Зампредседателя Думы Иркутска: Тайный выбор мэра исключит давление заинтересованных лиц

Изменение формы голосования позволит выбрать градоначальника демократичным способом

Процедура тайного голосования позволит демократичным способом выбрать мэра города, считает заместитель председателя Думы Иркутска, депутат по избирательному округу №2 Виталий Матвийчук. По его словам, изменение формы голосования позволит исключить давление со стороны заинтересованных лиц и сделает процедуру более демократичной, поскольку открытый способ не гарантирует свободу волеизъявления. Депутаты представительного органа высказались по поводу внесенных изменений в статью 35 Устава города Иркутска. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу гордумы.

Заместитель председателя Думы Иркутска, депутат по избирательному округу №2 Виталий Матвийчук считает, что в случае тайного голосования у каждого появится шанс избраться градоначальником.

"В этом созыве Думы я единственный депутат, который избирался от КПРФ. Мне трудно представить, что меня 33 депутата от партии власти выбрали бы мэром Иркутска на основе открытого голосования. Этим, я считаю, ущемляются права беспартийных депутатов и самовыдвиженцев. После выборов в сентябре 2019 года в Думу Иркутска придут и коммунисты, и самовыдвиженцы, и представители других партий. И при процедуре тайного голосования мы сможем демократично выбрать градоначальника. У каждого появляется такой шанс – это и есть демократия", — сказал Виталий Матвийчук.

Председатель постоянной комиссии Думы Иркутска по муниципальному законодательству и правопорядку, депутат по избирательному округу №22 Алексей Распутин также выразил свое мнение.

"Поправки в Устав были предложены группой депутатов в количестве не менее половины от действующего состава Думы. Проект соответствующего решения Думы о проведении публичных слушаний по этому вопросу был внесен на рассмотрение постоянной комиссией по муниципальному законодательству и правопорядку в соответствии с регламентом в установленные сроки и на основании ч. 2 ст. 3 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Иркутске, утвержденном решением Думы от 13 апреля 2006 года. Также, согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 5 указанного Положения, если инициатором проведения публичных слушаний является городская Дума, то решение о назначении публичных слушаний принимается так же Думой", — добавил Алексей Распутин.

Суть предложенных поправок заключается в изменении формы голосования за кандидатуру мэра Иркутска с открытого на тайное. Согласно действующему федеральному законодательству президент Российской Федерации, главы субъектов избираются тайным голосованием. Даже председатель Думы у нас избирается таким образом. Эта схема считается более демократичной, поскольку освобождает голосующего от возможного давления со стороны участников выборного процесса при волеизъявлении. Обсудив предложенный проект решения Думы о проведении публичных слушаний по внесению изменений в Устав города Иркутска, комиссия рекомендовала его к принятию.

Депутат по избирательному округу №30 Алексей Колмаков рассказал, что стал инициатором внесения этих изменений.

"Я стал инициатором внесения этих изменений, ко мне присоединились коллеги, разделяющие мою точку зрения на то, в какой форме должно проходить голосование за кандидатуру главы муниципального образования. Эту инициативу мы сформировали в соответствии с Уставом в виде обращения от половины депутатов шестого созыва Думы", — отметил Алексей Колмаков.

Тайное голосование при помощи бюллетеней поможет депутатскому корпусу избежать любого давления с любой стороны, в том числе, и со стороны действующего мэра. Если поправки в Устав пройдут публичные слушания и будут приняты, то мы сможем выбрать человека, которому мы действительно доверяем. Каждый сделает тот выбор, который посчитает нужным, резюмировал депутат.

Напомним, 30 мая 2014 года 35 депутатов Законодательного собрания единогласно и единодушно проголосовали за принятие закона о местном самоуправлении, который ввел только прямые, всеобщие выборы всех мэров, глав муниципальных образований и депутатов местных дум. Чтобы закон смог вступить в силу до даты назначения очередных муниципальных выборов, его рассмотрели сразу в двух чтениях. Эту инициативу поддержали все фракции Заксобрания.

По прошествии полугода, на 20-й сессии ЗС 24 декабря 2014 года, депутаты рассмотрели в законопроект о введении в Иркутске сити-менеджера. Документ внес в областной парламент тогда еще рядовой депутат Андрей Лабыгин. С его подачи парламентарии рассмотрели закон сразу в трех чтениях. Катализатором этой депутатской инициативы стали два фактора, рассказал тогда народный избранник. Во-первых, это выступление депутата ГД РФ от ЛДПР Андрея Лугового о необходимости введения в Иркутске соответствующего института. Во-вторых, обращение фракции "Единой России" в Думе Иркутска в политсовет партии. Кроме того, Андрей Лабыгин обратил внимание на низкую явку избирателей на выборах и на возможность протестного голосования, в результате которого городом будет управлять непрофессионал.

