Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области Сергей Гомбоев стал одним из депутатов 4-го созыва, которых ранее жители региона на этой должности еще не видели. В интервью для ИА IrkutskMedia парламентарий поделился идеями и планами на ближайшие пять лет и рассказал, что именно побудило его прервать 20-летнюю карьеру главы муниципалитета и перейти на работу в законодательный орган.
— Сергей Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, чем вы занимались до того, как пришли в Законодательное собрание?
— 10 лет я проработал в ФНС и занимал пост налогового инспектора. В 1998 году меня назначили начальником налоговой инспекции по Нукутскому району, а в 2000 году я уже был замначальника управления. В 2002 году принял решение уйти из налоговой структуры, а в 2003 году избрался главой Новонукутского МО, через год став мэром Нукутского района. В этой должности я проработал 19 лет.
Таким образом 20 лет своей жизни я отдал органам местного самоуправления, поэтому у меня есть понимание работы именно в этом направлении.
— Почему вы так резко сменили вид деятельности — с налогового инспектора на главу муниципалитета?
— Моя семья до седьмого поколения жила в Новонукутске. Меня там все знают, как и моих родителей — они достаточно уважаемые люди. Отец работал механиком-трактористом, затем заочно получил высшее образование и смог со временем занять должность главного инженера. Мама работала на ферме, а потом выучилась на бухгалтера и пошла работать по профессии. Всего в своей жизни они достигли сами, при этом успевали воспитывать нас, пятерых детей, и старались дать каждому ребенку достойное образование.
Учитывая то, что в Новонукутске все друг с другом знакомы, семья у нас порядочная, то местные жители сами предложили мне стать главой муниципалитета. При этом я всегда и ко всем относился с пониманием, работал добросовестно. В итоге я выиграл выборы и стал мэром Новонукутского МО.
Затем были выборы мэра Нукутского района, которые я тоже достаточно легко выиграл и продолжал это делать несколько сроков подряд.
20 лет — это достаточно большой срок управленческой работы. Я владею ситуацией и понимаю, как все устроено на нашей территории и вижу проблемы с самых низов. Поэтому в должности депутата Заксобрания для меня нет ничего принципиально нового. Теперь у меня есть возможность говорить о проблемах на уровне законодательной власти и предлагать реальные методы решения.
— Что побудило вас уйти в Заксобрание после стольких лет работы главой Нукутского района?
— В первую очередь — это наши доверительные отношения с правительством региона и губернатором Игорем Ивановичем Кобзевым. Когда настало время выборов, то мою кандидатуру предложили при формировании списков на общерегиональном совете партии "Единая Россия". Я с готовностью согласился, так как понимал, что в новой должности смогу сделать для своей территории намного больше, чем будучи главой района.
И вот теперь я здесь. Законотворческая работа очень интересная, я раньше с таким не сталкивался. Здесь чувствуется очень высокий уровень и большая ответственность. Моя новая работа мне очень нравится, хоть я и немного скучаю по дому. В Иркутск я переехал с женой и дочерью, но иногда по выходным стараюсь приезжать в родные места, так как там остались мои родители и братья.
Сергей Гомбоев. Фото: Из личного архива депутата
— Как вы считаете, сложнее быть депутатом Законодательного собрания или главой целого района?
— Я думаю, что все-таки сложнее быть депутатом Заксобрания. Потому что теперь мне приходится отвечать за всю область, а не только за Нукутский район. Однако я знал, куда иду и что мне придется делать, так что я был к этому готов. За то время, что я был главой Нукутского района, было сделано очень многое: мы были в числе первых по экономическому развитию и инвестициям и так далее. Поэтому я понимаю, куда и как нам двигаться дальше и что для этого нужно. Идей очень много, но для того, чтобы их воплотить в жизнь потребуется время и плодотворная командная работа правительства и Заксобрания Иркутской области.
Но и нельзя сказать, что работа мэра была простой. Ты не принадлежишь себе — ты принадлежишь народу. Бывают такие периоды, что надо работать 24/7. Это в пожароопасный период, и во время начала отопительного сезона. Когда я только стал мэром, было так, что нам приходилось по ночам следить за кочегаркой. Мы чуть ли не жили там. Это начало нулевых, тогда было совсем другое время. Постепенно мы заменили старое оборудование и теперь чиновникам не нужно следить за состоянием котельных воочию, а население района может спать спокойно.
— Сергей Геннадьевич, расскажите об основных проблемах на территории, от которой вы избраны?
— Основные проблемы в Усть-Ордынском Бурятском округе — это в первую очередь обеспечение населения качественной питьевой водой и дороги. Сейчас каждый человек старается жить в более комфортных условиях. Раньше одна машина в семье была редкостью, а теперь 2-3 машины — это норма. Но для того, чтобы ездить на машинах нам нужны качественные дороги.
