Бернгард Эдуардович Петри в экспедиции
Фото: Из открытых источников

Оборванная репрессиями жизнь археолога: Бернгард Петри променял Европу на изучение Сибири

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

Общество

6.04.2024

Азиатская часть России с момента своего появления в границах страны, привлекала путешественников, смелых специалистов и талантливых исследователей из самых разных областей. И в то же время Сибирь предстаёт землёй непростых судеб и трагических героев. Персонаж, которому посвящён настоящий текст, совмещает в своей биографии оба этих явления. Археолог и этнограф Бернгард Эдуардович Петри — человек, который родился и провел детство в Европе, учился и работал в Санкт-Петербурге, но увлекся Сибирью и остался с ней до конца жизни. Именно в Иркутске он застал бурные события Гражданской войны. Здесь Петри стал крупным сибирским учёным и знаменитым учителем для целого поколения советских исследователей. И именно здесь — в Сибири — он встретил период репрессий, которые и оборвали его жизнь. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.

Семья. Детство. Юность.

Бернгард Эдуардович Петри

Бернгард Эдуардович Петри. Фото: Из открытых источников

Б. Э. Петри родился 17 сентября 1884 года. Кажется, ему на роду было написано жить в период "исторического времени", время перемен. Одним из известных его предков был деятель шведской реформации Олаус Петри, который в полной мере воплотил в своей персоне дух долгого XVI столетия: был сыном кузнеца, но окончил университет, лично знал Мартина Лютера, чуть не погиб в ходе датско-шведских столкновений, активно участвовал в обращении Швеции в лютеранство.

Потомки Олауса бежали в Ливонию, которая впоследствии была присоединена к России. "Вероятно, флюиды реформаторского прошлого продолжали активно жить в характерах представителей фамилии Петри" (Г.И. Медведев и соавторы).

Отец Бернгарда Петри — Эдуард Юльевич — был врачом, этнографом и антропологом. Из-за связи с организацией "Земля и воля" (признанной в России революционной) он был сослан, и тоже бежал, но только в Европу. Обосновавшись в Швейцарии, Э. Ю. Петри окончил Бернский университет, защитил докторскую и стал профессором. Там же родился и Бернгард. Детство его, как пишут историки, прошло в Италии.

Мать будущего сибирского археолога — Евгения Львовна Гринберг — став частью семьи Петри, приняла лютеранство. В 1887 году семья вернулась в Россию, где отца (предполагаемого члена в прошлом запрещенной организации) не только амнистировали, но он ещё и получил чин статского советника и личное дворянство, а также стал вице-председателем Русского антропологического общества. После возвращения в Россию исследователь стал по-настоящему известным и уважаемым, однако он сравнительно рано ушёл из жизни: в 1899 году в возрасте 45 лет.

После смерти мужа Евгения Львовна стала работать в Петербургской Кунсткамере. Там она благодаря своим знаниям и способностям получила должность заведующего отделом Океании. Над Бернгардом взял опекунство знаменитый исследователь этнографии, археологии и организатор музейного дела Василий Васильевич Радлов. Таким образом, и от отца, и от матери, и от опекуна-учителя Б. Э. Петри с самых юных лет воспринимал тягу к знаниям, жил в атмосфере учёности и интеллектуальной работы.

После окончания Санкт-Петербургского университета Б. Э. Петри, как и его опекун и мать, стал работать в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере). Перед революцией там сложился невероятно сильный коллектив, был доступ к этнографическим коллекциям со всего мира, активно осваивались передовые методы исследований, царила творческая атмосфера.

Многих тогда интересовала Сибирь — как край малоизученный и населённый очень своеобразным коренным и старожильческим русским населением. В МАЭ Б.Э. Петри общался и работал с политическими ссыльными XIX века, которые в разных регионах Сибири, оказавшись в ссылке, увлеклись этнографией: Л. Я. Штейнберг, В. Г. Богораз-Тан, Э. К. Пекарский. Да и главный наставник молодого учёного В. В. Радлов занимался широким изучением Азии и был видным тюркологом. 

