Из государевых преступников в народные герои: феномен популярности декабристов в Сибири
ИА IrkutskMedia продолжает цикл статей о регионе, городе, памятных датах и людях, которые создавали иркутскую историю
Иркутск — одно из основных мест памяти декабристов, что определяется его особой ролью крупного административного, политического, экономического и культурного центра в прошлом. Через Иркутск дважды — сначала на каторжные работы, а затем на поселение — прошли почти все декабристы. Неудивительно, что именно Иркутск является одним из главных российских центров декабристоведения, и даже спустя столетия тема по-прежнему остается популярной не только среди исследователей, но и жителей города. В чем суть феномена декабристов — в материале ИА IrkutskMedia.
Практически каждый иркутянин или житель области что-то слышал о декабристах, ну а выражение "жена декабриста" уже давно стало нарицательным в России. Жены декабристов были известны своей преданностью, отправляясь в далекий и дикий сибирский край, как считали в европейской части России, со своими мужьями.
Определенное клише было наложено на образ декабристов, как государственных преступников, появление которых очень по-разному ожидали в местах ссылки: одни чиновники выслуживаясь создавали им невыносимые условия, другие сочувствовали и тогда отбывание каторги становилось более сносным.
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, позднее вошедшее в историю как "декабрьское", стало следствием стремления части светского общества к реформам внутри государства.
Как писал историк В.О. Ключевский:
"Как политическое предприятие 14 декабря было несчастием, стоившим невознаградимых жертв. Но декабристы важны не как заговор, не как тайное общество; это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало; это целое настроение, охватившее широкие круги, а не 121 человек только, признанных виновными и осужденных по нескольким степеням виновности".
Исследования поздних лет подтверждают эту мысль Василия Осиповича Ключевского — общее число участников, известных на сегодняшний день, составляло порядка 470 человек, и к ним были применены разные степени наказания. Участники восстания со своими освободительными планами опережали время на многие десятилетия. Осуществление лозунга "свобода" могло означать в тех исторических условиях только свободу развития буржуазных отношений, а для России была характерна недостаточная зрелость буржуазных отношений.
В своих программных документах — "Русской Правде" и "Конституции" по отношению к Сибири декабристы выдвинули общую перспективу ее развития в составе будущей демократической России. Это — демократизация управления, подъем экономического благосостояния "восточных сибирских народов" и способствование "к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности".
В действительности Сибирь, которая готовилась встречать "государственных преступников", была другим миром, где многие социальные, экономические проблемы были незнакомы сибирякам и наоборот, удаленность и неизвестность края накладывали собственный отпечаток на его культурное, административное и экономическое развитие. Так в Сибири отсутствовала значительная дворянская прослойка, как-то было в Петербурге или Москве, купечество и торговые капиталы здесь особенно сильно представлены в местном самоуправлении.
Неудивительно, что иркутяне встретили декабристов достаточно тепло, первые партии осужденных прибыли 26 августа 1826 года и были встречены "манифестацией" иркутян у Московских ворот. Как ни старались власти скрыть их приезд в Иркутск, тем не менее известие распространилось достаточно быстро. Участвовали в этом и представители масонской ложи города Томска.
Первым из декабристов в Иркутск был привезен Николай Федорович Заикин, осужденный на поселение в Гижигинск Якутской области. Он был помещен в почтовую избу при почтовой конторе, где позже содержались все декабристы, следовавшие сразу на поселение.
А 27 августа у Московских ворот иркутяне встречали первую партию "сиятельных каторжан": Е.П. Оболенского, В.Л. Давыдова, А.З. Муравьева и А.И. Якубовича. Через день в Иркутск доставили С.Г. Волконского, С.П. Трубецкого и братьев А.И. и П.И. Борисовых.
Из Иркутска государственных преступников почти сразу выслали дальше — на каторгу. Часть из них была отправлена на солеваренный завод в Усолье-Сибирское, часть — на Александровский и Николаевский винокуренные заводы. Сибиряки к декабристам отнеслись с определенной симпатией. Известный факт, что Евгений Петрович Оболенский и Александр Иванович Якубович, отправленные в Усолье, вместо тяжелой работы в цехах, где вываривали соль, получили работу дровосеков.
