Бюджетно-налоговая политика центра и ее влияние на бюджет Иркутской области
- 21 ноября — 5 декабря 2016
- Завершена и закрыта
Орфография и пунктуация участников сохранена.
-
Уважаемый Виталий Борисович, прокомментируйте, пожалуйста Послание Президента Федеральном Собранию
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам
Послание Президента в этом году было посвящено вопросам внутренней повестки.
Глава государства сказал о важности консолидации общества, сбережении людей, умножении человеческого капитала. Именно в этом - главное богатство России. А отсюда и акцент на развитие образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.
Сделан упор на необходимости сохранения национальных природных символов России - озера Байкал, Волги, Алтая. Главой государства даны поручения Правительству о разработке соответствующей программы.
Значительная часть Послания посвящена работе над налоговым законодательством. Президент отметил положительные результаты моратория на введение новых налогов, действующего до 2019 года. Теперь нужно, исходя из новой повестки дня, внести изменения, которые позволят обеспечить экономический рост. Требуется упорядочить льготы, отказаться от неэффективных. Это создаст равные конкурентные условия для бизнеса, которые будут стимулировать деловую активность. Также предстоит упорядочить некодифицированные платежи. Мною разработан проект федерального закона, предусматривающий наведение порядка в этой сфере и, в результате, снижение финансовой нагрузки на бизнес. Все изменения необходимо вводить с участием представителей деловых кругов.
-
Виталий Борисович, добрый день! А известно ли уже, сколько финансовых средств может получить Иркутская область из федерального бюджета в следующем году?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам
Да, к настоящему времени в рамках рассмотрения закона о бюджете РФ на 2017 год уже принят ряд решений по выделению средств финансовой поддержки регионов. Во взаимодействии с руководством нашей области удалось доказать федеральной власти, что, несмотря на рост налоговых доходов (120% за 10 месяцев 2016 года к тому же периоду 2015) , нельзя снижать размер дотации региону. Если помните, объем помощи субъекту РФ из бюджета России находится в прямой зависимости от уровня собственных доходов – чем больше зарабатывает регион, тем меньше объем средств, выделяемых на сбалансированность бюджетов. В понедельник, 28 ноября, трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений поддержала распределение дотаций, и Правительство РФ внесло в парламент соответствующую поправку к закону о бюджете. В итоге в 2017 году сумма дотации для Иркутской области будет в 1,5 раза больше, чем в этом – более 7 млрд. руб. вместо 5 млрд.
Кроме того, будет выделено 968 млн. руб. на частичную компенсацию расходов по оплате труда работникам бюджетной сферы, 625 млн. – на дорожное хозяйство, 255 млн. – на бюджетные кредиты региону (по ставке 0,1%). Кстати, сумма кредитов может оказаться и выше, если будет принята поправка об увеличении их общего объема, одним из авторов которой я выступаю.
-
Добрый день! Виталий Борисович, на протяжении долгого времени в Иркутске не утихают споры по поводу перераспределения налоговых доходов между муниципальными образованиями области. Как вы относитесь к данной инициативе? К чему она приведет?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовый рынкам
Межбюджетные отношения– это важная тема, которая затрагивается в присланных вопросах. На федеральном уровне в настоящее время ведется большая работа по совершенствованию сложившейся системы. Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации разработал «дорожную карту» и ее мероприятия выполняются совместно с Правительством РФ. Проведена инвентаризация расходных полномочий. Исходя из этого, решаются вопросы распределения налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы. Что касается законодательных инициатив мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, то оставлять больше налоговых и неналоговых доходов муниципалитетам – это, по сути, правильно (та же проблема есть и во взаимоотношениях федерального центра и регионов). Но работу нужно начинать с инвентаризации расходных полномочий и провести ее с участием всех заинтересованных сторон, с привлечением экспертов. Очевидно, что все жители Иркутской области должны иметь равный доступ к бюджетным услугам. При этом должны быть созданы стимулы для муниципалитетов к наращиванию собственных доходов.
