Депутаты Законодательного собрания Иркутской области поддержали проект бюджета на 2021-й и плановый период. Эксперты отмечают, что региональная казна на следующий год сформирована на паритетных условиях между социальной сферой, а также экономическим развитием, направленным на функционирование региона, сообщает ИА IrkutskMedia.
Согласно принятому в окончательном чтении проекту бюджета, доходы утвердили в объеме 190,6 млрд рублей, расходы — 204,6 млрд рублей. Уровень дефицита и госдолга составят — 14 млрд и 46,6 млрд соответственно. Таким образом, согласно утвержденному проекту бюджет доходы и расходы выросли на 23,9 млрд рублей.
Что скорректировано и на что пойдут деньги
Документы. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Значительная часть средств пойдет на меры социальной поддержки семей — ежемесячные выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, субсидии на создание мест в детских садах для детей от 1,5 до 3 лет, а также на региональную доплату к пенсии жителям Иркутской области. Предусмотрены средства на обеспечение бесплатным питанием в школах учащихся 1-4 классов. До нормативного объема доводится финансирование питания детей в домах ребенка, будут выделены средства на обеспечение наборами продуктов детей с туберкулезом.
Поправками предусмотрены дополнительные средства на заработную плату работников бюджетной сферы, в первую очередь образовательных учреждений региона, также более 2 млрд рублей будет направлено на выплаты учителям за классное руководство.
Кроме того, заложены средства на капитальный ремонт и строительство школ. Было решено выбрать по одной школе в каждом муниципальном образовании при условии наличия готовой проектно-сметной документации. Предусмотрено финансирование на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в части оснащения компьютерами и обеспечения интернетом в сельской местности. Учтены средства на строительство спортивных плоскостных сооружений в 11-ти муниципальных образованиях. Кроме того, предусмотрены средства на ремонт ряда спортивных объектов в нескольких муниципалитетах.
Почти 2 млрд рублей дополнительно будет выделено на сферу здравоохранения. Эти средства пойдут на капитальный ремонт медицинских учреждений первого звена, в том числе в отдаленных территориях, на приобретение медицинского оборудования, а также приобретение 65 машин сокрой помощи.
Кроме того, предложено увеличить финансирование за счет областного бюджета программы "Формирование комфортной городской среды", чтобы обеспечить выполнение всех уже заключенных контрактов.
Также поправкой депутатов предусмотрены дополнительные средства на поддержку агропромышленного комплекса региона. Так, будут увеличены ассигнования на лизинг, на элитное семеноводство, на несвязанную поддержку, на субсидии при реализации молока. Наталья Дикусарова отметила, что средства на сельское хозяйство поступили также из федерального бюджета: на поддержку масленичных культур, на оформление залежных земель и ввод их в оборот, на мелиорацию земель. Кроме того, по программе устойчивого развития сельских территорий поступили федеральные средства на строительство объектов инфраструктуры в Заларинском районе.
Поправками губернатора предложено уменьшить с 300 до 200 млн размер резервного фонда, высвободившиеся средства будут направлены на борьбу с коронавирусной инфекцией. Увеличится размер Дорожного фонда Иркутской области и субсидии муниципальным образованиям на строительство и реконструкцию дорог общего пользования.
Выполнение обязательств
Кадастровая палата Якутии рекомендует подписывать документы с помощью электронной подписи. Фото: ПримаМедиа
Как отметил секретарь ИРО партии, депутат Государственной Думы РФ Сергей Сокол, несмотря на то, что и областной, и федеральный бюджеты сформированы в непростых экономических условиях пандемии, удалось отстоять финансирование социальных обязательств перед людьми: это зарплаты, различные социальные выплаты, все то, что влияет на качество жизни. Также заложены средства на приоритетные сферы — здравоохранение и образование.
"Объем трансфертов из федерального бюджета для Иркутской области на 2021 год составит более 49 млрд рублей. При этом мы понимаем, что необходимо продолжить работу над увеличением федеральной поддержки для региона. Поэтому будем смотреть, что можно "выбить" в интересах области при уточнениях уже в ходе исполнения федерального бюджета. Справедливым должны быть методики расчетов для нас по выпадающим доходам и справедливо финансироваться переданные в регион полномочия. Посмотрим, какие законодательные инициативы можно принять в парламенте, чтобы увеличить размер средств, направляемых из федерального бюджета в регион. Пакет таких предложений уже сформирован вместе с Законодательным собранием Иркутской области", — отметил Сергей Сокол.