Подобное послабление быстро закончилось, а за проявленную лояльность последовало наказание со стороны высшей администрации. Так, заместитель генерал-губернатора Восточной Сибири Николай Горлов за допущенные послабления к государственным преступникам по указанию императора был предан суду, а декабристов уже в октябре 1826 года перевели на Нерчинскую каторгу. Там с ними уже не церемонились, бывшим дворянам и интеллигентам пришлось работать на Благодатском руднике в тяжёлых условиях.
Говоря об особом отношение местных жителей к декабристам и их женам, показателен сюжет из жизни Марии Волконской, отправившейся за своим мужем в Забайкалье в Благодатский рудник, где она оказывала посильную помощь не только декабристам, но и другим каторжанам местной тюрьмы.
Из Воспоминаний М. Волконской:
"Я возвращалась с купленной провизией, иногда сидя на куле муки; это не умаляло уважения ко мне, и народ всегда кланялся мне. Однажды, для разнообразия, я вздумала поехать туда верхом (в тюрьму), взяла казачью лошадь, велела привязать к седлу еще рожок и поехала, веселая, в сопровождении своего человека, чтобы представить Бурнашеву (начальнику тюрьмы) свои счеты. Он всегда прочитывал их со вниманием, а на этот раз рассердился не на шутку и сказал мне: "Вы не имеете права раздавать рубашки; вы можете облегчать нищету, раздавая по 5 или 10 копеек нищим, но не одевать людей, находящихся на иждивении правительства". — "В таком случае, милостивый государь, прикажите сами их одеть, так как я не привыкла видеть полуголых людей на улице". — "Ну, не сердитесь, сударыня; впрочем, вы откровенны, как дитя, я это предпочитаю, а ваша подруга всегда хитрит со мной".
Мария Волконская. Фото: Из открытых источников
После отбывания сроков каторжных работ, многим из декабристов разрешалось с семьями переехать в Иркутск, поселенческая колония которого была одной из самых больших и значительных. Она объединяла большую группу людей — около 50 человек, из которых 35 человек жили продолжительное время на территории современной Иркутской области.
Из Иркутска, как "столицы" Восточно-Сибирского генерал-губернаторства в годы каторги и поселения велось непосредственное наблюдение за декабристами — "государственными преступниками". Переосмысление пройденного пути привело декабристов к необходимости продолжить в новых для них условиях ссылки служение Отечеству так, как они это понимали.
Как писал декабрист Михаил Сергеевич Лунин: "Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили".
По выходу на поселение "государственным преступникам" разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью: вели занятия, создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения. Фактически обучали детей не только на дому, но и в школах.
Так, основанный в Иркутске Елизаветой Медведниковой Сиропитательный дом для девочек из бедных сословий — стал первым женским учебным заведением Восточной Сибири. Благодаря декабристам программа обучения здесь стала гораздо шире, чем в подобных ему заведениях. Если в других давали воспитанницам только основу письма, чтения, счета и в основном учили рукоделию, домашнему хозяйству, то здесь преподавали историю, географию, естествознание, грамматику, рисование, пение и даже гимнастику, проводили литературные вечера, устраивали спектакли.
Не один десяток иркутян получили домашнее образование у декабристов, в ученики к ним своих детей отдавали купцы, разбогатевшие крестьяне и состоятельные горожане. Из воспоминаний иркутского купца Николая Андреевича Белоголового о своем обучение у Алексея Петровича Юшневского:
"Юшневский, кроме того, был хороший музыкант и слыл чуть ли не лучшим учителем для фортепиано в Иркутске, но искусство это в нашей глухой провинции в те времена не пользовалось большим распространением и не могло прокормить учителя. На свои городские уроки Алексей Павлович уезжал раза три в неделю утром и возвращался часу в первом к обеду; в отсутствие его для занятий с нами математикою являлся Петр Иванович Борисов, с которым у нас также и тотчас установились наилучшие отношения.
Декабрист Юшневский. Фото: Из открытых источников
Если Юшневский нам импонировал своим обширным умом и сдержанностью и мы питали к нему благоговейное уважение, не лишенное некоторого трепета, то с Борисовым у нас завязалась прямая и самая бесхитростная дружба, так как при своей непомерной безобидности и кротости он нам был больше по плечу. Не знаю, был ли он хорошим математиком, знаю только, что во мне он ни способностей к этой науке, ни любви к ней не развил, но зато он нас увлекал большою своей страстью к природе и к естественным наукам, которые изучил недурно, особенно растительное и пернатое царства Сибири; рисовал же он птиц и животных, как я упоминал выше, с замечательным мастерством".
