту. Но позиция мэрии понятна: очень сложно придерживаться стратегии, если у депутатов и самих иркутян регулярно меняются требования. Тем не менее, нам нужно двигаться в этом направлении. Нельзя каждый раз все менять просто потому, что не удается с кем-то договориться.
За последние пять лет бюджет города значительно увеличился, ранее никогда не проводилось столько масштабных работ по благоустройству одновременно. Это можно причислить к чьим-то заслугам, связать с тем, что больше средств поступает из различных областных и федеральных программ. Однако все эти моменты – локальны. С точки зрения стратегических изменений глобальных вещей не происходит. К сожалению, это факт.
Приведу в пример слова своей знакомой, которая живет в Москве и время от времени посещает Иркутск. Когда она в очередной раз приехала из столицы, то заметила, что никаких изменений с ее последнего посещения не произошло. Я говорю: "Вот развязка, здесь дворец строится, тут благоустройство, здесь новый сквер...". Она отвечает: "Конечно, ты все знаешь, а я вот приезжаю сюда раз в два года, как не было, где погулять, так и нет. Что я, с конца города поеду в центр гулять?".

Безусловно, я могу долго ей рассказывать обо всех изменениях, которые произошли. Но и ее можно понять. Кого интересует, есть ли стратегия, откуда берутся деньги, каково мнение депутатов? Сторонний человек видит, что за последние 15 лет нет никаких глобальных, по его ощущениям, изменений. Это печально.
— Одной из причин вы назвали необходимость взаимодействия с соседними территориями. Действительно, областной центр разрастается, и расширение его границ неизбежно. Есть ли на данный момент какие-то планы на этот счет, как к этому вопросу относится мэрия?
— То, что Иркутску не хватает пространства – очевидно. Однако существуют объективные причины, которые препятствуют быстрому процессу объединения. Иркутск окружают населенные пункты, у которых совсем другая социальная и коммунальная инфраструктура. Например, Иркутский район - это малоэтажная застройка, зачастую с автономными системами отопления и водоснабжения. Плотность населения гораздо меньше, чем в городе, поэтому нагрузка на бюджет возрастет кратно, а вот будет ли налоговая отдача со стороны присоединенных территорий - вопрос. Тем не менее, никто естественную агломерацию не отменял, окружающие Иркутск территории связаны с ним не только миграцией работающих людей, но и культурными, общественными, семейными связями. Нужно ли этот процесс активизировать, создавая административные условия, ответить пока не могу.
В самом Иркутске очень большое количество ветхого, аварийного жилья. Такие постройки надо сносить. И речь идет не об исторической части областного центра. Я говорю о тех домах, в которых жить уже просто невозможно, о той инфраструктуре, которая несет угрозу жизни и здоровью граждан. Отмечу, что это лишь один из ряда факторов, которые стоит рассматривать. Иркутск обременен аварийными сетями, остро стоит проблема отсутствия ливневой канализации и многое другое.
Одна проблема приводит к другой, поэтому проработанный план развития Иркутска, позволяющий эффективно заниматься ими поэтапно, необходим.