У меня состоялись встречи по этой теме и с губернатором Сергеем Левченко, и с мэром Дмитрием Бердниковым, в ходе которых мы пришли к выводу о необходимости нахождения компромисса. Полагаю, что компромиссный вариант законодательной инициативы будет поддержан руководством региона. Дмитрий Бердников сумел подойти к ситуации стратегически, оценив последствия принятия его предложений не только для областного центра, но и для всех муниципалитетов.
-
Здравствуйте! Мы знаем, как качественно Вы лоббируете интересы области. На Ваш взгляд, достаточны ли сильны на данный момент лоббистские возможности правительства Иркутской области и губернатора? На сколько % область пользуется возможностями, если говорить в относительных цифрах?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовый рынкам
Я бы воздержался от комментариев по поводу лоббистских возможностей областных властей, отметив лишь их несомненную нацеленность на решение проблем социально-экономического развития области. В этом году удалось решить ряд вопросов благодаря взаимодействию с органами власти региона и муниципальных образований. Среди них – проект строительства школы в одном из районов областного центра, выделение средств на строительство очистных сооружений в Иркутске, на переселение из ветхого и аварийного жилья в четырех муниципалитетах области.
-
Добрый день, Виталий Борисович, вопрос такой. Временная комиссия СФ по мониторингу экономического развития представила доклад о неотложных мерах по развитию экономики России. Судя по документу, сенаторы предлагают вернуться к планированию и отринуть американский монетаризм. Можно ли назвать это возвращением к советским пятилеткам?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовый рынкам
Вопрос о докладе Временной комиссии СФ по мониторингу экономического развития. В настоящее время есть лишь предварительный вариант документа, работа над ним продолжается. Если будет проявлен интерес к окончательному варианту, готов ознакомить с результатом.
-
Здравствуйте, Виталий Борисович. Как скажется на Иркутской области новый акцизный сбор?
-
Доброе утро! Хотелось бы узнать, а сколько денег может получить Иркутская область из федерального бюджета в 2017 году на развитие спорта? На какие цели предполагается направить средства?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовый рынкам
Наша область получит ряд целевых субсидий по различным направлениям развития экономики и других сфер.
Если же говорить о спорте – вопрос этот был задан в числе первых, то могу сказать следующее. В бюджете РФ на 2017 год нет такой строки – выделить Иркутской области столько-то финансовых ресурсов на развитие спорта. Однако федеральные дотации могут использоваться на те проекты, которые власти региона сочтут наиболее приоритетными: в социальной сфере, культуре, спорте и т.д.
-
Добрый день! Можете перечислить основные параметры проекта бюджета на следующий год?
-
Шуба Виталий Борисович
Заместитель председателя комитета по бюджету и финансовый рынкам
В начале обсуждения бюджетно-налоговой тематики обозначу основные характеристики проекта федерального бюджета на следующий год в сравнении с текущим. ВВП – 86,8 трлн рублей. Доходы – 13,5 трлн рублей (в этом году – 13,4 трлн рублей). Расходы – 16,2 трлн. рублей (сейчас – 16,4 трлн рублей). Дефицит – 2,8 трлн рублей (в этом году – 3,03 трлн рублей). Источники финансирования дефицита: 1,2 трлн рублей – резервный фонд, 0,7 трлн рублей – Фонд национального благосостояния, 0,9 трлн рублей – иные источники. Принят ряд решений, которые влияют на бюджеты регионов в следующем году, в том числе Иркутской области. Так, решено консолидировать на федеральном уровне 1% ставки по налогу на прибыль (потери регионов – 121 млрд руб.), перераспределить акцизы на ГСМ (около 92 млрд руб.). Увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых, что повлияет на прибыльность предприятий и тоже в итоге скажется на доходах региональных бюджетов.
В сложившейся ситуации как никогда важно отстаивать интересы региона на федеральном уровне, чтобы сохранить социально-экономическую стабильность. Этой теме была посвящена моя недавняя встреча с министром финансов РФ Антоном Силуановым. В частности, мы говорили о поддержке федерального центра, которая необходима для реализации наиболее важных для области проектов.