Б. Э. Петри выбрал регионом своих научных интересов Прибайкалье, в частности — места проживания западных бурят. До революции он трижды предпринимал экспедиции из Санкт-Петербурга в Сибирь в 1912, 1913, 1916 годах. Причиной такого выбора стало, вероятно, влияние учителей и коллег, а также личные обстоятельства.

Бернгард Эдуардович Петри в экспедиции

Бернгард Эдуардович Петри в экспедиции. Фото: Из открытых источников

Знакомство с иркутянкой в Санкт-Петербурге

Примерно в то же время, когда Б.Э. Петри оканчивал Санкт-Петербургский университет, туда же на высшие женские курсы естественного отделения поступила уроженка Иркутска Любовь Илларионовна Коханович, дочь ссыльного поселенца. Девушке в 1909 году было только 17 лет, и она отличалась смелостью и незаурядными способностями. В Иркутске она училась сначала в приходской школе, позже — в гимназии, с детства увлекалась естествознанием.

В то время получение женщинами высшего образования ещё было редким явлением, и отправляя документы на рассмотрение в столичный университет, Любовь Коханович писала в автобиографическом рассказе:

"Имея возможность часто бывать в лесу, я присматривалась к окружающей меня природе, которая возбудила во мне интерес к естественным наукам. До четвертого класса я интересовалась только практическими занятиями в области ботаники зоологии… Затем по мере расширения круга моих знаний стали привлекать меня и соприкасающиеся с биологией физико-химические науки. Этими, главным образом, я занималась дома: физика в женских гимназиях проходится не в достаточно полном объеме, химии — здесь касаются постольку, поскольку она необходима для понимания отделов теплоты, света, электричества".

Девушку приняли и, вероятно, она очень быстро познакомилась с будущим мужем, поскольку они оба осваивали один и тот же курс наук — учились на естественном отделении физико-математического факультета. Она поступила в 1909-м, он выпустился в 1910-м. 

История знакомства Бернгарда Петри с Любовью Коханович даёт основания думать, что его выбор Прибайкалья для проведения исследований мог быть связан и с семейными делами. У пары родился сын Олег. По одной из версий его датой рождения был 1917 год, который он позже переделал в документах на 1913-й, чтобы поступить в университет. Фальсификация имела успех из-за того, что Олег Петри обладал высоким ростом и внушительным телосложением.

По другой версии, которая имеет ряд доказательств (её опубликовали иркутские археологи Г.И. Медведев, Н.А. Савельев и др.), сын Б. Э. Петри и Л.И. Коханович родился раньше 1913 года, возможно, уже в 1911-м. По этой причине, исследователи предполагают, что в 1912 году, когда планировалась первая экспедиция Б.Э. Петри из Санкт-Петербурга на Байкал, это не было поездкой в полную неизвестность — там жили родители Любови Коханович, у которых впоследствии проводил много времени и сын Олег.

До революции

В свои дореволюционные поездки в Прибайкалье Б.Э. Петри занимался наблюдениями и исследованиями среди кудинских, верхоленских, балаганских и аларских бурят: делал записи их преданий, изучал быт, традиции, семейно-брачные нормы. Помимо сбора этнографического материала Б.Э. Петри занимался ещё и археологией. В начале ХХ века научным "трендом" становится эволюционная теория, которую начинают примерять не только к происхождению биологических видов, но и к культурному развитию человечества.

 Б.Э. Петри считал, что археология, этнография и антропология неразрывно связаны между собой, являясь частью общих загадочных эволюционных процессов человеческой истории. Поэтому он занимался и археологическими исследованиями в поиске закономерностей и родственных признаков в культурах древности и современного коренного населения. Б.Э. Петри подчеркивал в 1921 году: "Я...натуралист по образованию и дарвинист по методам исследования".

В своём первом "поле" на Байкале Б.Э. Петри раскопал многослойную стоянку Улан-Хада на берегу Малого моря. Даже спустя 100 лет этот археологический памятник по своей информативности для науки остаётся важным и актуальным.

Естественно, что после жизни в Европе и Санкт-Петербурге путешествия по Сибири (и даже не в городах, а по глухим далёким улусам) вызывали противоречивые чувства. В одном из писем в 1913 году Б. Э. Петри писал: "...должен, однако, признаться, что меня сильно тянет в Петербург. Надоел дым в юртах, грязь кругом, на теле и в пище... переезды в тряских телегах, дождь, мелкие неудачи в пути... Но стоит только получить новые данные или узнать что-либо замечательное, как от минутного уныния не остается и следа".

