4 декабря 2023. Мошенники продолжают заманивать доверчивых граждан в свои ловушки, выманивая у них огромные суммы денег. Защититься от хитроумных схем аферистов бывает очень непросто. В последние годы кибермошенничество вышло на новый уровень. Доходит до того, что злоумышленники заставляют своих жертв устраивать различные террористические акты. Однако противостоять преступникам все же можно.
Об ошибках общения с мошенниками и финансовой безопасности рассказали эксперты в рамках круглого стола "Технологии искусственного интеллекта и цифровая грамотность для устойчивого развития региона", который прошел в центральном офисе Байкальского банка в Иркутске. Представители региональных силовых структур, крупнейших банков и органов государственной власти поделились опытом противодействия и мерами защиты от киберпреступников, а также дали советы, как не стать жертвой аферистов. Подробнее об этом — в материале ИА IrkutskMedia.
Развитие цифровизации, помимо положительного эффекта, привнесло в нашу жизнь такой негативное явление как киберпреступность. DoS-атаки, кражи данных, хищение средств у граждан и информационные войны — таковы реалии сегодняшней действительности. Все эти направления значительно получили развитие после начала спецоперации. На различные российские компании было совершено более 19 тысяч различного рода атак. А за последние 10 месяцев в Иркутской области было зафиксировано 9799 случаев кибермошенничества.
"Противостоять угрозам можно только объединяя усилия со всеми участниками процесса, в том числе с силовыми структурами. Совершенствование кибербезопасности должно состоять из четырёх основных составляющих: национальная платформа фрод-мониторинга, национальный аналитический центр киберугроз, координационный SOC и система профессионального обучения и сертификации, то есть подготовка кадров. Соответственно, именно на этих направлениях всему профессиональному сообществу, компаниям и государству необходимо фокусироваться в ближайшее время", — подчеркнул председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин.
Атаки на клиентов в Иркутской области. Фото: Сбер
Одним из ключевых трендов сегодня является телефонное мошенничество, особенно в контексте хищения средств у граждан. Причем звонят злоумышленники потенциальным жертвам не только по стационарному или мобильному телефонам, но и через мессенджеры. Злоумышленники научились использовать в своих схемах технологии искусственного интеллекта, программы, имитирующие голос клиента банка, и небезопасные ссылки.
За 10 месяцев текущего года жители Иркутской области перечислили преступникам более 1,5 млрд рублей. На удочку мошенников попались граждане различного возраста и уровня образования.
Чаще всего, злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков. Они сообщают потенциальным жертвам о необходимости перевода денег на несуществующие резервные и безопасные счета, побуждая их оформить кредиты и перевести деньги по указанным ими реквизитам. Но особенно у аферистов популярна схема о попавших в беду родственниках, якобы для их спасения от уголовной ответственности нужно заплатить. Кстати, именно в этом случае аферисты могут сымитировать ваш голос, чтобы позвонить вашему близкому.
Помимо этого, аферисты отправляют различные ссылки и смс в мессенджерах и социальных сетях. Такие сообщения даже могут приходить от родственников и знакомых, которые просят проголосовать за их ребенка на конкурсе или просто хотят "занять" у вас деньги.
Появились и новые способы обмана. Теперь злоумышленники пытаются заполучить доступ к аккаунтам граждан от портала Госуслуг. Во время звонка мошенники запрашивают специальный код, который приходит при двухфакторной аутентификации, либо присылают ссылку на программу, которая якобы может помочь восстановить доступ к "ранее взломанному" личному кабинету.
Как подчеркнул заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров, столицей телефонного мошенничества по-прежнему является город Днепропетровск. 90% звонков в Россию, в том числе в Иркутскую область, совершаются с территории Украины. Участились случаи, когда под психологическим давлением злоумышленников потерпевшие не только берут многомиллионные кредиты, но и совершают различные диверсии, например, пытаются поджечь военкоматы или филиалы банков, чтобы якобы обезопасить свои счета. При этом после предотвращения террористических актов людям до такой степени запудривают мозги, что они сами не понимают, как согласились на подобные преступления.
Также в последние годы участились случаи использования мошенниками так называемых дропперов или курьеров. В первом случае имеются ввиду человек, который участвует в криминальном движении денег по банковским счетам, получая определенный процент от переводов. В большинстве случаев это мужчины, средний возраст — 26 лет. Курьер мошенников в свою очередь просто забирает деньги у потерпевших и отправляет их аферистам. В этом году в Иркутской области было зафиксировано 150 фактов участия таких злоумышленников в обмане граждан. Всего было задержано 53 человека.
По словам заместителя начальника Управления уголовного розыска Главного управления МВД России по Иркутской области Ивана Кузьмина, в основном курьерами мошенников становятся молодые люди, которые не обладают постоянным источником дохода, но бывают и экзотические примеры. Так, женщина 1957 года рождения стала жертвой аферистов, но при этом не сообщила об этом в полицию. В итоге ей позвонили те же самые злоумышленники, предложив ей поучаствовать в предотвращении случаев мошенничества. Женщина согласилась, в результате успев забрать деньги у двух потерпевших, пока те не обратились к правоохранителям.
Добавим, что в случае, если курьер осознает, что совершает преступление, то его могут привлечь к уголовной ответственности по статье "Мошенничество". Максимальная санкция — до 10 лет лишения свободы.
Существует несколько способов не попасться на крючок телефонных мошенников. Вот основные из них:
Что нужно делать?
Добавим, что прокуратура совместно с правоохранительными органами принимаются меры, направленные на противодействие и предупреждение IT-преступности. Также в этой работе принимает участие и Сбербанк. В этом году в компании запустили пилотный проект. Его суть заключается в том, что клиент, который захочет снять крупную сумму со своего счета, то у сотрудника автоматически на компьютере появляется надпись, что никакие действия с этими деньгами не могут быть выполнены, пока человек лично не поговорит с сотрудником экономической безопасности. Повысить свои знания о кибербезопасности также можно с помощью виртуальной библиотеки "Кибрарий" (12+).