Главное для народного избранника – взаимодействие с жителями округа, ведь он работает как врач, если к нему не поступают жалобы, то значит, что людей все устраивает, считает депутат Думы Иркутска Юрий Коренев. Он рассказал в интервью ИА IrkutskMedia о совместной работе с горожанами в решении актуальных вопросов, о том, как ему удалось наладить ситуацию с общественным транспортом и благоустройством частного сектора, самых важных достижениях и проектах в округе, а также оценил работу городской администрации.
— Юрий Диомидович, у каждого из депутатов своя мотивация и причина заниматься общественной работой. Расскажите, почему приняли решение стать депутатом?
— Для меня это произошло неожиданно. Я никогда не стремился к этой должности, занимался научной деятельностью, преподавал в медицинском институте. После защиты кандидатской диссертации планировал приступить к докторской, однако началась перестройка. Тогда на кафедру пришло новое руководство, с которым у нас разошлось мнение о теме моей докторской диссертации, и я принял решение уволиться по собственному желанию и совместно с единомышленниками создал Центр нетрадиционной медицины. Мы оказывали услуги, используя методы народной медицины, производили лекарственные средства из природных компонентов. Дело пошло очень хорошо. Продвигали продукцию по всей стране, на заработанные деньги сначала снимали помещения, затем решили приобрести здание. По счастливому стечению обстоятельств в Радищева на конкурс выставили брошенное здание детской инфекционной больницы, которая к тому времени переместилась на Синюшину гору.
В то время – в конце 90-х годов, повсюду была разруха. Территория больницы была центральной свалкой, все коммуникации разрушены, строения по кирпичику разбирал частный сектор. Мы начали восстанавливать инфраструктуру. Тогда я еще не знал, что в микрорайоне Топкинском расположено три детских сада, школа искусств и общеобразовательная школа. Руководители детских учреждений заметили наши труды, стали обращаться за помощью, мы со своей стороны предоставляли стройматериалы, лекарственные средства, оказывали материальную помощь. Все это происходило за год до того, как в 2000 году были объявлены выборы в Думу Иркутска. Жители района предложили мне баллотироваться. С одной стороны, конечно, это было неожиданно, но с другой, – за территорией никто не ухаживал, инфраструктура была в плачевном состоянии. Видя весь беспорядок, я сформировал свою гражданскую позицию, поэтому, скажем так, предложение поступило своевременно. В то время в Иркутске было всего 15 депутатов, меня никто не знал, но я победил! В мой округ входило все правобережье Ушаковки, которое находилось в ужасном положении: убитые дороги, отсутствие света и воды в частном секторе, нет детских городков и спортивных площадок, кругом стихийные свалки. Для восстановления территорий я активно стал добиваться выделения денег в округ №21. Естественно, мою позицию сначала ни мэр, ни депутаты не поняли – дело в том, что почти все депутаты в то время были бюджетниками и они привыкли голосовать за любое предложение мэра. Других мнений просто не было.
Вообще, я считаю, что многие проблемы в Иркутске не решаются потому, что исполнительная власть просто не знает о них. Трудно представить, что мэр в ночное время гуляет по частному сектору, где не освещаются улицы, ходит по разбитым дорогам и возит воду на тележке с водоколонки за 500 метров от дома. Задача депутата – донести до исполнительной власти и своих коллег, что такие проблемы есть и их нужно решать. Я занимался этим на протяжении многих лет и горжусь проделанной работой. На сегодняшний день многие улицы в Радищева и верхнем Марата заасфальтированы, активно строятся водопроводы, возводятся детские городки и спортивные площадки. Особенно восхищаюсь тем, что вся гора Радищева по вечерам буквально светится. Подчеркну, что когда я приступил к обязанностям депутата, освещения не было ни на одной улице. И, конечно, в микрорайоне Топкинском практически все дворы благоустроены, отремонтирована и освещена кольцевая дорога и построен новый конечный остановочный пункт.
— Когда вы избрались в первый раз, какой была самая важная задача с гражданской, депутатской позиции. Чему вы уделили внимание в первую очередь?
— Первым делом я стал искать неравнодушных людей, желающих улучшить условия проживания в своем доме, дворе, улице, округе. Ведь я сам не проживаю вместе с ними, не знаю что для них важнее отремонтировать в первую очередь, где установить детский городок. Когда в первый год своего депутатства я "выбил" 200 тысяч рублей на Топкинский, я не знал на что их потратить. Я связался с директором школы, председателем Совета ветеранов и спросил их. Но они просто удивились моему вопросу – раньше их об этом никто не спрашивал. Теперь у меня много партнеров – активных жителей, которые создали несколько ТОСов. С ними мы планируем что сделать, они осуществляют контроль над работами и собирают предложения своих соседей. Теперь я завален обращениями, но так и должно быть, нет пределов совершенству.