— Создается впечатление, что план стратегического развития, если он все-таки появится, будет представлять собой огромный перечень задач.
— Сложно представить себе масштабы этого документа. В нем необходимо, помимо определения "болевых точек" города, просчитать взаимодействие с региональным правительством. К половине задач необходимо подключать федеральные программы, что требует обоснования, а решение ряда проблем зависит от межмуниципального взаимодействия.
Разумеется, кто бы ни стоял на месте градоначальника, он будет стараться сделать город лучше. Но варианта здесь два: либо всего, но понемножку, и при этом результат со стороны будет малозаметен, либо направить все средства на крупный проект, который прослужит долго, однако остальным проблемам придется "подождать". Найти золотую середину между этими двумя гранями непросто.
В нашем городе были реализованы колоссальные проекты с подачи бывшего губернатора региона Дмитрия Мезенцева: реконструкция Нижней набережной, строительство 130-го квартала. И 130-й квартал, и набережная сейчас ветшают, пора за них опять браться. Существует проект "Иркутские кварталы", изначальный формат которого предполагал восстановление облика исторической части города, но этот формат изменился. Я считаю, что прежнее направление проекта нужно восстанавливать и двигаться с ним дальше, ведь иных вариантов сделать город привлекательнее за сроки и средства, которые есть в нашем распоряжении, не получится.
Что касается транспортной инфраструктуры, то людей очень беспокоит перспектива дорожных проблем в районе ледового дворца, который сейчас достраивается возле Академического моста. Там необходимо строительство развязки. Вообще у нас сейчас с дорожным движением большое напряжение. Постоянные пробки. Количество транспорта увеличивается, а дорожная сеть не развивается. Есть план комплексных работ в дорожной сфере, разработанный институтом из Питера совместно с ИРНИТУ, реализация первого этапа требует порядка 5 млрд рублей. Это четверть бюджета города.
— Для всех этих идей потребуется колоссальное вложение средств. При этом не все можно осуществить за счет нацпроектов. Откуда в таком случае брать деньги, планируется ли привлекать к этому процессу область?
— Мы обязаны в этом вопросе взаимодействовать с региональным правительством. Напомню, что в 2019 году бюджет Иркутска составлял 21 млрд рублей, 9 млрд рублей – доходы города, остальное – программы, субсидии, субвенции областные и федеральные. Все они финансируют совершенно конкретные вещи, поэтому их невозможно направить на другие цели. Это огромные затраты, поэтому отделаться малой кровью не удастся.
С учетом этого вывод напрашивается сам собой: развиваться нужно вкупе с областью, Федерацией и решать городские проблемы посредством различных программ. Нам пояснили, какие средства бюджета и на что направлены, однако то, что все это размывается на сиюминутные задачи – очевидно. Поэтому депутаты собираются внести свои изменения в бюджет и еще раз рассмотреть его.
— Дмитрий Олегович, вот вы говорите, о том, что город развивается, пусть не теми темпами, которые хотелось видеть. Появляются дороги, на месте аварийного, ветхого жилья строятся многоэтажки. Выступая в "Клубе публичной политики", вы рассуждали на эту тему, в частности, интересуют не исторические постройки, а пятиэтажные здания 335-й серии. Их сносят и на этом месте строят, допустим, торговый комплекс. Хорошо, налогооблагаемая база увеличивается, но что делать с нагрузкой на транспортную сферу, ведь население растет, а дороги остаются прежними?
— Здесь на сцену как раз-таки выходит вопрос стратегического планирования. В основном, строители работают с отдельными небольшими участками, на самом же деле нужно рассматривать территории целиком. Этот вопрос уже обсуждался депутатами, регулярно над ним работают ГИБДД города, профильные областные министерства, общественные организации. Поступают предложения по поводу исправления ситуации на аварийных участках, и мы не можем закрывать на все это глаза. Например, есть нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Мы дороги делаем, а вот качество и безопасность оставляют желать лучшего. Укладывают новый асфальт - дороги становятся более комфортными для движения, но светофоров и пешеходных переходов нет, и это опасно для людей.
В последние годы большой проблемой для Иркутска стали дорожные пробки. Время от времени звучит мнение о том, что ее можно решить при расселении ветхого аварийного жилья. Но надо понимать, что после расселения границы красных линий (ограничения для того или иного вида застройки) остаются теми же. В качестве примера приведу улицы Байкальская, Депутатская и Красноярская. Все они утром стоят в одну сторону – в город, а вечером в другую – из города, правильно? Очевидно, улицу, дублирующую их не сможем сделать. Для этого придется сносить множество домов. Что же тогда делать? Допустим, мы проведем улицу-перемычку где-то между ними, но и это не панацея.

Здесь требуется научное исследование, которое покажет, как должны распределяться транспортные потоки. К сожалению, депутаты уже год не могут узнать планы работы администрации в этом направлении. Не понимаю, когда мэрия планирует разобраться с этим вопросом.

— Вопрос действительно злободневный, специалисты из Петербурга приезжают, предлагают какие-то проекты, но все пока ограничивается слушаниями в Думе.
— Администрация города попросила нас подготовиться к обсуждению доклада к декабрю текущего года. Но, судя по всему, нам придется самим писать в Санкт- Петербург, чтобы этот доклад отдали напрямую. В проекте должно быть предусмотрено, где сделать одностороннюю улицу, где закольцевать, потому что количество поворотов, количество развязок - это все влияет на пропускную способность. Даже при уплотнении района можно двигаться в этом направлении. Однако до сих пор непонятно, почему этим никто не занимается и не занимался.

Улица Пискунова, на которой расположен частный сектор, должна была расширяться еще при создании проекта по строительству Академического моста. Сейчас при выезде с моста собираются пробки из-за непродуманности этого конкретного момента, ведь на самом деле там идут красные линии. Все дома, которые расположены в этом месте, должны идти под снос, но за 5 лет ни один не убран. Администрация не прилагает к этому никаких усилий, когда начнут – неизвестно.

