Коршуновский ГОК является одним из самых больших железорудных предприятий России
Железная руда, из которой на предприятии производят высококачественный концентрат, была известна в Сибири еще в 17 веке
Коршуновский горно-обогатительный комбинат является одним из самых больших железорудных предприятий России и единственным в Восточно-Сибирском регионе. Железная руда, из которой на КоршуновскомГОКе более полувека производят высококачественный концентрат, была известна в Сибири еще в 17 веке. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Имя рудознатца Шестачки Коршунова история сохранила в названии речки Коршунихи. С началом современной добычи руды поселок стал Железногорском, который в 1965 году получил статус города с определением "Илимский" в названии. Коршуновский горно-обогатительный комбинат "вырос" рядом. Здесь добывают и обогащают железную руду открытым способом. На выходе получают железорудный концентрат (руду, измельченную в порошок) — его используют для производства металла.
Добыча руды. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
КГОК ведет разработку собственных месторождений железной руды: Коршуновского карьера и Рудногорского рудника. Общий объем минеральных запасов предприятия — почти 134 млн тонн.
Рудногорский рудник. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Вся технологическая цепочка начинается с бурения скважин, в которые закладывается взрывчатка. Взрывают поэтапно — таким образом образуются уступы карьера. На время взрыва все работы в карьере прекращаются.
Взрыв в карьере. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Буровые установки бурят скважины под взрывчатку. Ее закладывают на глубине 15 метров. Горно-геологические условия определяют, где именно необходимо закладывать заряды. В зависимости от состава породы специалисты подбирают состав взрывчатки и площадь ее воздействия. Отлаженная работа позволяет вскрыть нужный участок залежей руды и формировать уступы карьера.
Буровая установка. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Уступы и технологические дороги разравнивают бульдозеры. Раздробленную взрывом руду большие экскаваторы перегружают в автосамосвалы и перевозят ее на перегрузочные склады. В один ковш карьерного экскаватора помещается от 6 до 19 кубометров руды — 10 таких ковшей наполнят водой средний 20-ти метровый бассейн.
Бульдозер. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Руду и так называемую вскрышу (пустую породу) вывозят самосвалами грузоподъемностью от 90 до 130 тонн, которые по высоте равняются двухэтажному дому.
Машины везут руду на перегрузочные склады. Процесс добычи на месторождениях идет круглые сутки.
Ночной процесс добычи руды. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
С перегрузочных складов руду грузят в думпкары (специальные вагоны), и затем руда уже транспортируется на обогатительную фабрику для дальнейшей переработки.
Руду грузят в думпкары. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Еще одно месторождение КГОКа, где добывается руда — это Рудногорский рудник. Он расположен в 90 км от обогатительной фабрики. В осенне-зимний период смерзшаяся руда при выгрузке могла потянуть за собой грузовой вагон в приемный бункер.
Думпкар. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Но несколько лет назад специалисты КГОКа придумали, как доработать думпкар, чтобы избежать опрокидывания. Когда вагон начинает "перевешивать", его верхний борт фиксируется на устройстве, и опорная балка гасит силу удара. В результате вагон возвращается на рельсы — в исходное положение.
Сердцем комбината считается обогатительная фабрика. Именно сюда состав за составом поступает сырая руда, чтобы пройти полуторакилометровый технологический путь и выйти железорудным концентратом.
Обогатительная фабрика. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Сооружения фабрики Коршуновского ГОКа напоминают гигантскую "лестницу" — в силу очередности технологических процессов они размещены уступами на горизонтальных террасах.
На обогатительной фабрике руду выгружают в приемный бункер — так называемый "стакан" диаметром 29 метров, заглубленный в скалу на глубину 47 метров (высота 16-ти этажного дома). Структура бункера объясняет, почему для перевозки используют самоопрокидывающиеся вагоны думпкары. Если бы вагоны не опрокидывались сами, разгружать их было бы непростой задачей.
Приемный бункер. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Руда идет по конвейеру непрерывным потоком. По технологии руда сначала дробится, измельчается, потом от нее отделяют железосодержащие части (этот этап и подразумевает "обогащение"). В конце полученный концентрат обезвоживают, а зимой еще и сушат.
Концентрат Коршуновского ГОКа имеет высокий процент содержания железа. Его по праву считают одним из лучших в России: он имеет низкое шлакообразование, легко плавится, не содержит вредных примесей, а все добавки, необходимые для использования в металлургическом процессе, присутствуют по природно-химическому составу.
Концентрат Коршуновского ГОКа. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
Концентрат густо-черного цвета с холодным отблеском. Это естественный цвет магнетита. Чем богаче железом руда, тем она чернее на вид.
Готовая продукция Коршуновского горно-обогатительного комбината выглядит как большие темные дюны.
Готовая продукция Коршуновского горно-обогатительного комбината. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"
С фабрики груженый в вагоны железорудный концентрат отправляется на Челябинский металлургический комбинат, чтобы стать сталью.
Коршуновский ГОК 55 лет является градообразующим предприятием. Большая часть трудоспособного населения Железногорска-Илимского работает здесь. Программа развития Коршуновского карьера предусматривает понижение дна до отметки "-минус 105 метров", что позволит комбинату стабильно работать ближайшие 10 лет.
Коршуновский ГОК. Фото: взято из архива ПАО "Коршуновский ГОК"