Я каждый год отчитываюсь перед избирателями и продолжаю удивляться, что немало еще людей не знают, что городские депутаты не работают в администрации и не получают зарплату за депутатскую деятельность. Депутат – общественник, который добровольно взял обязательства помогать людям и нести перед ними ответственность за свои обещания. Депутат не ищет проблемы в своем округе, которые надо решать. Он работает как врач, если нет обращения к нему, значит у жителей все в порядке.
— Что удалось сделать в вашем округе за шестой созыв? Какие события, по вашему мнению, самые важные?
— Для начала отмечу, что одни вопросы решаются быстро, на другие же уходят годы. Например, жители обратились ко мне насчет установки детских городков. Это решается довольно быстро, иногда даже в течение года. Но есть темы, которые требуют актуализации и публичного обсуждения для принятия общего решения депутатов и администрации. Городской бюджет не такой уж большой, а депутатов сейчас 35 и все хотят, чтобы деньги были направлены в их избирательный округ. Приходится доказывать коллегам, убеждать мэра и его подчиненных в необходимости решения вопросов, предложенных жителями. Так, в предместье Радищева никогда не было детского сада, а сейчас подобрали под него земельный участок, запланированы в бюджете деньги и подготовлены документы для объявления конкурса по разработке проекта. Я занимался этим вопросом в течении шести лет.
Пожалуй, самый долгосрочный проект для нашего округа – кинотеатр "Марат". Впервые я обратил внимание на разрушающееся здание теперь уже бывшего кинотеатра в 2001 году. Дело в том, что на правой стороне реки Ушаковки нет ни одного культурного, спортивного учреждения. По моей инициативе трижды собиралась комиссия, планировалось потратить 11 млн рублей для того, чтобы восстановить строение. К сожалению, бывший мэр Якубовский меня не услышал, и здание разрушилось окончательно. Его по конкурсу продали предпринимателю, который провел капремонт, но спустя семь лет он отказался от своей идеи. В то время я разрабатывал планы относительно строительства новой школы искусств №9, чтобы ее перевести из здания детского сада "Сказка" в Топкинском. Проезжая мимо, увидел объявление о продаже. Решил, что проще взять готовое здание, к тому же с отличным расположением.
В тот момент, когда проект уже был разработан, и мы планировали приступить к ремонту, сменился глава города. Новая администрация провела независимую экспертизу, в результате которой оказалось, что для размещения школы не хватает одного балла сейсмичности. Все снова "зависло", но в этом году мне удалось добиться проведение конкурса на проведение проектных работ по организации в здании культурно-досугового центра.
Третье важное событие – два физкультурно-оздоровительных комплекса. Несколько лет велись поиски земельного участка, каждые полгода я вносил соответствующий запрос. В итоге были определены микрорайон Топкинский и предместье Радищева. Средства на проектные работы уже заложены в бюджете. Хочу отметить, что в одном из ФОКов мы планируем разместить бассейн,
— Как у вас на округе обстоят дела с гражданской активностью, в частности интересует взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением. Как выстроена работа?
— Я считаю важным событием то, что за шестой созыв в моем округе появилось 10 ТОСов. Я всегда стремился объединить людей. Мы даже создали ассоциацию территориальных общественных самоуправлений. Наверное, это единственная в Иркутске ассоциация ТОСов, которая позволяет мне не просто по отдельности встречаться с активными горожанами, но и собирать их вместе, обсуждать насущные проблемы всего округа, в том числе, определять строительство будущих объектов. Люди прекрасно понимают, что денежные возможности ограничены и нужно делать выбор: где площадку поставить, где дорогу сделать. Возможно, благодаря именно такой активности самый первый детский городок в частном секторе построили в нашем округе в 2004 году. Сейчас их уже порядка 10-ти городков, не считая детских площадок в Топкинском.
— В текущем созыве стали активно продвигаться программы "Формирование комфортной городской среды" и "Народные инициативы". Помогают ли они депутатам благоустраивать свои округа, строить новые площадки, благоустраивать территории?
Что касается "Народных инициатив", то возможности депутатов ограничены, так как со своими проектами выступают сами жители города. При этом я считаю, что выполненные в рамках программы работы были проведены некачественно. Конечно, часть проектов, которые выиграли в первые несколько лет, была реализована. Однако отмечались недочеты. Например, спортивную площадку на улице Северная, 46 сделали безобразно, без благоустройства. Пластиковые ограждения порвались спустя месяц, освещения не было. То же самое – спортивная площадка на улице Спартаковской, 4. Поэтому, на мой взгляд, эту программу вряд ли можно пока назвать удачной.
