Туристический потенциал Иркутской области огромен. Помимо озера Байкал в Приангарье много других совершенно неизведанных и не менее интересных мест. Например, Усть-Ордынский Бурятский округ. В этот раз мы отправились в путешествие в Осинский район. В рамках проекта "Это Этно", вошедшего в число победителей Всероссийского конкурса Росмолодежи и получившего грант, руководитель регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Татьяна Швыдченко рассказала журналистам, блогерам и гидам о легендах и особенностях этой "мистической" земли. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Осинский район расположен в юге центральной части Иркутской области. Его территория относится к лесостепной зоне. Лесом занято 76% его территории. От шумного Иркутска эта территория отличается своим спокойствием, размеренность, а также она полна необычными историями.
Самые жуткие легенды Иркутской области
Как оказалось, до Осинского района из Иркутска можно доехать примерно за три часа. Чтобы никто не заскучал, а заодно и узнал любопытные истории про местность, Татьяна Швыдченко рассказала несколько леденящих душу легенд.
Самое мистическое село в районе по мнению организатора поездки — село Улей. Оно находится на границе с Усть-Удинским районом на берегу Братского водохранилища.
До сих пор местные жители соблюдают ряд ритуалов и передают младшим поколениям местные легенды. Одна из них гласит о том, что когда-то в старину девушку выдали замуж за нелюбимого человека. Мужчина с ней плохо обращался, бил и заковывал в колодки. Имея строптивый характер, девушка нашла возможность сбежать от тирана (как часто бывает, люди придумали несколько разных версий о том, как она добиралась до дома, — прим. ред). Она не смогла пережить столь суровые жизненные обстоятельства и с горя утопилась в Братском водохранилище.
Стела на въезде в Осинский район Иркутской области. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
С тех пор молодым девушкам запрещается петь на улицах, потому что утопленница, якобы, со своей армией в 350 душ забирает жизни молодых парней и девиц себе. В Бурятском драмтеатре даже существует постановка "Yлеэн басагад" ("Улейские девушки"), созданная по этой легенде.
Другая легенда гласит о том, что девушка вышла замуж напротив за любимого человека. Семья поселилась в лесу. В один из дней случилось горе — умер глава семьи. Безутешная жена решила, что если она съест печень мужа, то ей непременно станет легче после утраты. После того, как она провела обряд, с ней произошли метаморфозы — девушка превратилась в небывалую красавицу, но с птичьем клювом. И с тех пор она нападает в лесу на охотников и молодых мужчин, соблазняет их, а потом съедает печень жертв.
Как отмечает Татьяна Швыдченко, еще в начале своей работы она удивлялась тому, как же далеко буряты селились друг от друга — ведь это крайне неудобно. Однако, в один из дней ей пришла в голову мысль посмотреть расположение поселений не по современной карте и дорогам, а по старым. Оказалось, что люди селились довольно компактно. Например, Нукутский и Аларский район раньше находились довольно близко друг от друга. Но сейчас их разделяет Братское водохранилище, которое появилось во времена затопления ГЭС в 1961 году. До того момента там находилась Улейская долина. Люди отмечали, что на этой территории часто проходили мощнейшие шаманские битвы.
Руководитель регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики Татьяна Швыдченко. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Одна из легенд гласит о том, что в очередной раз нукутский и осинский шаманы сошлись и начали мериться силой. Каждый призывал своих защитников. У осинского шамана защитницей была улейская утопленница, нукутский шаман призывал своего духа. В течение трех дней они так и не смогли выяснить, кто же обладает большей силой. Устав, они решили отдохнуть. После восстановления сил осинскому шаману явилась утопленница и подсказала, как извести своего соперника — нужно было взять кровь жены, которая бывает в определенный цикл, и подмешать ее врагу. Шаман был хитер и сделал вид, что решил помириться с противником. Он накрыл на стол и подмешал в еду то, что было ему велено. Шаман-соперник съел блюдо и умер. Теперь душа его бродит среди миров и не может найти себе покой.
Проезжая мимо Боханского района, Татьяна вспомнила еще одну легенду, согласно которой, следуя в вечернее время суток, водители видят на дороге призрак женщины в белом.
"Нужно быть предельно осторожным и аккуратным, а также с уважением относиться к этим местам. Это не просто сказки и предания. Здесь чувствуется мистическая составляющая", — рассказала организатор.