Вероятно, в следующем полугодии я подниму этот вопрос. Все-таки должно быть понимание, когда и каким образом будут расселять эти дома. Ведь за счет этого дорожный узел увеличится, и можно будет решать, станет эта улица двусторонней или односторонней. В городе много подобных моментов, все они влияют на стратегическое развитие, но их исправление затратно. Однако небольшие тактические решения не приносят особого эффекта. Помню, несколько лет назад побежали делать везде дополнительные полосы поворота, мол, за счет них произойдет разгрузка движения. В итоге они оказались в этом плане абсолютно бесполезны.
— Также много говорится о разгрузке Байкальского кольца, что с ним делать?

— Специалисты из Санкт-Петербурга говорят, что можно поставить светофоры и более-менее разгрузить это место. Но через пару лет все вернется в исходное положение, потому что город растет, транспортный поток увеличивается. Все опять упирается в то, какой подход выбрать: либо вкладывать средства периодически, либо сразу и надолго. И вновь вопрос — как лучше?
И опять возвращаемся к первому вопросу о стратегии развития города. Если представить, что с завтрашнего дня начинаем работать по ливневке, разгрузке транспортного потока, ветхому и аварийному жилью, то, значит, направляем на это дело все деньги. Но даже в этом случае хватит средств лишь на что-то одно, что станет с городом тогда? Если мы выбрали, допустим, ветхое жилье, то дороги начнут приходить в упадок, детские площадки - ветшать. Как поймать ту золотую середину, которая так необходима? Решение нужно искать всем вместе, но ответственность за него, в любом случае, на руководстве города.
— Таким образом, все упирается в проектное финансирование. Но можно ли как-то мотивировать правительство на этот шаг?
— Да, безусловно, это должно быть совместной работой исполнительной власти, депутатов всех уровней. Необходимо двигаться в этом направлении всем вместе: делать проекты, обосновывать, доказывать и привлекать сюда деньги. Другого варианта нет. У меня есть план относительно этого, но в текущем статусе председателя Думы я и близко не смогу подойти к его исполнению. Даже если буду стоять в приемной губернатора.
— Мы заговорили о центральной части города, о том, что аварийные дома необходимо сносить, а на их месте строить новые социальные объекты. Но что касается сохранения памятников архитектуры города. Есть 130-й квартал, вы упоминали "Иркутские кварталы". Как думаете, возможно ли вообще сохранение таких объектов в длительной перспективе?
— В Иркутске три категории памятников культурного наследия: федеральные, региональные и местного значения. Но когда была проведена первичная работа по их выявлению, то чуть ли не каждый второй дом был признан памятником, и этот список постоянно пополняется. Соответственно, на каждый из них наложили обременение: без специального разрешения их нельзя, например, даже минимально ремонтировать.
Есть старинные дома, в которых по-прежнему проживают люди. Так как это памятники, допустим, нельзя провести воду в жилье. Дома разрушаются – у людей нет денег, чтобы их содержать, ведь этот процесс кардинально отличается от проблем жителей многоэтажек. Нельзя просто заделать шов и покрасить стену - нет, необходимо сделать проект, получить разрешение, нанять лицензированную организацию и так далее.
Что мы имеем в итоге? В областном центре есть памятники, в которых живут обычные люди, но выглядят они печально. Получается, сносить нельзя, ремонтировать – тоже. Распоряжаться ими как обычной собственностью люди не могут. Из-за этого центр города у нас имеет печальный вид.
— Действительно, многие общественники так ратуют за сохранение памятников, однако не задумываются о тех проблемах, которые ложатся на плечи жильцов этих домов. Ремонт провести нельзя, покупать никто не хочет.
— К сожалению, это так. Но есть другие сибирские города, где вообще не осталось памятников - все снесли. Да, у них нет 130-го квартала и погулять негде, но зато и нет такого количества полуразрушенных домов. Нельзя все делить на белое и черное, особенно в политике, в управлении. Всегда есть полутона.