"Что-либо замечательное" вероятно встречалось исследователю нередко, поскольку в начале ХХ века в нашем регионе были ещё очень сильные старые традиции, возможно, уходившие своими корнями в древность, к тому же известно, что Б.Э. Петри особенно интересовался наиболее архаичными старинными чертами традиционной культуры.

Особенно увлекали исследователя удивительные шаманские практики. Он выяснял, как передаётся "звание" шамана, как проводятся таинства, как путешественники в мир духов проходят обряды посвящения и даже сам участвовал в камланиях. За глубокое проникновение в мир мистических верований учёный даже вызывал иронию и критику в изданиях того времени. Коллеги говорили, что Петри "уверовал" в те явления, о которых пишет, и относится к ним без нужного скепсиса. Однако, если это и имело место, такая увлечённость не отменяет того, что учёный оставил следующим поколениям этнографов богатейший пласт научной информации об уже утраченных ныне бытовых и культурных традициях.

Жизнь в Иркутске

Незадолго до революции было принято решение об открытии в России ряда университетов, в том числе в Иркутске. Не смотря на смену власти, режима и идеологии, он был открыт в 1918 году, когда ещё даже не закончилась гражданская война. Первыми факультетами стали историко-филологический и юридический.

В том же 1918 году семья Петри поехала из Санкт-Петербурга в Иркутск, здесь у Кохановичей жил сын Олег. Ехала чета на время, а осталась насовсем.

Петри с его знаниями, энергией и талантом оказался у истоков иркутской вузовской науки. Исследователи указывают, что он стал одним из учредителей молодого университета, работал в нём с самого первого учебного года. Вначале он занимал должность со старомодным названием "приват-доцент", а позже стал профессором. Он учил студентов первобытной истории, этнографии, археологии.

Исследования петербургского учёного сыграли важную роль в научном освоении Восточной Сибири, но трудности сосуществования с Советской властью отчасти затенили его достижения. И даже несмотря на тяжкие обвинения и все сложности, с которыми ему пришлось столкнуться, имя его осталось знаменитым среди исследователей Сибири, а имя профессора Петри прославили его знаменитые ученики.

На базе университета, Восточно-Сибирского отдела географического общества и Иркутского музея Б. Э. Петри создал научный кружок "Народоведение", который позже был переименован в "Краеведение". В 1920-е — начале 1930-х годах в нём занимались замечательные исследователи: Е. И. Титов, П. П. Хороших, Л. Н. Иваньев, и другие, а также такие личности как А. П. Окладников, Г. Ф. Дебец, М. М. Герасимов — авторы фундаментальных трудов по археологии и антропологии, прославившие иркутскую научную школу в Москве, Ленинграде и во всём исследовательском мире.

2823526.jpgАрхеологические изумруды: Мальта и Буреть — древние памятники человечества

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю

Послереволюционные работы Б. Э. Петри охватывали широкий диапазон тем: фольклористика, этнография, археология, он даже занимался разработкой проектов "культбаз" для народов Сибири. И с разными аспектами этих наук работали участники кружка, которых он полушутя и ласково называл "моя школа".

Репрессии и гибель семьи

Но наступили 30-е годы и гуманитарные исследования стали сворачиваться по всей стране, приоритет начал отдаваться прикладным дисциплинам, а к судьбам учёных неумолимо приближалась пора репрессий. Её не пережили некоторые ученики профессора Петри, как и он сам. Однако сложное время пощадило двух самых знаменитых "кружковцев" — А.П. Окладникова и М.М. Герасимова. Они оба не оставили воспоминаний, но были и есть люди, которые в личном общении узнавали сведения, в том числе и о профессоре Петри. Так, биограф и коллега археолога Окладникова А.К. Конопацкий неоднократно слышал рассказы о жизни в Иркутске, народоведческом кружке и Б.Э. Петри. Истории о замечательном педагоге, изначально вызывающие интерес и гордость за сибирскую науку, в финале становятся грустными и жутковатыми.

