Пассажирский самолет МС-21 и SSJ-100 получат отечественную операционную систему реального времени JetOS. Также ею планируется оснастить перспективные воздушные суда. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на "РИА-Новости".
По словам генерального директора государственного научно-исследовательского института авиационных систем Сергея Хохлова во главу угла ставится получение "сертификационного пакета" — полного набора данных жизненного цикла, что позволит использовать JetOS не только на МС-21 и будущих модификациях "Суперджетов", но и при создании перспективных воздушных судов. Кроме того он отметил, что после обострения отношений с Западом, использование зарубежных операционных систем по типу PikeOS и MACS2 не только рассматривается как технологическая зависимость, но и реальная угроза.
"JetOS – это полностью отечественная разработка. Работа по созданию этой системы ведется с 2016 года по заказу Минпромторга в рамках программы импортозамещения. Что касается ее использования, могу сказать, что первые версии JetOS уже обкатываются на платформах отечественных разработчиков, а разработку сертифицируемой версии ядра этой операционной системы планируется выполнить до конца 2019 года", — отметил Сергей Хохлов.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что премьерный показ самолета МС-21-300 в России состоялся в августе этого года на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019. 27 августа 2019 года лайнер посетили президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Напомним, что МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. По данным источников газеты "Коммерсант", санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21 из Иркутска. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и "Ростех" пытаются найти возможность выпуска аналогов в России. Для этого понадобятся длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск лайнера в серию с 2020 года на несколько лет. При этом отказ от "черного крыла" также лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась в 438 млрд рублей. Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются несколько вариантов выхода из положения. Один из них — наиболее радикальный — отказ от композитов в МС-21 и перепроектирование крыла и киля в металле.
В аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили, что создание среднемагистрального самолета МС-21 из Иркутска будет доведено до конца, санкции этому не помешают. Правительство РФ держит ситуацию на контроле. Программа МС-21 будет реализована с композитным крылом из отечественных компонентов, отметил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. По его словам, это решение находится на стадии перехода к серийному производству, соответствующие образцы проходят испытания, их внедрение в программу МС-21 будет пошагово реализовано после завершения основных сертификационных испытаний.
Летные испытания самолета МС-21, оснащенного двигателями ПД-14, планируют начать в 2020 году, об этом было заявлено на совещании губернатора Пермского края Максима Решетникова с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Нерадько, управляющим директором АО "ОДК-Авиадвигатель" Александром Иноземцевым и главным конструктором АО "ОДК-Авиадвигатель" Игорем Максимовым. В настоящий момент работы, проводимые по ПД-14, направлены на повышение его эксплуатационных характеристик и подготовку двигателя к серийному производству.
Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что реализация проекта по созданию МС-21 влияет на развитие всей транспортной инфраструктуры Иркутской области. Об этом в июле 2017 года заявил Руслан Болотов, на тот момент исполнявший обязанности первого заместителя губернатора Иркутской области – председателя правительства региона. На совещании под его руководством рассмотрели вопрос сооружения в аэропорту Иркутска теплого ангара для воздушных судов МС-21. Его строительство открывает значительные перспективы для развития транспортной инфраструктуры региона, поскольку возможность осуществления некоторых форм техобслуживания самолетов, выполняемых в закрытом ангаре, отсутствует даже в соседних субъектах РФ. Вместе с тем у региональных компаний появится возможность осуществления полных форм технического обслуживания, не покидая базового аэропорта.
По мнению губернатора Приангарья Сергея Левченко, благодаря запуску серийного производства нового самолета МС-21, который собирают на иркутском авиазаводе, регион получит большое количество новых рабочих мест, а бюджет — дополнительные доходы по НДФЛ.
Между тем стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По ним получены авансовые платежи. Заказавшие самолеты лизинговые компании подписывают контракты и соглашения с авиакомпаниями-эксплуатантами.
В рамках посещения особой экономической зоны Алабуга вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что в настоящее время потребность российского рынка в среднемагистральных самолетах МС-21, производимых в Иркутске, оценивается в 860 единиц.
Кстати, первый полет МС-21 состоялся в Иркутске 28 мая 2017 года. Президент РФ Владимир Путин поздравил Дмитрия Рогозина и коллектив корпорации "Иркут" с этим событием. Сейчас первый лайнер МС-21-300 продолжает летные испытания в Жуковском. Судно совершило первый полет с аэродрома ЛИИ имени М. М. Громова в Московской области в начале ноября 2017 года. Полет продолжался свыше трех часов. В ходе него определялись характеристики устойчивости и управляемости на высоте от 6 тысяч до 12 тысяч метров. Все системы самолета отработали штатно.
Ранее самолет совершил самый длительный перелет с аэродрома Иркутского авиазавода на аэродром ЛИИ имени Громова в Московском области. Лайнер преодолел порядка 4,5 тысячи км без посадки за шесть часов. Высота полета составила около 10 тысяч метров. В ЛИиДК ОКБ имени А.С. Яковлева специально для базирования самолетов МС-21 построен новый ангар, в котором создан современный комплекс сбора, обработки и хранения полетной информации, регистрируемой в процессе проведения летных и наземных испытаний.
В настоящее время в летных испытаниях принимают участие уже три опытных самолета МС-21.
Важный этап статических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла, создаваемого по инновационной отечественной технологии для самолета МС-21-300 из Иркутска, успешно завершили в лаборатории Испытательного центра "Прочность" ФГУП "ЦАГИ" в начале декабря 2017 года. Во время исследований на прочность нагрузки доводились до предельных – с "изгибом вверх", вплоть до разрушения конструкции. В итоге экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности, что обеспечит безопасность композитного крыла при эксплуатации самолета МС-21-300.
В феврале 2019 года испытатели Европейского агентства по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency) завершили первую сессию сертификационных полетов на самолете МС-21-300 из Иркутска. Специалисты оценили поведение воздушного судна в различных режимах, в том числе на больших углах атаки и при сваливании. Полеты продолжительностью от 2,5 до 4 часов выполнялись на высотах от 3 до 10 км.
Производство хвостового оперения из российских композитов для МС-21 начнется в 2021 году.
Также напомним, что три нижегородских предприятия примут участие в производстве комплектующих среднемагистрального авиалайнера МС-21 из Иркутска. Для этого создается межрегиональный авиакластер. В его состав войдут заводы из Нижегородской, Ульяновской и Иркутской областей. Соглашение о создании межрегионального авиакластера подписали губернаторы Глеб Никитин, Сергей Морозов, Сергей Левченко, а также вице-президент Корпорации "Иркут" Василий Прутковский.