Забытые боги войны, которые зажгли монгольскую степь

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о роли Иркутска в российско-монгольских отношениях
Махакала
Фото: Из открытых источников

15 октября 2024. Национально-освободительное движение в Монголии XIX — начала XX века против Китайской империи Цин имело свои характерные черты. К одной из таких особенностей можно отнести организацию самых крупных антикитайских выступлений в Монголии выходцами из России. В 1910 году национально-освободительную борьбу возглавил буддийский монах из Калмыкии по имени Джа-лама, объявив себя реинкарнацией хана Амурсаны и воплощением буддийского докшита (бога войны) Махакалы. Спустя 10 лет, когда Монголия снова будет под властью Китая, вооруженную борьбу возглавил белогвардейский генерал барон Роман Федорович Унгерн-Штернберг, который также был объявлен воплощением бога войны. Вступление войск барона Унгерна в пределы Монголии в 1920 году способствовало вовлечению Монголии в процессы Гражданской войны в России и, как следствие, установления на ее территории социалистического режима на 70 лет. Череда этих событий способствовала становлению Иркутска, как центра по экспорту революции в Монголию, а затем в Китай и Корею. Подробнее — в материале ИА IrkutskMedia.

Во второй половине XIX  века Китайская империя находилась в социально-экономическом кризисе, вызванном неудачными "опиумными" войнами, восстанием тайпинов и войной с Японией. Войны требовали напряжения финансовых институтов власти и увеличения налоговых поступлений. В Монголии китайские чиновники стали собирать налоги серебром вместо скота, как это было в предыдущие годы, чтобы их оплатить, монголы брали деньги у китайских ростовщиков и постепенно попадали в долговую зависимость и разорялись.

После активизации России на Дальнем Востоке и присоединения земель левого берега Амура и Приморья в 1860 году Китайская империя проводила политику "ассимиляции" национальных окраин империи. Был отменен запрет для китайских граждан на переселение во Внешнюю Монголию, монголам разрешалось говорить на китайском языке. Монголия с ее 800 тысячным населением видела серьезную опасность в переселенцах из Китая. 

Рост недовольства против китайской администрации охватило все слои общества Монголии, в особенности буддийское духовенство. Страна являлась теократическим государством, которым управлял Богдо-гэгэн VIII (Богдо-хан). Согласно монгольской традиции было принято каждого третьего ребенка (мальчика) отдавать в ламы, численность которых в начале XX века достигала 100 тысяч человек, что составляло  1/3 мужского населения страны. Монгольское духовенство имело очень тесные связи с российскими буддистами (Бурятии, Калмыкии), многие из которых получали образование в Монгольских дацанах.

18+
© 2005—2025