На мой взгляд, количество домов-памятников в Иркутске избыточно. Необходимо выделить несколько улиц, где эта работа будет сделана с точки зрения не только собственника, но и государства. Да, решать этот вопрос нужно на государственном уровне, чтобы населению выдали квартиры, а на месте "деревяшек" построили привлекательные социальные объекты, скверы, парки.
У нас довольно высокий туристический поток, однако существует проблема с тем, чтобы заинтересовать иностранцев, дать им возможность полюбоваться областным центром. Ведь в среднем туристы проводят здесь от полутора до трех дней, а все остальное время путешествуют по Байкалу. Тем временем каждый турист за день, проведенный в столице Приангарья, может приносить 100 евро в казну города: увеличивая время нахождения иностранцев в городе, мы развиваем бизнес и оборот денежных средств.
Поэтому стоит задуматься над включением в работу различных элементов, таких, как, например, "старый город" с ресторанами и гостиницами. Надо уходить от устаревших концепций и переносить деловую функцию из исторической части города.
— Кажется, никто из глав города не брал на себя ответственности за создание столь масштабного документа. Может ли представительный орган подействовать в этом плане на администрацию областного центра?
— Я выступаю за конструктивный диалог, война никому не нужна. Однако если депутатский корпус не слышат, не отвечают на вопросы, а пытаются сменить тему, то какой вариант остается? У нас проходила комиссия по ЖКХ, на которой первый вопрос мы рассматривали на протяжении трех часов. За это время мы должны были рассмотреть 10 вопросов. Виной всему как раз постоянные попытки со стороны администрации уйти от темы, нет никакой открытости. Но для того, чтобы взаимодействие было слаженным, эта открытость необходима как в работе представительного, так и исполнительного органов.

Приведу следующий пример. Два года назад мы просили карту озеленения города, потому что есть территории, откуда деревья необходимо убирать, и есть места, где их требуется высадить. Сейчас мы по-прежнему занимаемся этим без какой-либо карты, ее нам никто не предоставил. Однажды просто перестали спрашивать о ней, и администрация, видимо, решила, что вопрос отпал. Но периодически он снова возникает.
Есть программа по компенсационному озеленению, которая закреплена на законодательном уровне. Например, если застройщик сносит деревья, то он должен высадить аналогичное их количество в другом месте. Но где он это будет делать? Здесь выходит на сцену администрация с решением о том, где планируется посадить деревья. Мы спрашиваем, почему именно это место. Ответ простой: "Там пустырь". Назвать это стратегией сложно, я считаю, что это использование своего должностного положения. Вот подумал человек, что где-то нужны деревья, их высадили, а потом оказалось, что они мешают - их снесут.
— Таким образом, речи о каком-то взаимодействии на данный момент нет?

— Говорить об этом, к сожалению, не приходится. Вот, например, очень много разговоров о том, что Дума направила проект бюджета города на доработку. Нас обвинили в том, что мы поступили ужасно, поставив город на грань катастрофы, собирают общественников и почетных граждан, чтобы те выразили нам свое недовольство. Только почему-то депутатов на эти встречи не зовут. Не дают рассказать, отчего дума воспользовалась своим законным правом отправить проект бюджета на доработку. Потому что если бы мы приняли то, что нам пыталась навязать администрация, то это была бы катастрофа. Все эти манипуляции "из-за угла" вместо откровенного диалога конструктивными отношениями не назовешь.

Дума Иркутска шестого созыва всеми силами пыталась наладить контакт с министерствами, губернатором, но не получилось. Седьмому созыву уже удалось провести встречу и с губернатором, и с Законодательным собранием региона. Так как у администрации не выходит наладить отношения, мы пытаемся сделать это сами. Депутаты не вправе брать на себя полномочия исполнительной власти - законом запрещено, но обозначить проблемы вполне уместно.
— Подобный подход воспринимается как форсирование вами политической повестки. Словно Дума пытается стать катализатором этой ситуации.
— Кажется, в рамках встречи в "Клубе публичной политики" я приводил пример негативного взаимодействия. Администрация города добилась дополнительного финансирования Иркутска в размере почти миллиарда рублей. Но сделано это было не с помощью диалога, а благодаря политическому ходу. При этом региональное правительство открыто заявило, что выступает против данного закона.

Что собой представляет софинансирование муниципалитетов из областного бюджета? К тем средствам, которые выделяются из региональной казны, муниципалитет должен добавить свои. К примеру, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут выделяют на это из своих бюджетов приблизительно от 6% до 13-14%. Получается, если область дает кому-то из них миллион рублей, то они должны добавить от 60 до 140 тысяч рублей, чтобы этот миллион получить.