"Воспоминания сибиряка о декабристах" СПБ 1901 год.
К моменту приезда декабристов на весь Иркутск было всего несколько фортепиано, а к 1860 году их насчитывалось более 50, что говорит о возросшем интересе местной публики к искусству, театру и музыки. С 1845 года, после переезда семей Волконских и Трубецких в Иркутск, и до амнистии 1856 года, губернская столица на протяжении одиннадцати лет была также и "столицей" декабристской колонии Восточной Сибири.
Мария Волконская. Фото: Из открытых источников
По признанию самих декабристов и их современников, именно дома Волконских и Трубецких являлись двумя главными центрами, которые объединяли всех остальных членов иркутской поселенческой колонии, а также приезжавших в Иркутск декабристов из Западной Сибири и Забайкалья. В домах декабристов Трубецких и Волконских устраивались светские вечера, театральные постановки, они были настоящими центрами светской жизни Иркутска.
Находились среди декабристов и "непримиримые", бунтари по своей натуре, даже осужденные на вечную ссылку продолжали бороться с крепостническим устоями, как это делал Владимир Федосеевич Раевский. В начале 1828 года он прибыл на место своей поселенческой жизни, в село Олонки Иркутской губернии, где и провел всю свою жизнь (44 года). Однако В. Ф. Раевский в Сибири продолжал вести и активную литературно-публицистическую деятельность. Решительный противник крепостничества и самодержавия, Раевский выступал за демократические реформы в стране, разоблачая крепостнический характер реформ 1861 года он выпустил серию публицистических очерков под названием "Сельские сцены".
Первый очерк был помещен в неофициальной части "Иркутских губернских ведомостей" в 1858 году, судьба остальных осталась неизвестной. Вероятнее всего, они были уничтожены самим Раевским, так как с 1859 года на него посыпались новые доносы, и обыски могли стать такой же реальностью, какой стали покушения на жизнь со стороны разбойников.
В. Ф. Раевский. Фото: Из открытых источников
Приведем небольшой отрывок из этого очерка:
"Если какой-нибудь гуманист решится сказать, что такой-то N дал крестьянину 3000 ударов розгами, допрашивая его по сомнению в покраже салопа у подруги юных дней его (а старый салоп куплен за 6 руб. 75 к. на толкучем рынке), то за то, что жена этого мученика жаловалась начальнику, дали и ей, раздевши донага, 150 ударов! <…> Как поправить так сильно вкоренившееся зло? Очень трудно, но возможно. Прежде всего 1) пусть те, которые вымогают себе право сечь крестьян, будут сами примером веры, справедливости, честности, бескорыстия, человеколюбия, трезвости, уважения к законам к точного выполнения их! А если это требование слишком велико, так пусть они откажутся от присвоенного ими права и не наказывают своих пороков на теле тружеников, которые в поте лица добывают хлеб и для себя и для тех, которые отстаивают право сечь их и держать в невежестве; 2) дайте детям простолюдинов грамотность, а в училищах буквари, в которых не глупые шутки и побасенки составляли бы половину книги, но буквари, где бы объяснялись первые догматы веры, правила нравственности и необходимые для крестьянского звания законы. Пока этого не будет сделано, дотоле все останется по-старому. Дайте этот толчок — и жизнь народная пойдет развиваться широко и правильно".
Гуманизм, любовь к людям был присущ декабристам, они способны были разглядеть в крестьянах не только собственность и источник дохода, но и в первую очередь человеческую душу. Пожалуй, это и есть главный секрет декабристов, который спустя десятки лет вызывает уважение и признательность. Годы, проведенные декабристами на поселение в Иркутске, Восточной Сибири и Забайкалье — годы теснейшей связи с сибиряками. Женитьба на крестьянках-сибирячках, занятие сельским хозяйством, обучение крестьян грамоте, оказание им медицинской помощи, обучение ремеслам — все это и многое другое сквозь года сохранялось в памяти жителей Сибири.