Реализация социально значимых проектов по социально-культурной адаптации мигрантов

  • 18—21 декабря 2017
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #5. 20 декабря, 10:18
    Ирина Владимировна, добрый день! Какие мероприятия проводятся, так сказать, для приобщения мигрантов к русской культуре?
    • Кузнецова Ирина Владимировна
      президент
      День добрый! В рамках социальных проектов мы проводим различные интерактивные лекции и семинары о культуре народов, населяющих Иркутскую область и Россию в целом, с последующими играми и заданиями, направленными на закрепление изученного материала. Также мы проводим для детей экскурсии по музеям и храмам города Иркутска.
  • #4. 20 декабря, 10:16
    Здравствуйте! Можете рассказать о проектах, которые были реализованы вашей организацией в сфере интеграции в социум детей из семей мигрантов?
    • Кузнецова Ирина Владимировна
      президент
      Здравствуйте! Мы уже третий год работаем в направлении по гармонизации межнациональных отношений и адаптации детей из семей иммигрантов. За это время было проведено несколько крупных социальных проектов, ряд мероприятий, круглые столы и встречи в городах региона по обмену положительных опытом.
      Проект «Хочу все знать» - один из основных, он направлен на адаптацию детей из семей иммигрантов, обучение их русскому языку и культуре. Проект не имеет аналогов в Иркутской области и был признан на федеральном уровне, войдя в сборник «Успешные практики Общественных палат субъектов РФ».
      Проект «Хочу все знать» возник на стыке общественных инициатив, при поддержке Общественной палаты, министерства образования и правительства Иркутской и реализуется уже третий год, охватив порядка 200 детей из семей иммигрантов.
      В процесс знакомства детей с русским языком, историей, культурой и традициями города были активно вовлечены студенты филологического и педагогического направлений из разных вузов г. Иркутска, а также волонтеры и студенческие объединения.
      Для детей этот проект полезен не только своей образовательной составляющей, но и особый подход, заложенный в концепцию проекта, помогает детям лучше понять культуру города, в котором они живут, людей, почувствовать себя более уверенными в новой для них среде. А поскольку участие в проекте принимают ребята разных национальностей, положительным эффектом является укрепление толерантности и улучшение навыков общения в мультинациональной среде.
      Интересным опытом стала «Школа Единства», которая реализуется с 2016 г. «Школа единства» - проект, который объединил правительство, некоммерческий сектор и бизнес единой целью: «Создать достойные условия для самореализации детей разных национальностей и возрастов и направить их энергию в русло конструктивного решения задач, стоящих перед российским народом, а именно «укрепление единства российской нации».
      Проект проходит в период каникул на берегу Байкала и объединяет более 30-ти детей разных национальностей, вероисповеданий, жизненных взглядов. Основная цель – собрать детей вместе, и показать насколько интересно культурное разнообразие нашей многонациональной области, как важно изучать историю государства и культуру народов.
      Помимо участия в тренингах и мастер классах, дети на «Школе единства» учатся создавать свои маленькие проекты, направленные на укрепление межнациональных отношений. Дети не только разрабатывают концепции и рисуют плакаты, но и презентуют свои проекты жюри, в состав которого входят представители правительства и Общественной палаты Иркутской области, а также председатели НКЦ, НКО и общественных объединений. Презентация проектов проходит во время круглого стола «Диалог культур устами детей».
      Также круглый стол «Диалог культур устами детей» был проведен в СОШ №32 г. Иркутска. Мероприятие, по формату похожее на круглый стол, стало основой для открытого диалога учеников старших классов и представителей различных конфессий, представителей НКО и органов государственной власти. Основными вопросами стали «Роль религии конфессий в развитии государства», «Межнациональное и межконфессиональное согласие». Участие приняли почти 100 учеников старших классов СОШ №32.
  • #3. 20 декабря, 10:15
    Добрый день! Где мигранты могут пройти курсы русского языка?
    • Кузнецова Ирина Владимировна
      президент
      Добрый день! Автономной некоммерческой организацией дополнительно образования «Знание плюс» совместно с волонтерским объединением при поддержке Правительства и Общественной палаты Иркутской области реализуется социальный проект «Хочу все знать» для детей иммигрантов. Сегодня «Хочу всё знать» является эффективным образовательным курсом для детей из семей иммигрантов и призван не только научить русскому языку, но и благодаря участию русскоязычных детей из школ г. Иркутска стать площадкой взаимодействия разных культур.
      Помимо занятий по русскому языку и изучению истории и культуры, в рамках проекта уже было проведено несколько экскурсий в музеи города. «Проект «Хочу все знать» реализуется уже год и охватил порядка 200 детей. Занятия для детей проходят по воскресеньям на базе библиотеки им. Молчаного-Сибирского. Следующий образовательный курс «Хочу все знать» стартует в феврале 2018 года.