Приказ об увольнении Б.Э. Петри

Приказ об увольнении Б.Э. Петри. Фото: Из открытых источников

"После разгрома краеведческого движения в 1930-е годы Бернгард Эдуардович остался без работы, перебивался случайными заработками, бедствовал… Для А.П. Окладникова и коллег стало полной неожиданностью загадочное самоубийство его жены — Любови Илларионовны, которая заботливо опекала их, прививая дух жизнелюбия и оптимизма…"

Другая же версия гласит, что супруга Б.Э. Петри "с 1918 года работала в лаборатории по разработке противочумной вакцины Иркутского медицинского института. 30 июля 1936 года, в результате несчастного случая, заразилась чумой и скоропостижно скончалась".

Однако среди сибирских археологов чаще упоминается версия самоубийства. А.П. Окладников вспоминал о покойной супруге Б.Э. Петри : ""Вы знаете, ребята, — неоднократно говорила она, — жизнь прекрасна. Её надо любить, надо жить ". Каким же ударом для него самого и его товарищей по кружку была смерть Любови Илларионовны" (Ее нашли мертвой в какой-то неестественной позе на спинке кровати в её собственной комнате).

Смерть жены случилась незадолго до ареста Б. Э. Петри. А. А. Сирина, составившая обстоятельную биографию учёного на основе архивных данных, приводит обвинения, которые стали причиной ареста и "высшей меры": "Б.Э. Петри был обвинен в том, что являлся участником немецко-японской, фашистской, диверсионно-разведывательной и правотроцкистской организации, существовавшей в Восточной Сибири, был агентом германской и английской разведок, по заданию которых занимался шпионской деятельностью, создавал диверсионно-разведывательные группы, вербовал агентов для германской разведки, установил организационные связи с правотроцкистской контрреволюционной и панмонгольской националистической организациями".

Личные дела

Личные дела. Фото: Из открытых источников

Поражает объём всего, что "натворил" учёный против власти и абсурдный ряд политических сил, с которыми он якобы тайно сотрудничал. Бернгард Эдуардович Петри был расстрелян 25 ноября 1937 года, а в 1959 году реабилитирован: при пересмотре дела была установлена недоказанность обвинений. Из всей небольшой семьи выжил только сын Олег, который тоже получил срок как сын врага народа. После отбытия наказания он вышел на свободу, обзавёлся семьёй и прожил до 1984 года.

Воспоминания

Исследователи жизни и творчества Б.Э. Петри, высоко ставя ценность его научных изысканий, нередко упоминают о спорах, которые они вызывали и, вероятно, о спорности некоторых его выводов. Но все они сходятся в том, что главным достижением учёного стала работа педагога, наставника:

"…он перенёс высокий уровень столичной научной школы в Сибирь" (А.К. Конопацкий).

"Главное, что было сделано Б.Э.Петри… — это подготовка специалистов по истории и культуре Сибири самого широкого профиля. В 20-х годах Иркутск становится крупным археологическим и этнографическим научным центром. Б. Э. Петри удалось привлечь и заинтересовать молодежь, привить ей глубокий, устойчивый интерес к науке. Обладая мощным творческим потенциалом, выходец из петербургско-петроградской этнографической школы, Б. Э.Петри стал воплощением новых мыслей, идей, методов, наконец, организаторской энергии.

Он перенес на сибирскую землю и "привил" то, что было наиболее жизнеспособным в местных условиях. Характерной чертой этой школы был широкий диапазон научных интересов, работа на границах смежных дисциплин. Среди учеников Петри были экономисты, антропологи, археологи, этнографы, геологи... Их работы посвящены таким сложным проблемам, как этногенез и этническая история современных нам народов, история заселения отдельных регионов; реконструкция социального строя и так далее. Ученики Б.Э.Петри, такие, как М.М. Герасимов, Г.Ф. Дебец, А.П. Окладников, в свою очередь, дали начало новым научным направлениям и оказали большое влияние на развитие науки в целом" (А. А. Сирина).

Исходя из этого, особенно символично, что на одном из корпусов педагогического института в Иркутске, где в том числе обучаются будущие историки и учителя истории, и где работал Бернгард Эдуардович Петри, помещена мемориальная доска в его честь.

Мемориальная табличка

Мемориальная табличка. Фото: Из открытых источников