Также этнографы делятся историями о человеческих жертвоприношениях, которые совершались сотни лет тому назад. Якобы, если раньше заболевал какой-то богатый и знатный человек, шаманы предлагали ему перенести болезнь на менее значимого человека, а потом и вовсе убить его. Считалось, что со смертью человека умирала и хворь. С этой легендой связан ряд приданий. Например, как какой-нибудь батрак случайно подслушал разговор высокопоставленного чиновника, который попросил шамана убить подчиненного. Далее следовала история о том, как человек выкручивался из этой передряги.
Сейчас шаманы приносят в жертву только животных во время большого обряда — коня или барана. Но чаще всего такие обряды происходят с использованием белой пищи или алкоголя. Усть-Ордынский шаман также объяснял, что во время пандемии и массовых болезней нельзя приносить в жертву животных. Нужно "капать" алкоголем или молоком.
В целом, суть шаманизма заключается в экологичном отношении к природе, ко всему живому. Бурятские традиции гуманные и экологичные. На святых местах нельзя ругаться, рубить деревья и жечь траву, мусорить.
Делегация туристов приехала в Осинский район Иркутской области. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Помогая ближнему, ты помогаешь и себе
Прежде, чем попасть на бурятскую землю, необходимо остановиться у борисана и "покапать" белой пищей. Как отмечают местные, нельзя просто так проехать и не оставить подношений духам местности, ведь это гарантия того, что с вами в пути ничего не приключится. Можно, конечно, проехать мимо, просто кинув монетку, но в случае, если везете с собой алкоголь, остановиться надо обязательно. У бурят самой укомплектованной машиной считается та, в которой всегда найдутся для этого занятия рюмки.
Мы предусмотрительно взяли с собой белую пищу и остановились у въезда в Осинский район. Как рассказала Татьяна, если в коллективе есть мужчина, то наливать напитки в стаканы должен именно он.
"Сперва необходимо капнуть на деревянную поверхность. Где-то в каких-то местностях буряты обязательно капают на камни. Но вообще у каждого шамана, рода, племени свои особенности и поверия. После этого безымянный палец правой руки (так как он считается самым чистым) необходимо макнуть в содержимое рюмки и капнуть на себя три раза. После этого можно пригубить или выпить напиток полностью", — рассказали гостям.
В Осе нас привезли в юрту, где должен был пройти шаманский обряд. Специалисты изначально предупредили гостей о том, что впустую проводить обряд не будут, поэтому предложили организатору Татьяне Швыдченко стать его участницей. Прежде чем приступить к "процедуре", мы отдали часть необходимого для проведения обряда атрибутов: белую пищу и сигареты.
Также всех предупредили о необходимости прикрыть голову. И том, что каждая из присутствующих женщин должна быть "чистой". На шаманском обряде нельзя присутствовать представительницам женского пола в определенные дни цикла.
Его проводили старейшина Осинско-Боханской организации шаманистов "Бургэд" (в переводе орел), действующий практикующий потомственный шаман Спас Спасов, председатель организации Александр Маковеев и шаманка, гадалка, ворожея Надежда Цыпылова.
В самом начале обряда Александр окурил и очистил всех корой святого дерева.
Усадив Татьяну, Спас Спасов начал произносить текст на бурятском, понятный специалистам этого дела. После каждого сеанса бесед с духами шаманы "капали" водкой, а после уже жгли чабрец. Первая часть обряда была посвящена просьбам о помощи Татьяне в работе и карьере, чтобы все ее планы, мечты сбывались, а в семье царило благополучие. Далее шаманы благодарили духов местности.
"Зрители" обряда, как оказалось, были его полноценными участниками. Каждому полагалось несколько раз пригубить белую пищу. Зрители должны были говорить яле яле (да будет так), чтобы одобрить проводимые шаманом действия и чтобы боги услышали просьбы людей.
Шаманка, гадалка, ворожея Надежда Цыпылова. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
"Чтобы у тебя, Татьяна, у твоих друзей дорога всегда была открыта, чтобы духи-покровители оберегали, чтобы ангелы-хранители защищали, чтобы была светлая дорога, чтобы в семьях у вас было благополучие, чтобы радость была всегда. И всем помогающим, что приехали сюда, дай Бог всем вам счастья, здоровья, семейного благополучила, на работе чтобы все было хорошо", — пожелала шаманка.
