5 необычных способов применения зубной пасты в быту - пригодятся каждой хозяйке
09:00
Один человек погиб и 27 пострадали на дорогах Иркутской области за неделю
10:15
Два авиарейса компании "Ангара" задержали в аэропорту Иркутска на сутки
10:02
Как фирма расширила бизнес с 1 павильона до оптовой сети с интернет-магазином с помощью 1С
10:00
Безопасный старт школьного сезона: пять советов от психолога билайн университета
07:00
Михаил Гильдебрант избран мэром Тулуна
00:22
Стали известны предварительные результаты выборов в думу Иркутска
00:15
Умер ведущий КВН Александр Масляков
00:10
Спикер ЗС Приангарья: Если участник СВО не получит мандат, то виноват местный исполком
00:05
Гороскоп на 9 сентября: Тельцам ставить перед собой цели, Львам бороться с негативом
00:00
Конкурентность, легитимность и семейность: эксперты и политики о выборах в Приангарье
8 сентября, 23:33
Максим Модин вновь возглавил Шелеховский район
8 сентября, 22:59
14-летняя девочка пропала в Иркутске
8 сентября, 22:55
Почти 70% избирателей поддержали Дубровина на выборах мэра Братска
8 сентября, 22:48
Главой Заларинского МО избран Валерий Орноев
8 сентября, 22:44
На выборах мэра Саянска победил Александр Ермаков 
8 сентября, 22:42
Михаил Гильдебрант избран мэром Тулуна 00:22
Стали известны предварительные результаты выборов в думу Иркутска 00:15
Спикер ЗС Приангарья: Если участник СВО не получит мандат, то виноват местный исполком 00:05
Конкурентность, легитимность и семейность: эксперты и политики о выборах в Приангарье 8 сентября, 23:33
Максим Модин вновь возглавил Шелеховский район 8 сентября, 22:59
Почти 70% избирателей поддержали Дубровина на выборах мэра Братска 8 сентября, 22:48
Главой Заларинского МО избран Валерий Орноев 8 сентября, 22:44
На выборах мэра Саянска победил Александр Ермаков  8 сентября, 22:42
Явка на выборах в Приангарье составила 21,17% к вечеру 8 сентября 8 сентября, 19:06
Наименьшая явка на выборы в Приангарье наблюдается в Иркутском районе и Зиме 8 сентября, 16:19
Динамика онлайн-торговли в России: Артем Кумпель – о трендах и перспективах 8 сентября, 15:20
Игорь Кобзев: Выборы для меня всегда были исключительно семейным мероприятием 8 сентября, 14:53
Осинский и Баяндаевский районы лидируют по явке на выборах в Приангарье 8 сентября, 13:15
Военный оркестр выступил на одном из избирательных участков Иркутска 8 сентября, 12:54
Губернатор Иркутской области проголосовал на выборах вместе с семьей 8 сентября, 11:58

Людей надо беречь: начальник района контактной сети ВСЖД рассказал о руководстве цехом

Анатолий Кривоносов поделился особенностями работы на предприятии, обеспечивающем движение составов
Начальник района контактной сети Коршуниха Анатолий Кривоносов из личного архива
Начальник района контактной сети Коршуниха Анатолий Кривоносов
Фото: из личного архива

Без электричества невозможно представить работу современной железной дороги. Движение поездов и локомотивов происходит за счёт электротяги, которая заставляет сдвигаться с места многотонные составы. Для обеспечения движения составов по всё стране растянулась контактная сеть. Работы по поддержанию ее функционирования ложатся на плечи монтеров контактной сети и тяговой подстанции. Для координации их сил нужен умелый руководитель, каким и является начальник района контактной сети Коршуниха Анатолий Кривоносов. Уже более сорока лет он работает на железной дороге, руководит цехом ЭЧК и обеспечивает бесперебойную работу стратегически важного предприятия. Он давно мог бы выйти на пенсию, но любовь к работе не позволяет сложить с себя обязанности.

