На площадке пресс-центра "Комсомольской правды" в Новосибирске прошел круглый стол “Безопасность в интернете: современные вызовы и технологии защиты пользователей” (12+). Темой обсуждения стали вопросы обеспечения безопасности пользователей в онлайн-пространстве.
Участники встречи рассказали о существующих на рынке инструментах защиты, реализуемых бизнесом партнерских программах, поделились актуальной статистикой по изменению числа правонарушений в интернет-среде и росту информационной грамотности пользователей.
Спикерами круглого стола стали директор по доверию и безопасности Авито Наталья Юматова, начальник управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Главного управления МВД России по Новосибирской области Михаил Слабухо, прокурор отдела по надзору за следствием в органах ГУ МВД России по Новосибирской области Ярослав Злобин, руководитель департамента продаж и клиентского сервиса макрорегиона "Сибирь" Tele2 Евгений Корешков, управляющий филиалом ПАО “Банк Уралсиб” в Новосибирске Голубева Наталья Сергеевна.
В ходе встречи участники отметили рост популярности интернет-сервисов, а вместе с ним и рост числа вызовов в этой сфере. При этом, крупный бизнес инвестирует большие средства в развитие инструментов защиты, а также ведет активную просветительскую деятельность.
Наталья Юматова отметила, что уровень цифровой грамотности пользователей со временем растет.
“Этому способствует та просветительская работа, которую активно ведет крупный бизнес и правоохранительные органы. Люди все реже попадаются на простые уловки, но все еще подвержены манипуляциям с помощью социальной инженерии. Например, когда создается стрессовая ситуация или для убедительности используются утекшие ранее данные пользователя. Инструментом борьбы с явлением становятся более содержательные, например игровые, механики, через которые можно познакомить людей с более сложными сценариями и научить безопасному поведению в интернете”.
“Сегодня на Авито заходят более 70 млн россиян в месяц. “Безопасность пользователей — ключевой приоритет платформы. Ежегодно мы инвестируем более 4 млрд рублей в создание и развитие инструментов защиты, ведем работу по информированию пользователей о способах защиты данных. И эти усилия дают результаты — за последние 4 года число жалоб на не безопасное поведение на платформе снизилось в 100 раз, а число интернет-пользователей, полностью доверяющих Авито превысило 70%”, — заявила Наталья Юматова.
Сегодня в Иркутской области самые популярные способы верификации это банковские ID (42%), проверки по паспорту (34%) и правам (15%).
По мнению участников круглого стола, сегодня основным риском потери данных и денег являются механизмы социальной инженерии. Злоумышленники путем манипуляций выманивают конфиденциальные данные напрямую у пользователей. Защититься от этого можно, в том числе, используя безопасные способы связи, предоставляемые бизнесом. Например, Авито развивает собственные защищенные каналы коммуникаций.
“Алгоритмы “умного” мессенджера Авито умеют блокировать фишинговые ссылки и предупреждают о потенциально небезопасных действиях — например, попытке поделиться личными данными. Сегодня в Иркутской области мессенджер является самым популярным способом связи — ежедневно на площадке создается более 50 тысяч новых чатов. На втором месте — GSM-звонки (29,5 тысяч), на третьем — звонки в приложении (17,5 тысяч)”, — отметила Наталья Юматова.
Наталья Голубева отметила, что банковская система сегодня находится под особой защитой, а каждый клиент проходит многоуровневую идентификацию. Но при этом необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании картами и банковскими продуктами, чтобы данные не попали в руки злоумышленников. Например, эксперт рекомендует не переходить по сомнительным ссылкам в интернете и не вводить свои данные в формы, вызывающие подозрение. Также важно обращать внимание на наименование сайта и его адрес в сети, а перед совершением финансовых операций дополнительно убеждаться в подлинности интернет-ресурса.
О мерах защиты телефонных абонентов в ходе круглого стола рассказал Евгений Корешков: “Каждый день антифрод-платформа Tele2 блокирует около 1,2 млн мошеннических SMS и более миллиона звонков. Платформа также помогает не допускать незаконный вывод денег со счетов клиентов. Чтобы оградить клиентов от вредоносных сообщений, мы пользуемся специальными решениями для защиты от SMS-трафика от российского разработчика X-Labs. Для анализа голосового трафика мы не так давно внедрили аналогичный продукт.
Михаил Слабухо считает, что на данный момент безопасность в сети интернет отстает от скорости внедрения технологий в жизнь населения. Эксперт привел данные о том, что 10 лет назад преступления в интернете среди общего объема правонарушений были в пределах статистической погрешности, сейчас их количество приближается к 40%. При этом, по его словам, растет и цифровая грамотность пользователей, которая ограничивает рост числа таких нарушений, не смотрят на повышение количества и сложности попыток обмана.
В свою очередь Ярослав Злобин рассказал, что основными способами обмана людей остаются фейковые звонки из банков и органов полиции. Прокурор призвал с вниманием относиться к пожилым родственникам и обращать особое внимание на приложения, установленные в их гаджетах, а также на контакты, звонки и переписки. Кроме этого, важно знать, для чего они посещают банки и оформляют те или иные финансовые продукты.
Подводя итоги встречи, участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо продолжать работу по повышению цифровой грамотности пользователей и развивать совместные проекты в области безопасности.