Из государевых преступников в народные герои: феномен популярности декабристов в Сибири

ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Восстание декабристов
Фото: Из открытых источников

10 июня. Иркутск — одно из основных мест памяти декабристов, что определяется его особой ролью крупного административного, политического, экономического и культурного центра в прошлом. Через Иркутск дважды — сначала на каторжные работы, а затем на поселение — прошли почти все декабристы. Неудивительно, что именно Иркутск является одним из главных российских центров декабристоведения, и даже спустя столетия тема по-прежнему остается популярной не только среди исследователей, но и жителей города. В чем суть феномена декабристов — в материале ИА IrkutskMedia.

Практически каждый иркутянин или житель области что-то слышал о декабристах, ну а выражение "жена декабриста" уже давно стало нарицательным в России. Жены декабристов были известны своей преданностью, отправляясь в далекий и дикий сибирский край, как считали в европейской части России, со своими мужьями.

 Определенное клише было наложено на образ декабристов, как государственных преступников, появление которых очень по-разному ожидали в местах ссылки: одни чиновники выслуживаясь создавали им невыносимые условия, другие сочувствовали и тогда отбывание каторги становилось более сносным. 

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, позднее вошедшее в историю как "декабрьское", стало следствием стремления части светского общества к реформам внутри государства. 

Как писал историк В.О. Ключевский: 

 "Как политическое предприятие 14 декабря было несчастием, стоившим невознаградимых жертв. Но декабристы важны не как заговор, не как тайное общество; это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало; это целое настроение, охватившее широкие круги, а не 121 человек только, признанных виновными и осужденных по нескольким степеням виновности".

Исследования поздних лет подтверждают эту мысль Василия Осиповича Ключевского — общее число участников, известных на сегодняшний день, составляло порядка 470 человек, и к ним были применены разные степени наказания. Участники восстания со своими освободительными планами опережали время на многие десятилетия. Осуществление лозунга "свобода" могло означать в тех исторических условиях только свободу развития буржуазных отношений, а для России была характерна недостаточная зрелость буржуазных отношений.

В своих программных документах — "Русской Правде" и "Конституции" по отношению к Сибири декабристы выдвинули общую перспективу ее развития в составе будущей демократической России. Это — демократизация управления, подъем экономического благосостояния "восточных сибирских народов" и способствование "к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности".

В действительности Сибирь, которая готовилась встречать "государственных преступников", была другим миром, где многие социальные, экономические проблемы были незнакомы сибирякам и наоборот, удаленность и неизвестность края накладывали собственный отпечаток на его культурное, административное и экономическое развитие. Так в Сибири отсутствовала значительная дворянская прослойка, как-то было в Петербурге или Москве, купечество и торговые капиталы здесь особенно сильно представлены в местном самоуправлении.  

Неудивительно, что иркутяне встретили декабристов достаточно тепло, первые партии осужденных прибыли 26 августа 1826 года и были встречены "манифестацией" иркутян у Московских ворот. Как ни старались власти скрыть их приезд в Иркутск, тем не менее известие распространилось достаточно быстро. Участвовали в этом и представители масонской ложи города Томска. 

Первым из декабристов в Иркутск был привезен Николай Федорович Заикин, осужденный на поселение в Гижигинск Якутской области. Он был помещен в почтовую избу при почтовой конторе, где позже содержались все декабристы, следовавшие сразу на поселение.

А 27 августа у Московских ворот иркутяне встречали первую партию "сиятельных каторжан": Е.П. Оболенского, В.Л. Давыдова, А.З. Муравьева и А.И. Якубовича. Через день в Иркутск доставили С.Г. Волконского, С.П. Трубецкого и братьев А.И. и П.И. Борисовых. 

18+
© 2005—2024