Так как область была против закона, благодаря которому Иркутску был предоставлен миллиард рублей, правительство выдвинуло условие его получения – повысило софинансирование для Иркутска до 50%. И теперь нам, чтобы получить миллиард, нужно подготовить своих полмиллиарда. А в городском бюджете таких свободных средств нет. Все расписано по различным программам. Если удалось найти 300 млн рублей в своем бюджете, то столько же получили и от области. Остальные 700 млн рублей лежат и ждут своего часа, да вот только год пройдет, и сумма сгорит.
— А с чем вообще связана столь категоричная позиция со стороны правительства региона?
— Этот вопрос нужно адресовать в "Серый дом". Мы тоже не всегда понимаем, как принимаются решения, почему из-за политических разборок обычные люди должны страдать. Тем не менее, я убежден, что возможность договориться есть всегда. В чем же причина, что этого не произошло? Очевидно, в непрозрачности и в личных факторах, на мой взгляд.
— Просто не можем обойти стороной тему предстоящих выборов градоначальника. С коллегами рассуждали о том, как вообще будет происходить этот процесс. В законе о способе избрания главы муниципалитета, подписанном губернатором, всего одна строчка. Сейчас городская Дума формирует свои предложения. Как вы представляете себе дальнейшую реализацию этого закона?
— Законодательное собрание внесло поправки в закон, в соответствии с которыми областной центр должен изменить свой городской устав и регламент Думы для того, чтобы исполнить волю вышестоящего органа. Дума будет разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие порядок и правила избрания мэра. Работа над этим уже ведется. В нее будут вовлечены все участники процесса: региональное правительство, Законодательное собрание, администрация города и общественные организации, сами жители.

Предполагается, что все они поделятся своими предложениями и предоставят наработки, чтобы, во-первых, была база, от которой мы должны оттолкнуться, и, во-вторых, были учтены замечания всех сторон. Окончательное решение будет принимать представительный орган.
— То есть кандидатуры будут предлагать как депутаты представительного органа, так и губернатор Иркутской области?

— Кандидатом может стать любой гражданин, который будет соответствовать требованиям, установленным как раз теми документами, которые мы разрабатываем. Предполагается, что для отбора будет создана комиссия, половину членов которой назначит губернатор, а вторую половину – городская Дума. К марту 2020 года, когда закончатся полномочия нынешнего мэра, все должно быть готово, и мы сможем избрать нового главу Иркутска.
— Что касается взаимодействия внутри депутатского корпуса. Вы больше двух месяцев находитесь на посту председателя Думы, состав обновился почти наполовину. Как вы можете оценить работу представительного органа, комиссий. Все ли депутаты, скажем так, заняли свое место?

— Да, большинство председателей комиссий – люди с опытом, перешедшие из шестого созыва. Они понимают, как работать и в каком направлении. Даже в заместителях есть депутаты шестого созыва, но, в основном, молодые, которые обладают компетенцией и желанием работать.
Дума седьмого созыва нетривиальна. На сегодняшний день созданы три партийные фракции и депутатская группа, и одна депутатская группа еще в процессе создания. Большинства по распределению фракций нет, в любом случае необходимо договариваться со всеми. У нас политический аспект в виде партийной принадлежности уходит на второй план. Это не Государственная Дума, и даже внутри фракций есть люди разных политических и жизненных предпочтений. Уверен, что при голосовании коллеги в большинстве своем опираются на мнение избирателей, а уже потом оглядываются на партийные установки.
— Депутаты седьмого созыва, которые ранее не имели опыта работы в представительном органе - как они выстраивают свою работу? Есть ли у них понимание того, что для решения каждого вопроса необходимо время, причем не несколько дней, а месяцы или даже годы?
- Если депутаты, перешедшие из шестого созыва, понимают, что любой вопрос решается на уровне исполнительной власти, то новые народные избранники сейчас пишут множество писем с вопросами. Те, кто пока не знаком с бюджетной политикой, говорят: "Вот, там накопилась куча проблем, давайте их решение в бюджет включим". Такие моменты, конечно, разъясняются.
Если мы, условно говоря, хотим дать на определенный округ 300 млн рублей, то эту сумму потребуется изъять из другого округа или муниципальных программ Тяжело объяснить, что это невозможно - не верят. И это правильно. Новые коллеги слегка идеалистически подходят к своим обязанностям и считают, что все должны сделать сейчас. Сразу вспоминаю шестой созыв, мы были ровно такими же. Моя позиция слегка иная – сначала хорошенько присматриваюсь, потом принимаю решение, но мои коллеги разные и действуют по-разному.
Мне бы очень хотелось, чтобы этот пыл не угасал. Убежден, что мы сможем направить его в правильное русло: в планомерную, эффективную работу, и мои коллеги все равно будут добиваться своего. Коллектив у нас интересный: смесь опыта и молодости. Все высказываются, активно участвуют, по-настоящему заряжены. Надеюсь, что этот настрой приведет к положительным результатам для нашего города.
*В публикации использованы фото пресс-службы Думы Иркутска, Степана Филатова ИА IrkutskMedia, Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Яндекс.Метрика
.
.