Он обратил внимание, что парламентариям удалось сохранить такие важные партийные проекты, как "Народные инициативы", на которые будет направлено более 500 млн рублей, и "Городская среда", в рамках которой будут реализованы те проекты, которые уже имеют проектно-сметную документацию, необходимые заключения экспертиз и проведенные аукционы по определению подрядчика на выполнение работ. В следующем году их реализация будет продолжена.
Не осталась в стороне и работа по поддержке предпринимателей, начатая весной этого года, и продолжающаяся до сих пор. В грядущем году бизнес ждет изменение налогового законодательства — отмена единого налога на вмененный доход. Уже на минувшей сессии депутаты Законодательного собрания Иркутской области приняли в окончательном чтении "О внесении изменений в закон Иркутской области "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Иркутской области". Законопроектом обеспечивается более широкое применение патентной системы налогообложения как более лояльной по сравнению с общей системой налогообложения.
Как рассказала глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова, предпринимателям предоставляется возможность перейти на патентную систему налогообложения с сохранением тех условий, которые были у них на ЕНВД. При этом проект закона позволит и муниципальным образованиям сохранить свои доходные источники: отчисления за патенты, также как и при ЕНВД, будут зачисляться в местные бюджеты.
"Закон сам по себе интересен. Он связан с разными факторами. Здесь мы говорим о перенастройке системы между бюджетами. Поскольку со следующего года будет также отменен ЕНВД, есть необходимость перестроить систему межбюджетных отношений", — отметила Наталья Дикусарова.
В окончательном чтении на сессии также принят проект закона "О внесении изменений в закон Иркутской области "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты". Законопроектом предлагается в полном объеме зачислять платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Кроме того, чтобы компенсировать местным бюджетам выпадающие доходы в связи с отменой ЕНВД предлагается установить дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципалитетов второго уровня от упрощенной системы налогообложения.
Вместе с законопроектом утверждена рекомендация комитета по бюджету органам местного самоуправления — преимущественно направлять доходы от поступающей платы за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию полномочий в сфере охране здоровья граждан. Кроме того, решением сессии профильному комитету дано профильное поручение проработать вопрос о целесообразности установления с 2022 года единых нормативов отчислений платы за негативное воздействие в бюджеты городских и сельских поселений — с 2021 года эти платежи будут зачисляться в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
Комитет также должен будет провести работу по взаимодействию с муниципальными образованиями по определению расходов за счет этих доходных источников, а также проанализировать правовую возможность и опыт других субъектов РФ по вопросу исключения из расчетов уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований доходов от платы за негативную окружающую среду.
Доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин акцентировал внимание о ситуации с бюджетом на трех моментах.
— Несмотря на то, что 2020 год ковидный, и все экономические параметры хоть областного, хоть федерального напряжены, но бюджет 2021 года остался в прежних пределах. Это первое. Второе, с учетом горячих точек в регионе, я имею ввиду Байкальск, Тулун, Усолье-Сибирское, большое внимание на область обращено Владимиром Путиным. Это, на мой взгляд, конвертируется в позицию федерального центра в отношении области со знаком плюс, — уверен эксперт.
Третий момент, который фиксирует профессор, размер госдолга. В этом вопросе необходимо не допустить его удвоение, работать над экономией, контролем за деньгами и обслуживанием госдолга. Важную роль в надежности работы кабмина сыграл Константин Зайцев (председатель правительства Приангарья), который, как отмечает эксперт, имеет приличный опыт налоговика и вместе с министерством финансов смог удержать ситуацию под контролем. Сейчас перестали употреблять такую политическую категорию, как секвестр бюджета, и это важно. На сокращение расходных обязательств должно сказаться изменение в структуре правительства в следующем году, которое в сложившихся условиях должно быть эффективным и недорогим.
Серьезную роль в работе и принятии бюджета сыграл законодательный орган. При этом голосование показало позиционную уверенность курса.
— Голосование фракций не является неожиданностью. КПРФ всегда против, "Единая Россия" — за. Здесь стоит выделить работу депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации от Иркутской области. Они неплохо работали на федеральном уровне и создали условия поддержки проектов для региона. Поэтому традиционно депутатский корпус активен и обмен мнениями с правительством был достаточно конструктивен, — констатировал Сергей Шишкин.