Также особое внимание стоит уделить чистой питьевой воде, вопросу ее доступности для населения, поскольку до сих пор не все территории этим обеспечены. А в некоторых населенных пунктах даже нет централизованного водопровода. Воду туда привозят предприниматели. Некоторые поселения берут воду из Ангары и кипятят ее, потому что знают — сырую воду пить нельзя.
Благодаря федеральному проекту "Чистая вода" эта проблема потихоньку решается, но я всегда говорил о том, что если строить локальный водопровод, то его нужно подводить к каждому дому. Сейчас пытаются найти временное решение, чтобы облегчить жизнь жителям таких населенных пунктов, устанавливают на улице колонки. Но это не решит всех проблем.
— Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы решить проблему обеспеченности населения качественной питьевой водой?
— Около 15 лет назад я предлагал прежнему губернатору протянуть водопровод от Байкала вдоль трассы М-53 и от него сделать развилки по всему району. Благодаря этому мы могли бы обеспечить большую часть Иркутской области нормальной водой, но тогда многие относились к этой идее скептически. А я всегда говорю: здоровье важнее всего. Качественная вода может быть доступной, тем более, когда мы живем возле Байкала, и провести водопровод во времена развитых технологий не составит труда. Думаю, что эту идею нужно продолжать развивать, потому что мы бы сразу решили множество проблем. По масштабу это сравнилось бы с таким проектом, как газопровод "Сила Сибири".
Будучи депутатом Законодательного собрания, я обязательно внесу это предложение и буду продолжать говорить об этом регулярно. Ведь таким образом мы сможем обеспечить чистой питьевой водой Тайшетский, Усольский, Черемховский, Аларский, Зиминский, Нукутский, Саянский и Куйтунский районы с развилкой до всех населенных пунктов. Потому что качественная вода, если так разобраться, действительно мало где есть.
— Сергей Геннадьевич, вы уже встречались с жителями вашей территории? О каких проблемах они говорят?
— Вот об этих проблемах и говорят: вода и дороги. Это самый частый запрос, который волнует всех жителей без исключения. Помимо этого, конечно, обращаются и с небольшими проблемами: освещение, контейнеры, спортивные и детские площадки и прочее. Со всем этим муниципалитеты справляются сами, для этого сейчас есть множество программ, которые активно реализуются.
Но вот решить застарелые проблемы с дорогами и недостатком питьевой воды муниципалитеты самостоятельно не могут. Для этого и нужна помощь правительства и Заксобрания региона. Конечно, проблемы с дорогами есть везде — Россия большая страна, представьте сколько дорог только в Иркутской области. А я сторонник того, что дороги везде должны быть капитальные, асфальтированные, так как гравийные дороги — это деньги на ветер.
Если в регионе будет грамотно развита дорожная сеть, то это сможет приостановить отток населения. Мы видим, что жители все активнее уезжают из сел. Одной из причин такого оттока является именно плохое качество дорог, потому что люди едут за комфортом. Возьмем к примеру поселок Новонукутский — там очень хорошо развита промышленность и есть рабочие места, все условия для комфортного проживания созданы. Там находится большой завод, на котором работает примерно 40% жителей поселка, а к заводу привязаны несколько предприятий. Зарплаты там хорошие, поэтому большого оттока населения за последние 15-20 лет не было.
Но если говорить про соседние районы, то там картина совершенно иная. В населенном пункте, где раньше жило 28 тысяч человек, сейчас осталось 20 тысяч. Люди переезжают туда, где комфортно жить. Чтобы дома было тепло, а из крана шла горячая и холодная вода.
Сергей Гомбоев. Фото: Из личного архива депутата
— Расскажите насколько хорошо выстроена работа в вашем округе со стороны муниципальных властей?
— У нас в округе шесть районов: Нукутский, Аларский, Боханский, Осинский, Эхирит-Булагатский и Баяндаевский. Каждый из округов уникален по-своему. Когда началась предвыборная кампания, многие кандидаты собирали глав муниципалитетов, чтобы познакомиться с ними на общем собрании, но я решил сделать иначе и встретился с ними тет-а-тет. Я заехал в каждое поселение и переговорил с главами лично.
Во-первых, мне самому было очень интересно побывать в тех местах и увидеть особенности каждого района, а во-вторых, когда разговариваешь с главой муниципалитета один на один, то он очень много говорит и рассказывает обо всех проблемах на территории честно и без прикрас. Я заметил, что когда собираешь глав населенных пунктов вместе, то они стесняются говорить о проблемах и многие отмалчиваются. У меня таким образом набралась уже целая книга проблем, о которых говорили мне главы поселений районов моего округа. И я буду о них не только говорить, но и решать.
— В каждом районе свои особенности и проблемы? Расскажите о них?
