Сергей Чонишвили провел творческий мастер-класс под названием "Ничего нового" в рамках образовательной программы фестиваля "Территория. Иркутск". Актер театра, мастер озвучивания и дубляжа поделился своим жизненным опытом, рассказал об энергетике слова и ответил на вопросы участников, сообщает корр. ИА IrkutskMedia.
Сергей Чонишвили — актер театра и кино, заслуженный артист РФ, писатель, поэт, мастер озвучивания и дубляжа (в его послужном списке более 200 аудиокниг). Он окончил театральное училище имени Б.В. Щукина в 1986 году. Работал в "Ленкоме" с 1986 по 2010 год. На счету Сергея Чонишвили более 30-ти ролей в театре и свыше 100 киноролей. Официальный голос телеканала СТС с 1998 года.
Энергия слова
После приветствия актер попросил всех встать и подумать о чем-то хорошем и вдохновляющем. Простое упражнение помогло создать позитивную обстановку и настроиться на рабочий лад в столь пасмурный день.
"Меня спрашивали и терзали как назвать мастер-класс. Я сказал, что назовем его "Ничего нового". Почему так? Потому что глобально ничего нового я вам не расскажу. Это не более чем просто информативный опыт", — сказал в начале творческой встречи Сергей Чонишвили.
Название мастер-класса говорит скорее о некой незыблемости основ актерского мастерства, чем о конкретном содержании практического занятия.
Сергей Чонишвили начал с того, что профессия артиста стала теряться в современном мире. По его словам, это происходит из-за того, что людям перестали доносить простую истину — слово несет определенную энергетическую задачу. Люди стали разговаривать недейственно.
"Диалог — это самое лучшее, что существует сегодня в направлении слова. В современном мире мы слышим дикое количество слов вокруг, которые перестали нести информацию. Молодые ребята перестают разговаривать. Они не вкладывают в свои слова энергетику", — сказал артист.
Продолжая тему энергетики не обошлось и без упоминания года коронавируса. Во время самоизоляции высокую популярность приобрели онлайн-платформы с огромным выбором фильмов на любой вкус. И даже для любителей театра стали показывать онлайн-постановки. Но, по словам Сергея Чонишвили, театр не может существовать в таком формате.
"Почему театр пережил ситуацию с внедрением синематографа, телевидения и онлайна? Потому, что театр — это обмен энергетикой людей, сидящих в зале и людей, находящихся на сцене. Внедряя новые технологии, нужно понимать, что невозможно онлайн научить быть артистом и музыкантом. Невозможно научить человека каким-то прикладным вещам. Все это возможно только при непосредственном общении. Когда начинается спектакль нет никого, кроме тебя, партнера и зрителя. Вы обмениваетесь энергией с ними. И не бывает двух одинаковых спектаклей. Потому что каждый раз приходит новая публика. И на сцену каждый раз выходишь разный ты", — сказал актер.
Энергия это то, что движет человека. Энергия познания, желания, контакта.
"Может быть энергетика — это то самое, что позволяет нам существовать как вид? Она не просто двигатель прогресса. Эта субстанция позволяет достигнуть определенных высот. Для меня одним из основных столбов театрального дела стала фраза "Зритель в зале должен думать и получать удовольствие одновременно". Помните, что нужны фундаментальные знания, а это прежде всего желание получить их. Энергетика человека, которую он хочет вложить, чтобы получить что-то для себя новое. Поэтому зритель, приходящий в зал, и думает, и получает удовольствие. Он должен понимать, что тоже работает. Это обоюдный процесс", — поделился размышлениями актер.
Что есть бизнес, что есть желание души
Диалог со слушателями плавно перешел с темы театра на тему работы на радио и озвучивании книг.
"Каким образом получилось, что я сел к микрофону? В один из дней мне позвонила приятельница и позвала работать вместе с собой на радио. Я пришел и прижился. В частности, микрофон позволяет мне заниматься таким комфортным, приятным и полезным делом, как озвучивание аудиокниг. В 90% из полученных текстов, именно я выбираю то, что хочу озвучивать. Ты занимаешься энергетическим словом, получаешь от этого удовольствие и тебе платят за это деньги. Это здорово", — поделился Сергей Чонишвили.
И как заметил актер, этот процесс исключительно для удовольствия души. Ведь один съемочный день стоит также как 9-10 сидений у микрофона с книжкой. Но в этой ситуации важны далеко не деньги, а возможность получать удовольствие от работы.
"Все не может быть в балансе. Очень здорово иметь возможность говорить нет, в тот период когда очень зудит сказать да. Очень здорово говорить да, понимая что ты обрекаешь себя на определенные физиологические муки. Ты себя ставишь в условия некомфорта. Каждый человек ежедневно стоит перед выбором. И все зависит только от него. Только на собственных экстремальных ошибках и выборах ты можешь сформулировать свою линию".
Сергей Чонишвили. Фото: Анита Гилева, ИА IrkutskMedia
Несмотря на то, что артист отмечал, что универсального совета по разработке голоса для всех нет. Такой совет, по его словам, — это фастфуд. И тем не менее он рассказал, что стоит начать хотя бы с малого.
"Уши есть у каждого. Можно взять любой текст, поставить микрофон, включить диктофон, записать свой голос и послушать то, что получилось. Вы услышите свои ошибки, и в любом случае поймете как с ними бороться. Осознаете в каком направлении двигаться. Когда ты понимаешь свой диапазон, ты можешь с ним играть".
Как рассказал Сергей Чонишвили, он не часто принимает участие в подобных мероприятиях из-за нехватки времени. И делает это в тех случаях, когда точно знает, что донесенная им информация, действительно кому-то важна и интересна. Если такие мероприятия с его участием все-таки происходят, то из-за взаимообоюдного желания услышать что-то новое и получить удовольствие от общения с аудиторией.
"Я призываю вас оставаться самими собой и доверять себе. Находитесь здесь и сейчас. Чувствуйте, что от вас зависит ваша биография. И даже если вы получаете какие-то удары судьбы и совершаете какие-то ошибки. Да и черт с ними. Пусть они будут. Это ваши ошибки. И вы всегда сможете с ними справиться. Счастья вам, здоровья и будьте мудрее", — завершил свой мастер-класс Сергей Чонишвили.