Жуткие легенды и гостеприимный народ: каким увидели туристы Осинский район Приангарья

Как проходит настоящий шаманский обряд и как уживаются буряты с татарами на одной земле — в материале ИА IrkutskMedia
Председатель Осинско-Боханской организации шаманистов "Бургэд" (в переводе орел) Александр Маковеев
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

17 апреля 2022. Туристический потенциал Иркутской области огромен. Помимо озера Байкал в Приангарье много других совершенно неизведанных и не менее интересных мест. Например, Усть-Ордынский Бурятский округ. В этот раз мы отправились в путешествие в Осинский район. В рамках проекта "Это Этно", вошедшего в число победителей Всероссийского конкурса Росмолодежи и получившего грант, руководитель регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Татьяна Швыдченко рассказала журналистам, блогерам и гидам о легендах и особенностях этой "мистической" земли. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia. 

Осинский район расположен в юге центральной части Иркутской области. Его территория относится к лесостепной зоне. Лесом занято 76% его территории. От шумного Иркутска эта территория отличается своим спокойствием, размеренность, а также она полна необычными историями. 

Самые жуткие легенды Иркутской области

Как оказалось, до Осинского района из Иркутска можно доехать примерно за три часа. Чтобы никто не заскучал, а заодно и узнал любопытные истории про местность, Татьяна Швыдченко рассказала несколько леденящих душу легенд. 

Самое мистическое село в районе по мнению организатора поездки — село Улей. Оно находится на границе с Усть-Удинским районом на берегу Братского водохранилища. 

До сих пор местные жители соблюдают ряд ритуалов и передают младшим поколениям местные легенды. Одна из них гласит о том, что когда-то в старину девушку выдали замуж за нелюбимого человека. Мужчина с ней плохо обращался, бил и заковывал в колодки. Имея строптивый характер, девушка нашла возможность сбежать от тирана (как часто бывает, люди придумали несколько разных версий о том, как она добиралась до дома, — прим. ред). Она не смогла пережить столь суровые жизненные обстоятельства и с горя утопилась в Братском водохранилище. 


Стела на въезде в Осинский район Иркутской области. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

С тех пор молодым девушкам запрещается петь на улицах, потому что утопленница, якобы, со своей армией в 350 душ забирает жизни молодых парней и девиц себе. В Бурятском драмтеатре даже существует постановка "Yлеэн басагад" ("Улейские девушки"), созданная по этой легенде.

Другая легенда гласит о том, что девушка вышла замуж напротив за любимого человека. Семья поселилась в лесу. В один из дней случилось горе — умер глава семьи. Безутешная жена решила, что если она съест печень мужа, то ей непременно станет легче после утраты. После того, как она провела обряд, с ней произошли метаморфозы — девушка превратилась в небывалую красавицу, но с птичьем клювом. И с тех пор она нападает в лесу на охотников и молодых мужчин, соблазняет их, а потом съедает печень жертв. 

Как отмечает Татьяна Швыдченко, еще в начале своей работы она удивлялась тому, как же далеко буряты селились друг от друга — ведь это крайне неудобно. Однако, в один из дней ей пришла в голову мысль посмотреть расположение поселений не по современной карте и дорогам, а по старым. Оказалось, что люди селились довольно компактно. Например, Нукутский и Аларский район раньше находились довольно близко друг от друга. Но сейчас их разделяет Братское водохранилище, которое появилось во времена затопления ГЭС в 1961 году. До того момента там находилась Улейская долина. Люди отмечали, что на этой территории часто проходили мощнейшие шаманские битвы. 


Руководитель регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Татьяна Швыдченко. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Одна из легенд гласит о том, что в очередной раз нукутский и осинский шаманы сошлись и начали мериться силой. Каждый призывал своих защитников. У осинского шамана защитницей была улейская утопленница, нукутский шаман призывал своего духа. В течение трех дней они так и не смогли выяснить, кто же обладает большей силой. Устав, они решили отдохнуть. После восстановления сил осинскому шаману явилась утопленница и подсказала, как извести своего соперника — нужно было взять кровь жены, которая бывает в определенный цикл, и подмешать ее врагу. Шаман был хитер и сделал вид, что решил помириться с противником. Он накрыл на стол и подмешал в еду то, что было ему велено. Шаман-соперник съел блюдо и умер. Теперь душа его бродит среди миров и не может найти себе покой. 

Проезжая мимо Боханского района, Татьяна вспомнила еще одну легенду, согласно которой, следуя в вечернее время суток, водители видят на дороге призрак женщины в белом. 

"Нужно быть предельно осторожным и аккуратным, а также с уважением относиться к этим местам. Это не просто сказки и предания. Здесь чувствуется мистическая составляющая", — рассказала организатор. 

Также этнографы делятся историями о человеческих жертвоприношениях, которые совершались сотни лет тому назад. Якобы, если раньше заболевал какой-то богатый и знатный человек, шаманы предлагали ему перенести болезнь на менее значимого человека, а потом и вовсе убить его. Считалось, что со смертью человека умирала и хворь. С этой легендой связан ряд приданий. Например, как какой-нибудь батрак случайно подслушал разговор высокопоставленного чиновника, который попросил шамана убить подчиненного. Далее следовала история о том, как человек выкручивался из этой передряги. 

Сейчас шаманы приносят в жертву только животных во время большого обряда — коня или барана. Но чаще всего такие обряды происходят с использованием белой пищи или алкоголя. Усть-Ордынский шаман также объяснял, что во время пандемии и массовых болезней нельзя приносить в жертву животных. Нужно "капать" алкоголем или молоком. 

В целом, суть шаманизма заключается в экологичном отношении к природе, ко всему живому. Бурятские традиции гуманные и экологичные. На святых местах нельзя ругаться, рубить деревья и жечь траву, мусорить. 


Делегация туристов приехала в Осинский район Иркутской области. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Помогая ближнему, ты помогаешь и себе

Прежде, чем попасть на бурятскую землю, необходимо остановиться у борисана и "покапать" белой пищей. Как отмечают местные, нельзя просто так проехать и не оставить подношений духам местности, ведь это гарантия того, что с вами в пути ничего не приключится. Можно, конечно, проехать мимо, просто кинув монетку, но в случае, если везете с собой алкоголь, остановиться надо обязательно. У бурят самой укомплектованной машиной считается та, в которой всегда найдутся для этого занятия рюмки. 

Мы предусмотрительно взяли с собой белую пищу и остановились у въезда в Осинский район. Как рассказала Татьяна, если в коллективе есть мужчина, то наливать напитки в стаканы должен именно он.

"Сперва необходимо капнуть на деревянную поверхность. Где-то в каких-то местностях буряты обязательно капают на камни. Но вообще у каждого шамана, рода, племени свои особенности и поверия. После этого безымянный палец правой руки (так как он считается самым чистым) необходимо макнуть в содержимое рюмки и капнуть на себя три раза. После этого можно пригубить или выпить напиток полностью", — рассказали гостям. 

В Осе нас привезли в юрту, где должен был пройти шаманский обряд. Специалисты изначально предупредили гостей о том, что впустую проводить обряд не будут, поэтому предложили организатору Татьяне Швыдченко стать его участницей. Прежде чем приступить к "процедуре", мы отдали часть необходимого для проведения обряда атрибутов: белую пищу и сигареты.