Вы пожалеете, что не знали этого раньше: эти маленькие хитрости заменят часы уборки
27 сентября, 09:00
Гороскоп на 28 сентября: Львы включатся в игру, а Водолеи настроятся на рабочий ритм
00:00
Микроавтобус сгорел в городе Черемхово
27 сентября, 23:18
Более 200 новых объектов соцкультбыта и ЖКХ построили в Иркутской области за пять лет реализации национальных проектов
27 сентября, 22:20
Обзор самых популярных новостей за 27 сентября
27 сентября, 21:00
Озвучили первые симптомы нового штамма коронавируса XEC
27 сентября, 20:02
Эксперт назвал продукты и средства, которые спасут от выпадения волос
27 сентября, 20:00
Двоих иностранцев приговорили к сроку за попытку дать взятку чиновнику из Ространснадзора
27 сентября, 19:55
Новые муралы появились на 11 объектах в Иркутске
27 сентября, 18:48
Десятибалльные пробки сковали Иркутск
27 сентября, 18:39
Законодательство в области генерации криптовалют обсудили с участием ученых в Иркутске
27 сентября, 18:32
Глава Минздрава Приангарья объяснил сокращение федерального финансирования на медицину
27 сентября, 18:27
15-летний юноша уехал к бабушке и пропал без вести в Иркутске
27 сентября, 17:44
Спикер ЗС Приангарья принял участие в церемонии вручения нагрудных знаков "Всё для Победы"
27 сентября, 17:40
Много флирта Львам и интригующие знакомства Близнецам - любовный гороскоп на 28 сентября
27 сентября, 17:20
Учительница из Черемхова стала жертвой "застройщиков из Кипра"
27 сентября, 17:19
В Иркутской области разрабатывают учебник по истории родного края 27 сентября, 09:39
Несколько компаний с активами в Приангарье попали в рейтинг самых прибыльных в России 26 сентября, 22:37
Депутат думы Иркутска Павел Кудеев контролирует вопросы безопасности движения в округе №9 26 сентября, 15:14
Врио секретаря Генсовета "Единой России" Якушев избран первым вице-спикером Совфеда 26 сентября, 15:01
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 14:50
На вопросы дошколят ответят в приемной председателя ЕР Дмитрия Медведева в Иркутске 26 сентября, 13:44
В Сбере назвали основные механизмы вывода украденных телефонными мошенниками средств 26 сентября, 13:01
Подписчики СберПрайм сэкономили более 130 млрд рублей 26 сентября, 12:39
День правительства Приангарья в ЕР будет посвящен вопросам развития здравоохранения 25 сентября, 18:25
Артем Лобков: В каждом созыве Заксобрания Приангарья появляются новые вызовы 25 сентября, 17:34
В Иркутске стартовала акция "Везу детей безопасно!" 25 сентября, 17:20
Единороссы ведут мониторинг работ по благоустройству общественных территорий в Иркутске 25 сентября, 15:57
Лаборатория искусственного интеллекта открылась в Якутске 25 сентября, 13:56
Сбербанк выпустил бесплатную кредитку с лимитированным дизайном и светодиодами 25 сентября, 12:05
Расписание нескольких пригородных поездов изменится 28 сентября на ВСЖД 25 сентября, 10:33

Чтобы воспеть человека труда, нужна воля государства — эксперты Премии им. Арсеньева

Участники круглого стола Премии им. Арсеньева обсудили влияние производственного романа на индустриальное развитие Дальнего Востока
21 мая, 09:50 Общество Афиша
Премия им. В.К. Арсеньева ИА PrimaMedia
Премия им. В.К. Арсеньева
Фото: ИА PrimaMedia

Отказ от государственного заказа на "индустриальную" литературу привел к падению популярности промышленных профессий на Дальнем Востоке. Раскрытие промышленного и литературного потенциала региона требует проявления государственной воли и выстроенных коммуникаций между автором, бизнесом и властью. Об этом говорили участники круглого стола "Корпоративная литература по-дальневосточному — отражение индустриального региона" (12+), который прошел 15 мая в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.

Модератор круглого стола, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что производственная проза — это целое направление литературы со "звездным" составом авторов, которое громко заявило о себе в XX веке и было своего рода мейнстримом. К сегодняшнему же дню это направление утратило ведущие позиции у российского читателя.

— Производственная проза — мощное направление в литературе, где практически все советские писатели поучаствовали. И иногда не просто поучаствовали, а внесли вклад в развитие мировой литературы.

Я говорю сейчас о Катаеве и его книге "Время вперёд" (16+), о Леонове и книге "Соть" (16+) и о многих других. Этот период у нас в стране прошел. Но если посмотреть на мировую литературу, то в топе авторской популярности были и остаются писатели именно этого направления, которое они называют "производственным романом", — сказал Вячеслав Коновалов.

Дальневосточник и автор книги для детей "Сказки о солнце" (12+) Даниил Литвиненко отчасти не согласился с модератором. По мнению писателя, хорошо видно, что Дальний Восток сегодня развивается трудом человека-созидателя, и это интересно и авторам, и читательской аудитории. Но здесь есть определенные сложности, указал выступающий.

— Сегодня автору труднее добраться до человека труда, потому что это уже закрытое корпоративное пространство. В советское время был государственный заказ, и тогда автора приглашали на предприятие и показывали производственный процесс. Сейчас писателю приходится доказывать компании, что важно и интересно об этом писать. Есть три пока плохо пересекающиеся линии участников, заинтересованных в появлении индустриального произведения, — автор, бизнес и государство,

— отметил Даниил Литвиненко.