      В современной реалии очень важно научиться культуре ведения межнационального и межрелигиозного диалога. Воспитав это в себе и в своих детях общество сможет избежать возможного напряжения и противостоять межэтническим и межрелигиозным конфликтам.
  • #2. 20 декабря, 10:13
    Здравствуйте! Иногда бывает так, что в школах или на работе возникают конфликты с мигрантами как из ближнего, так и дальнего зарубежья? Что делается для того, чтобы решить эту проблему?
    • Кузнецова Ирина Владимировна
      президент
      Одной из важных социальных проблем, которая стоит перед любым современным обществом, это проблема недопустимости ксенофобии и профилактика интолерантности. Естественно, что для поликонфессиональной и многокультурной страны, какой является Российская Федерация, проблема межнациональной напряженности является одной из наиболее актуальных. Достижение такого состояния, при котором российское общество могло бы характеризоваться как толерантное, является, следовательно, одной из важных социальных задач.
      Вопрос необходимости интеграции многонационального общества в социум на сегодняшний день стоит очень остро и рассматривается на федеральном уровне.
      Стратегия государственной национальной политики РФ основывается на принципах построения демократического федеративного государства служит основой для координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.
      На мой взгляд, для общественных инициативных групп и некоммерческих организаций самое оптимальное направление в работе по гармонизации, это упор именно на помощь в социальной и культурной интеграции и адаптации иммигрантов, а также воспитанию культуры межнационального общения.
      В современной реалии некоммерческий сектор - это источник социальных инноваций, который активно задействован в реализации стратегии государственной национальной политики.
      В этом направлении по гармонизации межнациональных отношений и профилактике социальной напряженности активно работают НКО г. Иркутск. АНО ДО «Знание полюс» готовится к реализации уже третьего образовательного курса социального проекта «Хочу все знать».
      Это комплекс мероприятий направленных на вовлечение студентов в решение социально-значимой проблемы, связанной с интеграцией мультинационального сообщества детей из семей иммигрантов в социум. Развитие у студентов педагогического и филологического направления навыков преподавания и общения с детьми, плохо и/или невладеющими русским языком посредством реализации интерактивного курса обучения детей возраста 6-14 лет русскому языку и культуре через игры, тренинги, семинары.
      Другой положительной практикой в области укрепления межнациональных отношений стал проект «Школа единства».
      В рамках проекта уже дважды была проведена пятидневная «Школа единства», участие в которой приняли 30 детей, разных возрастов и национальностей. Пять дней дети 7-14 лет из пяти стран в командах разрабатывали свои собственные проекты, участвовали в тренингах и мастер-классах. Одно из главных событий «Школы единства» - круглый стол «Диалог культур устами детей», где юные участники смогли задать интересующие их вопросы экспертам из разных областей, а также рассказали о том, что они понимают под «единством российской нации».
      Сегодня можно смело говорить о том, что обладая определенными ресурсами для решения социальных проблем, власть, бизнес и НКО, взаимодействуя друг с другом, способны развивать и гармонизировать межнациональное сотрудничество в Российской Федерации.
  • #1. 20 декабря, 10:12
    Доброе утро! Каким образом адаптируются мигранты в Иркутской области?
    • Кузнецова Ирина Владимировна
      президент
      Вопрос адаптации детей иммигрантов очень многогранен. При работе в данном направлении важно учитывать многие аспекты. Часто можно встретиться с ситуацией, когда родители решили переезжать, а дети этого не хотят, у них на прежнем месте остались друзья, и тогда всем своим поведением они начинают бороться за то, чтобы их отправили обратно. Протест приводит к постоянным конфликтам, нарушению системы взаимоотношений с другими учениками и учителями школы. Как правило, учителя считают, что главной проблемой детей мигрантов являются проблемы, связанные именно с незнанием русского языка. На самом деле, если задуматься, то станет понятно, что проблема гораздо более глубокая.
      Многие иммигранты испытывают трудности с социальной адаптацией, живут в замкнутых сообществах, где общаются на своем родном языке. В большинстве случаев это вызвано их незнанием русского языка и культуры, и невозможностью получить эти знания. Именно поэтому важно подходить к решению комплексно, давая детям не только основы русского языка, истории и культуры, но и создавая условия, где дети из семей иммигрантов взаимодействуют с местными ребятишками, работают совместно в команде, налаживают дружеские отношения. В данном направлении работу ведут национально-культурные центры области, некоммерческие организации, государственные структуры. В свою очередь Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Знание плюс» объединяет бизнес, власть и некоммерческий сектор в работе по адаптации иммигрантов и уже третий год реализует такие социальные проекты как: «Хочу всё знать», «Школа Единства», «Диалог культур устами детей». Это, и многое другое помогает детям быстрее адаптироваться, понять особенности нового для них города, заинтересовать детей в изучении русского языка и истории, а также, найти новых друзей.