За годы работы ему приходилось сталкиваться с непростыми и порой даже угрожающими жизни ситуациями, из которых он всегда находил выход. Как начальнику, Анатолию Кривоносову в первую очередь важны работники и их труд, который он старается беречь. Отталкиваясь от этого, Анатолий Кривоносов выстраивает работу цеха таким образом, чтобы усилия рабочих не проходили напрасно. Об опасностях и особенностях работы под напряжением, собственной железнодорожной династии и переводе постоянного тока в переменный Анатолий Кривоносов рассказал в интервью ИА IrkutskMedia.

— Анатолий Иванович, сейчас вы являетесь начальником района контактной сети. Расскажите, как вы пришли к работе на железной дороге?

— Мой отец посвятил железной дороге всю свою жизнь вплоть до пенсии, а отец моей супруги, на которой я женился после армии, оказался монтером контактной сети ЭЧК (прим. ред. — район контактной сети дистанции электроснабжения), где сейчас работаю я. Глядя на них, я осознавал стабильность этой работы, потому решил попробовать свои силы на железной дороге. К счастью, я по-прежнему работаю здесь.

Работать на подстанцию ЭЧК я пришел в 20 лет. Семья, конечно же, поддержала мой выбор, ведь работа на железной дороге была и остается стабильной, как и зарплата. До сих пор я не ухожу на пенсию, хотя мог бы давно это сделать. Мне нравится моя работа — она прекрасная, интересная, ее нельзя назвать сидячей.

— Наверняка для работы на железной дороге требуется специальное образование. Где вы получали знания и навыки, необходимые для трудовой деятельности?

— Как такового образования по специальности у меня не было, однако были знания по радиомеханике и опыт работы в телеателье, куда я устроился после окончания школы учеником мастера по ремонту радиоаппаратуры. Там я проработал два года, делая телевизоры и радиоприемники, а после ушел в армию, где служил в радиовойсках. Там я также работал с напряжением. После службы я сразу пошел трудоустраиваться на железную дорогу, однако здесь потребовалось специальное образование. Тогда я отправился учиться в Улан-Удэнский техникум по специальности "Энергоснабжение".

— Как ваше первое место работы помогло вам в дальнейшей работе?

— После работы с радиотехникой мне было проще трудиться на железной дороге, поскольку я уже знал, что такое напряжение, осознавал опасность, которую оно несет, умел его измерять и пользоваться специальными приборами, например, мегаомметром. Благодаря этому на железную дорогу году я пришел уже с некоторой базой, и мне было намного легче работать с магнитными пускателями и иными устройствами.

из личного архива

Начальник района контактной сети Коршуниха Анатолий Кривоносов. из личного архива

— С чего началась ваша карьера на железной дороге?

— Я пришел устраиваться на работу 13 октября 1981 года. В России существует поверье, что 13 — несчастливое число, но мне врезались в память слова женщины-механика, которая тогда сказала: "Нет, для него 13-е число будет счастливым".

В те времена всех принимали на работу либо учениками монтера тяговой подстанции, либо учениками монтера контактной сети. Я начинал свой трудовой путь в поселке Ручей Усть-Кутского района. Сначала я проработал три года на тяговой подстанции, потом перешел на ЭЧК учеником монтера контактной сети. Оба предприятия находились в одном здании. Работа на ЭЧК мне показалась более интересной.

— Какие преимущества вы видите в своей работе?

— Мне нравится стабильность предприятия и заработная плата, а также чувство уверенности в завтрашнем дне. Стабильность предприятия — это стабильность семьи. Кроме того, работникам контактной сети доступен ряд льгот, в том числе путевки на море, хорошие отпуска, а также ранний уход на пенсию — для этого необходимо проработать 12,5 лет на контактной сети. 

— Получается, вы пришли на железную дорогу в 1981 году. С того момента вы работаете без перерывов?

— Да, хотя я менял должность. Два года я проработал на НГЧ (прим. ред. — дистанция гражданских сооружений) мастером и занимался обслуживанием бойлерных жд-домов. Затем вернулся обратно на ЭЧК. На текущем месте мне нравится больше, хотя та работа тоже была хороша.

— Что входит в ваши трудовые обязанности?