Тема производственного романа — это всегда исследование,  поездки к месту индустриальной истории. Иначе произведение просто не получится. По мнению Литвиненко, читателю интересны истории о людях труда — главное, чтобы писатель интересно излагал эту историю.

Журналист Андрей Островский согласился с тем, что индустриальная литература нужна читателю. Коммуникации с производством важны, но это не главное, поскольку в центре производственного романа должны быть человеческие судьбы, уверен Островский.

— По опыту могу сказать, что мы пишем не про корпорации или технологию производства, а про людей. Грубо говоря, не про то, сколько бетона залили, сколько тонн перевезли или какой толщины обшивка, а про человеческие отношения. Лучшие образцы индустриальной литературы, такие как "Аэропорт" (16+) или "Отель" (16+) Артура Хейли, были о человеке и взаимоотношениях,

— сказал Андрей Островский.

Журналист привел в пример его опыт сотрудничества с Дальневосточным морским пароходством, на судне которого он ходил до ледяных берегов самого южного континента. В результате экспедиции он познакомился с моряками, работающими в компании, и написал производственную документальную повесть "Сто дней Антарктиды" (16+).

— Мы считаем, что люди — это главное. После автопробега "Чем гордится Приморье" (16+) к нам в порт обратились журналисты, попросили провести один день с докером. И вот с утра до вечера они прожили вместе с нашим работником один день его трудовой жизни. Людям действительно интересно знать про людей. Сегодня докер — это очень квалифицированный специалист, который управляет от пяти механизмов,

— сказал директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта (входит в FESCO) Никита Томилин.

Модератор круглого стола Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что в афишах театров и кинотеатров или в топе бестселлеров практически ничего нет про человека труда. Все спектакли, фильмы, книги и телепередачи — только, как говорится, "про богатых и знаменитых".

Никита Томилин возразил на это и привел в пример проект "FESCO. Дети" (6+), в рамках которого переиздаются и дарятся дореволюционные и советские книги о человеке труда.

— Мы стараемся прививать детям вкус к такому чтению. Будущее все-таки за ними. Дети вырастут и пойдут работать портовиками, моряками, механиками, капитанами. Это очень, очень интересные профессии. Я лично присутствовал на таких уроках внеклассного чтения и скажу вам честно — дети действительно воодушевляются. Если человек растет с понятием того, что человек труда — это главный человек в стране, тогда эта идея будет с ним всю оставшуюся жизнь, он будет стремиться к этому, — отметил Никита Томилин.

Модератор круглого стола согласился с тем, что идея приведенного проекта замечательная, но, тем не менее, в топах книжных продаж произведений о людях труда нет, и появятся они не скоро. 

— Любой работник, какую бы должность, специальность или пост он бы не занимал, ему всегда будут интересны задачи самореализации, призвания, взаимоотношения с коллегами, профессионального успеха, на чем останавливаться и к чему стремиться. Я думаю, что бизнесмены, владельцы крупных фирм недооценивают аргументы в пользу корпоративной художественной литературы. А ведь она может сделать их более известными и уважаемыми. С помощью нее они могут заявить о себе широкой читательской аудитории,

— сказал писатель-натуралист, член Союза писателей России, победитель и лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов Юрий Жекотов.

Автор книги "Прииск на левом берегу Колымы" (12+) Валерий Мусиенко выразил мнение, что для того, чтобы на производство шли высококвалифицированные кадры, нужна идеология и государственная политика по популяризации производственных профессий и поддержке авторов индустриальной литературы.

— Вспомните, как было в Советском Союзе, когда тот же роман "Как закалялась сталь" (12+) как минимум трижды экранизировали. Как и с какой с любовью Василий Шукшин писал про свою деревню. В 90-х годах наше государство прошло через тяжелый период, излом прошел по людям. По своему детству помню, как все хотели быть пожарными, милиционерами, космонавтами. Я сталеваром даже хотел быть, когда проходил мимо памятника сталевару в Донецке. А сейчас все хотят быть блогерами, танцорами и музыкантами.

Самое продуктивное время — молодость, и вот нам не хватает квалифицированных рабочих. Поэтому нужно интересно писать о людях труда. И не чисто механическую работу описывать: "взял болванку, заточил, положил в сторону, взял вторую". А занимательные случаи из жизни, какие-то взаимоотношения на работе. Из всего этого складывается теплое, положительное отношение к работе и человеку труда,

— считает писатель Валерий Мусиенко.

Участники круглого стола позитивно оценили советскую практику выступления писателей на предприятиях, когда рабочие могли поближе познакомиться с литературным процессом, а авторы — с производственным. Вячеслав Коновалов согласился с тем, что государственная идеология задавала верные жизненные ориентиры.

— Вы сказали совершенно верно: убрали из школьной программы книги о человеке труда, и вставили туда Довлатова, Солженицына, ещё какие-то образчики "литературы травмы", "литературы переживаний". Какой там человек труда? Там вообще слово "труд" не звучало. Вот мы и пожинаем то, что посеяли, — посетовал модератор дискуссии.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что для возвращения широкой читательской аудитории у произведений о человеке труда нужно, во-первых, писать интересно, во-вторых, у читателей должен быть доступ к спискам достойной литературы, в-третьих, должен быть государственный заказ на производственную литературу.

И самое важное — надо поднимать истории о трудовых подвигах дальневосточников, уверены эксперты дискуссии. Литераторы должны возрождать существовавший ранее дальневосточный легендариум — то есть совокупность смыслов, объясняющих, почему здесь надо жить, почему это здорово, почему отсюда не нужно уезжать. И только совместными усилиями литературы, власти и бизнеса можно справиться с поставленной задачей.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).

ТГ-канал: https://t.me/premiyars (18+).

149013
14
48