Когда какая-то семья или человек приходят на обряд, то они зовут с собой односельчан/родственников, и когда те приходят — они помогают. Считается, что обряд — это большая работа. Людская помощь возвращается им добром.
Отношения у западных бурятов с духами крайне практичные. Люди приносят им жертвы, проводят ритуалы, всячески задабривают, но за это духи должны помочь осинцам с бухгалтерией, урожаем, работой, примирить с соседом, семью поберечь. Просят простое и бытовое, ведь общаются часто. Как отмечают шаманы, чаще всего люди обращаются с проблемами по здоровью, работе или другим жизненным обстоятельствам.
"Были и случаи, когда, например, женщина жаловалась и просила навести на свою соседку порчу. Но мы не наводим порчу, не возвращаем людей. Мы делаем то, что на благо. Обычно порчами или чем-то подобным занимаются черные шаманы", — рассказали наши собеседники после обряда.
В Осе шаманы проводят свои обряды не только на земле, но и на воде. До затопления Братского водохранилища людям приходилось переселяться на новые территории целыми улусами. Для людей это была большая трагедия — приходилось переезжать с насиженных и родных мест. А так как у бурят принято проводить обряды предкам, есть те, кто хоть и давно уехал из этих затопленных мест, но продолжает ездить с шаманами на лодках и капать на воду. По словам Татьяны Швыдченко, больше такого, наверное, нигде нет.
Добры и гостеприимны
После обряда в программе поездки значилось знакомство с местными традициями и культурой. Туристы отправились в Осинский межпоселенческий Дом Культуры. Примечательной особенностью этого района стало то, что на одной территории уживаются несколько национальностей. У каждого народа есть определенные традиции и уникальные черты, которые они стараются передать младшему поколению обеих национальностей.
Гостей встретили два коллектива: народный бурятский фольклорный коллектив "Алтан Булаг" и народный татарский фольклорный коллектив "Гульназира". В дар от бурятской принимающей стороны гости получили ходак (платок). Его дарят определенным образом. Сложенные концы должны быть открытой стороной к человеку, чтобы были открыты дороги. Татары потчевали гостей своим национальным блюдом "Чак-Чак".
Прежде чем приступить к основной программе, каждый из коллективов рассказал некоторые традиции своего народа. Например, на национальном головном уборе у бурятских девушек есть так называемые накосницы. Если вы увидите одну накосницу — знайте, что это символ принадлежности к роду своего отца. Если есть и вторая, то она обозначает, что девушка уже замужем и принадлежит также и его роду. По украшениям можно было определить не только насколько богата женщина — так понимали, насколько богат ее супруг. Также в национальном костюме присутствует и накидка на платье — губася. Ее надевали уже замужние девушки.
"Женщина — это некая визитная карточка состояния бурятского мужчины", — рассказали члены коллектива.
Принимающая сторона удивила гостей своими традиционными блюдами. Буряты готовили блюдо саламат (на бурятском "Шаначан зоохэй", — блюдо из сметаны и муки), а татары — бэлиш (татарский пирог с разнообразными начинками).
Руководитель народного татарского фольклорного коллектива. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Кроме этого, нам удалось познакомиться с женщиной, которая впитала в себя культуру двух народов. И сейчас благодаря творчеству может поделиться своими знаниями со всеми желающими.
"У меня мама бурятка, а отец татарин. Дома мы соблюдаем татарские традиции и бурятские обычаи. И я не могу выбрать одну сторону, потому что тяжеловато. Мы соблюдаем две веры. Хотя изначально я почему-то была ближе к бурятской вере. Но после того, как стала руководителем татарского ансамбля, когда я начала познавать культуру татаров, мне стало очень интересно", — рассказала руководитель народного татарского фольклорного коллектива "Гульназира" Зинаида Шакирова.
Гости еще несколько часов слушали увлекательные истории про национальный вид спорта "hээр шаалга" (разбивание хребтовой кости), смотрели мастер-класс по разбиванию кости. Несколько человек из делегации также попытали свои силы, но кроме незабываемых эмоций и сильной боли так ничего и не добились. Гостепримный народ оставил в сердцах путешественников только яркие и неизгладимые эмоции после небольшого приключения.