Алексеева Алевтина
Руководитель проекта
Тофалары (тофы) и эвенки – коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в Иркутской области. По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года их численность в Иркутской области составляет 1950 человек: эвенков - 1 272 человек и тофаларов (тофов) - 678 человек.
Тофалары (тофы) издавна проживают компактно на юго-западе региона, в горной Тофаларии на территории трех населенных пунктов Нижнеудинского района Иркутской области (Верхнегутарское, Нерхинское и Тофаларское муниципальные образования).
Решающее влияние на этногенез тофаларов оказали тюркские племена туба. В XIII веке в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде. Формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX веку. По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки тувинцамтоджинцам.
Проживание в условиях высокогорной тайги опре¬делило их основной способ жизнеобеспечения – охота на копыт¬ных (лось, олень, изюбрь), и кочевой образ жизни, опирающийся на оленеводство. Тофы были «оленеводы по способу передвиже¬ния, охотники по форме хозяйства».
Эвенки компактно проживают в населенных пунктах следующих муниципальных районов Иркутской области: Катангском, Качугском (Вершино-Тутурское муниципальное образование), Казачинско-Ленском (Казачинское, Магистральнинское муниципальные образования и межселенные территории муниципального района), Усть-Кутском (Ручейское муниципальное образование и межселенная территория муниципального района), Мамско-Чуйском (Горно-Чуйское, Луговское, Мамское и Согдиондонское муниципальные образования), Бодайбинском (Жуинское муниципальное образование) и Киренском (Алексеевское, Киренское, Петропавловское муниципальные образования).
Этноним эвенки стал официальным в 1931 году, старое название – тунгусы. Язык – эвенкийский, принадлежит к тунгусо-манчжурской группе алтайской языковой семьи
Эвенки, прожива¬ющие в различных географических условиях, имели различное количество оленей, но в целом оленеводство у них было разви¬то в меньшей степени. Олени использовались почти исключительно как транспортное средство. Забой домашних оленей осуществлялся лишь в исключительных случаях.
Хозяйство эвенков имело более комплексный характер, помимо охоты, большую роль играли собирательство и рыболовство.
С течением времени часть эвенков стала отказываться от кочевого образа жизни в пользу оседлого, заниматься земледелием и скотоводством, сохранились и «кочевые» эвенки, занимающиеся охотой.
В настоящее время под влиянием внешних и внутренних факторов, структура способов традиционного природопользования, как способов приспособления к жизни в окружающей среде, у данных народов изменилась.
Сейчас можно условно выделить три типа природопользования: оленеводческо-промысловый (связанный с транспортным оленеводством) – для эвенков и тофов, скотоводческо-промысловый и земледельческо-скотоводческо-промысловый – только для эвенков.
Следует отметить, что важнейшее значение для данных народов продолжает иметь охота, изменившая характер с промысловой на товарный.