Через полтора месяца после принятия закона о сити-менеджере либерал-демократы поняли, что он им не нравится. 16 февраля 2015 года стало известно, что фракция ЛДПР предлагает отказаться от принятой в декабре схемы, и избирать мэра города из числа депутатов. После этого мэр должен будет сложить депутатские полномочия. В результате в марте 2015 года Дума Иркутска единогласно назначила мэром своего спикера Дмитрия Бердникова.

В начале апреля 2017 года губернатор Приангарья заявил о необходимости проведения референдума по вопросу возвращения прямых выборов мэра Иркутска и сохранения этой процедуры в других муниципалитетах региона. Позже группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области внесла в региональный парламент законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Авторы законодательной инициативы – представители фракции КПРФ, а также тогдашний руководитель фракции "Гражданская платформа" Владимир Матиенко. Законопроектом предлагалось внести изменения в статью 3 закона "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области".

Инициатива не направлена против действующего мэра Иркутска, а призвана вернуть жителям областного центра право голоса, отмечали инициаторы законопроекта. Депутаты должны были рассмотреть документ на майской сессии 2017 года. Однако вопрос был сдвинут на июнь из-за отсутствия заключения Думы Иркутска.

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении не принял решение по вопросу проведения референдума за возврат прямых выборов мэра Иркутска 13 июня. Заседание проходило "горячо": обвинения в политизированности и антинародности решений звучали в адрес руководителя комитета Бориса Алексеева. Представители инициативной группы КПРФ, выступающей за возврат прямых выборов мэра Иркутска, говорили о возможном непрохождении их законопроекта в областном парламенте, если не будет проведен референдум. Правовое управление ЗС приняло на себя основной удар: юристы областного парламента посчитали вопрос, выносимый на референдум, несоответствующим требованию о государственной важности. Спустя две недели этот же комитет не одобрил и законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. На заседании присутствовало всего четверо депутатов, и все они проголосовали против законопроекта. Кроме того, парламентарий и иркутянин Борис Алексеев заявил, что его устраивает сложившееся положение вещей. По мнению его коллеги и землячки Нины Чекотовой, в Иркутске и так все хорошо и втягивать людей в политику не надо. Депутат ЗС Ольга Носенко, защищавшая законопроект, даже апеллировала к высказываниям президента РФ, но не сумела пробить счастливые сердца иркутян Алексеева и Чекотовой.

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра областного центра в июне 2017 года. Против инициативы проголосовало 26 парламентариев, "за" – всего девять. Двое воздержались, еще двое не голосовали. Стоит отметить, что вопрос практически не обсуждался. Короткими выступлениями отметились только депутат-коммунист Сергей Бренюк и тогдашний уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин.

Подводя итоги парламентского сезона 2016-2017 годов, Сергей Брилка заявил, что в Иркутске есть демократия, просто ей нужно правильно пользоваться. Он отметил, что Заксобрание – это серьезный орган, который не может менять избирательное законодательство каждый год. До этого парламент менял избирательное законодательство в декабре 2014 года и феврале 2015 года.

"Вы спрашиваете, почему мы отклонили законопроект о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Отвечаю: "Мы приняли это решение, потому что только в 2014 году мы одобрили закон, по которому Иркутск сейчас живет". Когда говорим, что в процессе выборов мэра Иркутска должно участвовать все население города, мы не задумываемся, что действующий закон позволяет это сделать. Если население хочет, чтобы был избран достойный глава города, пусть выберет достойную Думу. Если люди выберут 35 самых достойных депутатов, то из них будет выбран лучший мэр. Когда группа товарищей поднимает флаг и говорит, что демократия в Иркутске загнана в угол, это не так. Демократией нужно правильно пользоваться", – прокомментировал Сергей Брилка.

На пресс-конференции по итогам работы Заксобрания второго созыва Сергей Брилка обмолвился, что в работе у парламента осталась очередная инициатива губернатора Иркутской области о возврате прямых выборов мэра Иркутска. Спикер ЗС тогда сказал, что с этим вопросом будет разбираться уже третий созыв.

Добавим, что на внеочередной сессии ЗС в апреле 2019 года депутаты проголосовали в первом чтении за новую для Иркутска модель управления городом. Областной центр не получил прямые выборы мэра. Вместо этого удостоился одной из форм института сити-менеджера со всеми вытекающими последствиями.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia