Торгаши и отсутствие сервиса: эксперты обозначили основные проблемы туризма на Байкале 

Пандемия коронавируса изменила портрет туриста и увеличила спрос на внутренние путешествия 

29 июля 2021. Все чаще в РФ, в том числе и в Иркутской области стали говорить о развитии туризма и связанной с ней сферой гостеприимства. Определенным триггером для этого послужила пандемия. Во время ситуации с коронавирусом туризм стал одной из самых пострадавших отраслей. Из-за закрытия границ предприниматели столкнулись со значительным сокращением потока иностранных путешественников и, соответственно, прибыли. При этом бизнес успел адаптироваться и переключиться на внутренний туризм, сумев восстановить часть прежней выручки. Однако несмотря на плюсы в закрытии границ в отрасли всплыли и определенные проблемы. Такие как недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие точек притяжение для туристов, нехватка кадров и прочее. Сегодня перед властями, бизнесом и другими заинтересованными лицами стоит большая задача — устранить недостатки в сфере туризма в Приангарье и основной акцент, конечно, сделать на индустрии гостеприимства, которая так необходима региону, учитывая грандиозные планы по развитию отрасли в Иркутской области. Подробнее о развитии туризма в Иркутской области — в материале ИА IrkutskMedia.  

Перенастройка отрасли


Байкал. Остров Ольхон. Фото: Фото: Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia

По данным всемирного совета по путешествиям, в мировом валом продукте доля туризма составляет более 3,5%. С учетом вклада сопутствующих отраслей превышает 10%. После введения локдаунов экономика некоторых регионов, связанная с туризмом, была остановлена. Поставщики, транспортники, перевозчики испытали на себе все последствия ситуации. В тоже время пандемия дала возможность по-другому посмотреть на сферу туризма и гостеприимства, подтолкнула к развитию тренд на внутренние путешествия. Заставила обратить особое внимание на качество сервиса. Изменился и портрет туриста. Сегодня это в большей части самостоятельные путешественники, любители активного отдыха, которые хотят получить новые знания, умения и навыки. 

"Россия богата культурным, историческим наследием, этносом. В РФ много природных памятников или ландшафтных уникальных мест и Байкал в том числе. Мы видим, что люди хотели бы путешествовать по стране", — подчеркнула на Байкальском форуме Российской гильдии управляющих и девелоперов исполнительный директор БГ "Активный капитал", полномочный представитель НП РГУД в Иркутской области Александр Курепов.

Байкал привлекает туристов и является желаемой дестинацией. Ежегодно его посещают несколько сотен тысяч путешественников. Вот только уровень сервиса и качества, который сейчас есть на территории, иногда оставляет желать лучшего. Как отмечают эксперты, хоть пандемия и привела к снижению показателей в отрасли, это также дало возможность для перестройки всей индустрии туризма и гостеприимства на Байкале.

"Буквально недавно мои коллеги вернулись с Байкала и обратная связь была следующей: торгаши и отсутствие сервиса. Это касается не только Байкала, но и Краснодарского края, Крыма и прочих регионов. Действительно, сегодня есть недостатки в инфраструктуре, не созданы регулярные перевозки водным транспортом и другое. Но мы все это сейчас понимаем. За эти два года мы отработали всю необходимую риторику, нормативку и регуляторику, связанную с инвестициями, инвестиционным климатом, а также в целом инвестициями в кадры и сервис", — сказал президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства (Москва) Алексей Волков.

Проблему дефицита специалистов в сферах туризма и гостеприимства сегодня стараются решить, в том числе за счет проведения конкурса "Мастера гостеприимства" (12+). Как заметил Александр Волков, престижность профессии очень сильно зависит от зарплат. В условиях волн коронавируса, ограничений, локдаунов, бизнесу очень сложно. Поэтому платить какие-то большие зарплаты фактически невозможно. Благодаря конкурсу люди знакомятся и обмениваются опытом.

"Возвращаясь в свои родные регионы они создают среду вокруг себя и показывают самый высокий потенциал по трудоустройству, по кадровому потенциалу, возможностям и престижности. Поэтому все, кто сегодня придет в индустрию гостеприимства, завтра уже смогут управлять большими проектами, развивать их", — отметил президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства. 

Грандиозные планы


Байкал. КБЖД. Фото: Фото: Екатерина Калмыкова, ИА IrkutskMedia

Из-за ограничительных мер по COVID-19 турпоток в регион снизился с 1,8 млн человек в 2019 году до 938 тысяч в 2020-м. Количество иностранных путешественников, посетивших на регион, также изменилось. С 367,8 тысячи в 2019 году и 54,1 тысячи — в 2020-м. Однако Иркутская область все еще остается привлекательной для туристов. Посетив Приангарье, туристы смогут познакомиться с шаманами и ламами, побыть наедине с Байкалом вдали от цивилизации, пройтись по старинным улочкам Иркутска, проехать по КБЖД, покататься на самом большом в мире катке, отведать национальную сибирскую кухню, отправиться в Тальцы за настоящей русской сказкой, сделать восхождение на пик высотой 2 тысяч метров и многое другое. 

В целом к 2024 году показатель внутреннего туристического потока в регион планируется увеличить до 3 млн человек, что позволит увеличить вклад от туризма в ВРП в два раза (с 0,7% до 1,5%) и создать дополнительно 5 тысяч рабочих мест. 

"Основными точками притяжения для туристов в Иркутской области по-прежнему являются Ольхон и Иркутск. А также Листвянка и Байкальск. Сейчас мы также прорабатываем проекты, которые позволят задержать туриста в Иркутске на более длительное время. Кроме того, мы провели зонирование региона. Сейчас путешественников интересует не только Байкал, но и другие территории. Есть потребность и желание муниципалитетов, бизнеса развивать это направление", — отметила глава агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина. 


Зоны. Фото: Фото: Презентация Екатерины Сливиной

Сегодня в Иркутской области насчитывается 667 коллективных средств размещения (далее КСР), 143 из них классифицировано. При этом только 19 КСР имеют уровень 4-5 звезд.

В целом на развитие туристической инфраструктуры в Иркутской области требуется более 270 млрд рублей. Средства необходимы на строительство и реконструкцию отелей, гостиниц и других коллективных средств размещения, развитие инженерной инфраструктуры, глэмпингов, кемпингов, создание экотроп и прочее.

18+
© 2005—2025