А вот "Формирование комфортной городской среды" действительно позволяет выполнить большой объем ремонтных работ. Раньше жители просили, допустим, отремонтировать кольцевую дорогу в микрорайоне Топкинском. Я всегда предлагал им выбор: либо мы подождем три года, сэкономим деньги и отремонтируем дорогу, либо проведем ремонт дворов. Разумеется, выбор всегда был в пользу дворовых территорий. Однако мне удалось пробить средства для ремонта дороги, но без программы была возможность ремонтировать лишь городскую дорогу, к которой территории между домами и проезжей частью не относятся.
"Формирование комфортной городской среды" в этом вопросе сыграло важную роль. Благодаря программе стало возможным благоустраивать пустыри и пространства, не относящиеся непосредственно к дому. Проводить освещение, высаживать деревья, устанавливать скамейки, обустраивать тротуары. Этим мы и занимались, в частности, в микрорайоне Топкинком между домами №26 и детсадом №156. Сейчас там находится сквер с тренажорами, роллердромом, разбили аллею, сделали тротуары, установили скамейки. В этом году будет проведена реконструкция сквера на месте бывшего конечного остановочного пункта в микрорайоне Топкинском. Подчеркну, что по какой-либо другой программе средства на это мне найти бы не удалось.
— Раз уж речь зашла о ремонте и строительстве дорог, расскажите, как в округе обстоит дело с развитием транспортной инфраструктуры?
— Не все так просто. Большой проблемой для транспорта является Маратовская развязка, которой я занимаюсь примерно с 2003 года и добиваюсь ее реконструкции по сей день. В честь 350-летия города планировалось выделение средств для данного проекта, однако в итоговый перечень объектов, утвержденный Москвой, он не вошел. Согласно плану, развязка должна была быть двухуровневой. Работа над проектом заняла много времени, и на него было затрачено более 40 млн рублей. При новом мэре планы по Маратовской развязке свернули, и по предложению экс-губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко было принято решение направить средства на Покровскую развязку. Пока же по Маратовскому кольцу приняли только паллиативные меры – дважды "вытянули" проезжую часть. Разгрузка есть, но проблемы это не решает. Я продолжу убеждать новую администрацию и своих коллег в необходимости ее реконструкции.
— Насколько известно, вы один из тех, кто яро бьется за оптимальное состояние общественного транспорта. Вы говорили о том, что в городе отсутствует график движения, низкое качество транспорта, вызывает сомнения компетентность некоторых водителей. Какова ситуация в вашем округе?
— Знаете, сколько бы денег не было вложено в эту сферу, все-равно что-то обязательно не получится. Я думаю, что многое зависит от руководителей, которых назначают в муниципальные автотранспортные предприятия. То же самое касается электронного билета, нам говорят о том, что он есть, но на деле льготники проезд по нему оплачивать не могут. Проблему можно легко решить, однако отсутствие взаимодействия области и центра препятствует даже в этом. Позиция городской власти, на мой взгляд, несколько неадекватна. Какие-бы идеи мы не пытались продвинуть, их принимают в штыки. При смене определенных руководящих кадров, я думаю, ее удастся решить. Кроме того, большинство людей живут в спальных районах, и, разумеется, в моем округе, как и в других отдаленных районах существует проблема работы транспорта в вечернее время.
Сегодня жители моего округа не ждут автобуса и маршруток, сейчас водители ждут пассажиров. Выехать в центр города из микрорайона Топкинского и Радищева не составляет труда. Поступали просьбы о том, чтобы увеличить количество маршрутов. При этом отмечу, что в данный момент в Топкинском их уже четыре, а в Радищева три. Дело в том, что длинные маршруты малорентабельны из-за большого количества конкурентов, что, в свою очередь, не позволяет им получать адекватную компенсацию за перевозки. Конечно же, они, помимо прочего, попадают в пробки. Сейчас разрабатывается концепция развития транспорта, но на данный момент она еще "сыровата". Относительно "умных" остановок, диспетчерских пунктов – все опять же зависит от контроля, от того, как и кто следит за порядком. Особенно остро эта проблема обстоит с коммерческими маршрутами. Я бы оставил право на основные маршруты за муниципальным транспортом, увеличил его габариты. Небольшие маршруты можно предоставить владельцам маршрутных такси.
— Вы часто говорите о проблемах, связанных с управленческим фактором. Будучи депутатом Думы Иркутска в течение четырех созывов, как можете оценить работу иркутской администрации сейчас?
— К сожалению, кадровую работу могу оценить негативно. В первую очередь это касается частой смены кадров. Люди не успевают наладить друг с другом контакт, вникнуть в ситуацию, разобраться с делами предыдущего сотрудника. Из-за этого приходится по несколько раз проводить встречи по одному и тому же вопросу, но с разными людьми. Раньше подобных ситуаций не возникало: люди работали на своем месте хотя бы по три-четыре года.
Нередко происходят случаи, когда должность определенного руководителя занимает человек, который плохо разбирается в данном направлении. Например, когда место, допустим, градостроителя, занимает юрист. Все это сказывается на развитии города в целом.