2 марта 2022. Тучи сгустились над Иркутским трамваем. Некогда самый востребованный и экологичный вид общественного транспорта в городе оказался на грани развала. Все настолько плохо, что депутаты Думы Иркутска даже подняли вопрос о том, чтобы вовсе ликвидировать трамвай в городе и заменить его троллейбусами. Однако администрация Иркутска заверила горожан, что выход есть. Мэрия города через министерство экономического развития Иркутской области подала заявку на предоставление инфраструктурного бюджетного кредита для приобретения дизельных автобусов, трамваев и троллейбусов. Власти рассчитывают получить более 2 млрд рублей на эти цели. Подробнее о текущем состоянии и том, как региональные и городские власти собираются восстанавливать транспортную систему Иркутска — в материале ИА IrkutskMedia.
Трамвайное депо Иркутска. Фото: Тимур Балашов, ИА IrkutskMedia
Согласно данным, предоставленным редакции ИА IrkutskMedia пресс-службой администрации Иркутска, по состоянию на 1 февраля 2022 года, парк городского наземного электрического транспорта составил 70 трамваев, 73 троллейбуса. Директор "Иркутскгортранса" Сергей Майок рассказал, что на сегодняшний день на линию ежедневно выходит 44 трамвая и 58 троллейбусов. По его словам, такое небольшое количество активного транспорта обусловлено нехваткой водительского состава и высокой текучкой кадров.
Помимо этого областной центр обслуживает 189 автобусов МУП "Иркутскавтотранса". Цифры внушительные, но на деле не все машины выходят на линию.
Виной всему — износ подвижного состава. По состоянию на 1 января 2022 года из 73 троллейбусов изношено 50 (68%). Из 189 муниципальных автобусов самортизировано 140 (86%). Хуже всего иркутским трамваям. Из 70 вагонов 64 требуется капитальный ремонт (91,4%).
В бюджете Иркутска не предусмотрено средств на необходимое обновление транспортного состава. Об этом говорят цифры, которые необходимо потратить на обновление автобусов, трамваев и троллейбусов, а также сколько город реально готов потратить. Из 2,09 млрд рублей необходимых для реализации проекта в 2024-2026 годах, бюджет Иркутска способен потянуть только 1%. Остальные 99% планируется закрыть с помощью инфраструктурного бюджетного кредита.
Что планируется приобрести на эти средства:
Как заявили в пресс-службе администрации Иркутска, увеличение количества троллейбусов и трамваев в Иркутске в настоящее время не планируется. И это не удивительно, важно хотя бы частично заменить несколько старых на новые, об увеличении количества общественного транспорта сейчас не может идти и речи. При этом власти подчеркнули, что город устроит только покупка новых средств передвижения, поэтому как раньше — получение городом бывших в употреблении трамвайных вагонов из Москвы — не планируется.
Сейчас все надеются в возможность получения инфраструктурного кредита, и чтобы оставшиеся на ходу трамваи, троллейбусы и автобусы протянули еще пару-тройку лет.
Директор "Иркутскгортранса" отметил, что подаренные Москвой трамваи, предприятию необходимы, да они б/у, но по возрасту окончательно они еще несамортизированы и позволили частично обновить парк. По словам Сергея Майока, на сегодняшний день это объективный процесс.
"В прошлом мы, как и Ангарск, получили 10 бывших в употреблении трамваев из Москвы. На сегодняшний день пять из них в работе, а пять стоят в очереди на модернизацию, мы ждем необходимые запчасти", — добавил Майок.
Трамвай. Фото: ИА IrkutskMedia
Многие согласятся, что мало заменить старый транспорт на новый, нужно что-то делать с трамвайными путями. Они остро нуждаются в замене и ремонте. Но оказалось, что в этом направлении есть проблемы. В рамках муниципальной программы "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением администрации Иркутска от 15 января 2020 года, денежных средств на ремонт трамвайных путей не предусмотрено. А в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" выполнить работы по ремонту трамвайных путей не представляется возможным.
К слову, сейчас ремонт 1 км трамвайных путей обойдется в 100 млн рублей. В Иркутске их протяженность составляет 51,2 км. Сумма, мягко говоря, внушительная.
В пресс-службе администрации Иркутска рассказали, что в сентябре 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин поручил Минфину и Минтрансу РФ до 1 ноября 2021 года внести в правительство законопроект, разрешающий использовать средства дорожных фондов на реконструкцию и капитальный ремонт трамвайного полотна при проведении дорожных работ. Минфином этот законопроект подготовлен и в настоящее время он находится на предварительном рассмотрении.
Трамвай. Фото: ИА IrkutskMedia
Третий компонент, вокруг которого крутится базовая дилемма обновлять/необновлять, — тариф. Сегодня стоимость разового проездного билета в трамваях и троллейбусах Иркутска составляет 15 рублей. Тарифы установлены постановлением администрации города Иркутска. Стоимость проезда в трамвае и троллейбусе в данный момент определяется специалистами администрации Иркутска. Пока нет информации о том, станет ли поездка на трамвае и троллейбусе дороже, чем она есть сейчас.
Помимо этого, администрацией Иркутска прорабатываются различные варианты безналичной оплаты проезда, в том числе с использованием единой транспортной карты. Ранее мы писали, что "СберТройка" запустила единую билетную систему на базе карты "Тройка" в Иркутске. Протестировать ее можно на 20 автобусах, следующих по маршруту №54 (7-й микрорайон — Первомайский микрорайон) и №55 (6-й микрорайон — Областная больница).
Кроме того, по информации пресс-службы городской администрации, в настоящее время изменение маршрутной сети городского электрического транспорта не планируется. Скорее всего это значит, что недавнее обсуждение депутатов Думы Иркутска о том, чтобы полностью заменить трамваи на троллейбусы останутся на стадии обсуждений.