— Моя задача заключается в обеспечении безопасности движения поездов на вверенном мне участке. Мы своевременно обслуживаем контактную сеть для обеспечения безопасности пропуска поездов и локомотивов. Помимо этого, мы также обслуживаем трансформаторы на перегонах, где расположены поселки и дачи, а также подаем электропитание школам и котельным.

— В чем заключаются особенности работы с контактной сетью?

— Во-первых, она сопряжена с большой ответственностью за безопасность людей. Во-вторых, работа с напряжением опасна. Можно прикоснуться к аккумулятору автомобиля и ничего страшного не произойдет, а при работе с контактной сетью будет моментальное и страшное поражение. Для предотвращения таких ситуаций на железной дороге реализуется масса организационно-технических мероприятий, которые обеспечивают безопасность проведения того или иного вида работа, в том числе обеспечение спецодеждой.

— Не страшно ли работать под высоким напряжением?

— Невозможно перебороть страх — он везде присутствует. Главное, соблюдать осторожность. Не зря говорят — семь раз отмерь, один раз отрежь. Этим же принципом следует руководствоваться в нашей работе. Не страшно работать, когда приняты все организационно технические меры — все отключено, заземлено, а работы ведутся в специальной форме.

— Как выстроен ваш график работы?

— Для многих людей суббота и воскресенье — это стабильный выходной день, но для нас — это более-менее спокойный рабочий день. Бывает, что с просьбой выйти на работу могут  позвонить и в 3.00, и во время новогоднего застолья 31 декабря. Поезда не будут простаивать, поэтому я круглосуточно нахожусь на связи — неважно, дежурю ли я или нет. Чем меньше звонков во внеурочное время, тем стабильнее наша работа.

— Неужели вам приходится работать даже по ночам?

— Возникают разные ситуации — иногда незначительные повреждения могут произойти не только в рабочие часы, но и ночью, и в выходные, и в праздничные дни. В нашем ведении находятся три автомобильных переезда — иногда на них случаются ДТП. В основном они происходят ночью, когда сознание водителей притупляется. Бывает, что ломают опоры.

— Когда на контактной сети случается поломка, сколько у вас есть времени на ее устранение? 

— У нас нет обозначенного времени, но есть аварийное окно — определенное время, в течение которого необходимо отработать на участке, пока поезда стоят. На восстановление незначительного повреждения дается не более часа. Понятно, что бывают и серьезные повреждения. Желательно устранять поломку как можно быстрее, особенно если она случается зимой. 

Потому вначале необходимо восстановить напряжение, вытащить поезд любыми способами и дальше уже разбираться в поломке, проводить доделки.

— С какими экстремальными ситуациями вам приходилось сталкиваться на работе?

— Зимой произошел трагический случай — в ночное время водитель проигнорировал запрещающие сигналы светофора, выехал на железнодорожный переезд при приближающемся поезде, машинист применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным, и столкновение избежать не удалось, удар был такой силы, что автомобилем были повреждены контактные опоры. Представляете, ночь и мороз до –35°С. Пришлось все быстро восстанавливать, поскольку поезда стоять не будут. Конечно, лучше, чтобы трагичные ситуации не случались, однако, к сожалению, везде имеет место человеческий фактор. За столько времени всякое случалось, но больше хорошего, конечно.

— Получается, что вы работаете в любую погоду?

— У нас есть категория работ, которые запрещено проводить в дождь, грозу, сильный ветер или снег. Если же все-таки возникает необходимость, то при соблюдении всех организационно-технических мероприятий мы можем проводить работы. Это касается аварийных работ, но не плановых. В таких случаях мы отключаем напряжение и заземляем для проведения работ. Нельзя работать под напряжением в дождь, снег или туман, поскольку вода пропускает ток.

— Какие еще непростые ситуации случались за врем вашей работы на железной дороге?

— Мне приходилось лично участвовать в тушении горящего состава в 1986-1987-х годах. Тогда мы отключали напряжение, ходили с пожарными и тушили грузовой состав ночью. Было страшно.

Это произошло летом в 1986-1987-х годах, когда я уже был начальником ЭЧК. На станции стоял груженный лесом состав. Трое ребят перескочили через вагоны сверху. Одному из компании не повезло — он попал под напряжение и упал с вагона на землю, но, к счастью, выжил. Его окружили люди — все растерялись. Мать сидит передо мной и плача просит о помощи. А я ему чем помочь могу? Говорю: "ты отвернись лучше, я все сделаю сам".

Я завернул его в одеяло, чтобы он меньше шевелился, и на руках отнес в скорую. Он выжил, и я вижу его до сих пор — немножко в шрамах, а так ничего страшного. Вагон и контактная сеть сгорели. Пришлось растаскивать вагоны. К счастью, все трое ребят выжили. 

— Вы уже довольно долго работаете на предприятии и много взаимодействуете с рабочими. Скажите, какими качествами должен обладать хороший работник, на ваш взгляд?

— На первом месте идут знания. Работнику необходимо самообразовываться — читать книги и познавать новое. Тогда ему будет легче работать — и зарплата будет выше, и проблем на предприятии меньше.

— Анатолий Иванович, как начальник подстанции предлагали ли вы какие-то собственные идеи по совершенствованию работы предприятия?

— Да, я вносил собственные идеи в работу своего цеха. На мой взгляд, следует быть не только руководителем предприятия, но и политиком, поскольку это работа с людьми. Кое-где можно спросить мягче, а где-то и строже.

— В каких мероприятиях вам удалось поучаствовать за время работы на предприятии?

— В 1989-1990-е годы я принимал участие в переводе постоянного тока на переменный. В то время этот процесс происходил, поскольку переменный ток является наилучшим для эксплуатации электровозов. Тогда на перемонтаж участка сети в Черемхове отбирали лучших из лучших, а меня как самого лучшего отправили руководить процессом.

Мы проводили электрификацию участка Хребтовая — Усть-Илим. Первые полгода я лично делал участок Игирма — Рудногорск, руководя тремя мотовозами. После окончания электрификации и перемонтажа контактной сети был запущен переменный ток.

— Что изменилось в вашем характере за годы работы на железной дороге?

— Я стал более требовательным, поскольку жизнь не прощает ошибок. К тому же, сейчас на предприятии с работников жестко спрашивают, поэтому я стараюсь держать марку.

Честно говоря, я немного страдаю от собственной честности и прямолинейности. На мой взгляд, в работе должна быть, прежде всего, порядочность. Необходимо всегда относиться к своему делу серьезно, поскольку ошибки могут быть летальными, а это значит, что надо соблюдать все меры безопасности, носить спецодежду и понимать суть своей специальности.

— Не возникало ли у вас мыслей сменить род деятельности?

— Нет, хотя мне предлагали пойти на повышение начальником ЭЧК в Тайшет и на БАМ, но я отказался, твердо решив остаться там, куда я приходил изначально. На мое решение повлияло ставшее уже родным предприятие, а также близость к природе — я живу в поселке в Усть-Кутском районе, здесь поблизости находится лес и речка.

— С такой работой, как у вас, кажется сложным совмещать семью и карьеру. Скажите, как вам это удается?

— Благодаря пониманию жены и семьи. У меня есть две дочки и сын, который сейчас, кстати, тоже работает начальником участка на БАМе и ведет электрификацию. Начинал он как механик, а позже пошел на повышение — тоже доволен своей работой. Моя дело — это благополучие семьи и понимание. На одной чаше весов — работа, на другой — семья. Остальные все преграды преодолимы.

— Есть ли у вас какие-то хобби, которым вы посвящаете свободное время?

— У меня есть прекрасный огород, где я работаю. Кроме того, я также люблю поохотиться для души и делаю это неплохо. Перед охотой заключаю договор на добычу соболя и лося, иногда отправляюсь рыбачить на речку у дома.

— Что бы вы посоветовали молодым людям, которые хотят попробовать себя в данной сфере?

— Одеваться и идти работать. Хочу пожелать молодым людям терпения и уважения к другим. Не стоит также забывать, что для работы требуются знания, поэтому необходимо много читать. Учитесь и работайте, не бойтесь трудностей — они везде бывают. Ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь, и все будет нормально — и семья сложится, и благополучие.