— Если, к примеру, взять Аларский район, то у них большая проблема со школами — очень многим требуется капитальный ремонт. В Нукутском районе за решение этой проблемы мы взялись еще в 2010 году и сегодня она практически решена — осталось отремонтировать 1-2 школы. Но при этом во всех районах есть потребность в строительстве новых школ.
Осинский район примечателен тем, что в МО очень сильно развита культура — практически в каждом населенном пункте есть ДК. В этом направлении они действительно обгоняют соседние районы. Все это связано с тем, что каждый район по-своему развивался. Кто-то в свое время отремонтировал больше дорог, кто-то сделал упор на спортивные площадки и стадионы. Но в целом территория округа у нас развивается неплохо.
После того как прошел референдум по вопросу объединения двух субъектов: Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в 2006 году, мы еще три года переживали некий переходный период. А когда эта перестройка закончилась, то мы в полной мере ощутили плюсы этого решения. Я давно говорил, что у нас была очень низкая финансовая обеспеченность населения, а также нужно было больше внимания уделять нашему округу. Потому что у нас ничего не строилось последние 30 лет.
Я помню, как в Нукутском районе только в 2013 году появился первый за последние годы новый социальный объект — детский сад. После этого дела пошли в гору. В нашем районе, а также в соседних стали появляться новые учреждения. Тем не менее проблем остается много. Это и сфера образования, и сфера здравоохранения. Конечно, есть районы, где появились новые больничные комплексы, например, в Бохане. Но это произошло не везде и нам нужно над этим работать. Например, в больничном комплексе сейчас остро нуждается Нукутский район. Сейчас мы занимаемся проектированием детской поликлиники. Ведь в новой хорошей больнице и специалисты будут работать с удовольствием и держаться за место. Это в свою очередь также повлияет на снижение оттока населения в этих районах.
— Как обстоят дела с сельским хозяйством на территории вашего округа?
— С божьей помощью завершили уборочную кампанию. Мы все показатели выполнили, но при этом снизилось количество посевных площадей. Мэры жалуются на рост цен на ГСМ, которые за последние пять лет стали дороже в несколько раз, но при этом зерно в цене так и не выросло. Это все приводит к росту затрат на сельхозпродукцию и может грозить тем, что наши аграрии будут работать в убыток, а Иркутская область не сможет конкурировать с соседними регионами в этом направлении. Мы просто не производим столько зерна, сколько необходимо для того, чтобы продавать еще дешевле и не быть в убытке.
В первую очередь необходимо стимулировать сельхозтоваропроизводителя решать самостоятельно что лучше выращивать в текущей ситуации — сою или зерно. Следить за тем, что сейчас актуально и не тратить ресурсы и время на то, что потом никто не купит. Наши сельхозники оказались в такой ситуации, что не работать они не могут, а результаты работы практически не окупаются. Это необходимо менять.
Сейчас мы обсуждаем на комитете решение этой проблемы и разрабатываем концепцию единой субсидии. Если нам удастся это внедрить, то сельхозтоваропроизводители будут получать субсидии единым платежом, что позволит избежать той ситуации, которая сложилась у нас в этом году: на поддержку сельского хозяйства в 2023 году было выделено почти 3 млрд рублей, из которых неосвоенными остались почти 800 млн.
Кроме того, хотелось бы сделать 2024 год переходным периодом для того, чтобы наши сельхозпроизводители смогли понять систему субсидирования и научиться грамотно пользоваться государственной поддержкой.
— У вас есть уже какие-то конкретные планы по реализации инициатив или проектов, с которыми вы шли на выборы?
— Когда я шел на выборы, то обещал помочь решить проблемы, которые волнуют жителей моего округа. И сейчас я это делаю. Провожу встречи на уровне министерств, поднимаю множество вопросов, которые давно требовали решения. Наши поселения нуждаются в поддержке и если о их проблемах не говорить, то они никогда не будут решены.
Я никогда не озвучивал каких-то громких и трудновыполнимых лозунгов, поскольку решил сделать упор именно на решении текущих проблем. Если это сделать, то за пять лет округ действительно может кардинально преобразиться.
— Сергей Геннадьевич, какие глобальные задачи вы ставите перед собой на ближайшие 5 лет?
— Для меня в приоритете остается решение наших основных проблем: недоступность чистой питьевой воды и дорог в отдаленных населенных пунктах округа. На реализацию регионального проекта "Чистая вода" каждый год выделяются деньги. Я знаю, что многие районы ждут эти средства и как только их получают, то немедленно реализуют. Однако на моей территории только Осинский район получил на это средства в размере 860 млн рублей, которые он в течение двух лет направлял на развитие водопроводной сети. Поэтому программа для решения этой задачи предусмотрена, но необходимо увеличение средств на эти цели.
Хотя если говорить об Иркутской области в целом, то этого недостаточно. Здесь уже необходимо будет вести полномасштабную работу и протягивать водопровод от Байкала, о котором я говорил ранее.