11 июня. Работа машиниста локомотива всегда сопряжена с рисками и опасностью. В данной профессии высоко ценится умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации и молниеносно решать проблемы, чтобы не нарушать работу железной дороги, живущей по строгому графику. Главная задача машиниста — обеспечить безопасность движения поезда, и если что-то ей угрожает, то немедленно устранить помеху. Во время движения состава машинист несет ответственность не только за себя, но и за сотни пассажиров, находящихся в вагонах.
Юрий Рожков управляет локомотивами практически всю свою жизнь — за его плечами 34 года добросовестного труда и 1 млн км без аварийной работы. Еще будучи подростком он принял твердое и окончательное решение связать свою жизнь с железной дорогой. За годы работы он ни разу не свернул с выбранного профессионального пути. Его трудовые заслуги были отмечены званием "Заслуженного работника транспорта РФ". В интервью редакции ИА IrkutskMedia машинист электровоза локомотивного депо "Иркутск-Сортировочный" Юрий Рожков рассказал о своем профессиональном пути, особенностях управления пассажирскими и грузовыми составами, а также экстремальных ситуациях, с которыми ему приходилось сталкиваться.
— Расскажите, в каком возрасте вы решили связать свою жизнь с железной дорогой?
— Когда мне исполнилось 15 лет, я отправился учиться на помощника машиниста. Обучение по специальности проходил в ГБПОУ ИО "Зиминский железнодорожный техникум" №6. Мой выбор семья приняла спокойно и отнеслась к нему без возражений.
Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Каким было ваше первое место работы?
— После окончания обучения я сразу устроился на работу по специальности в Иркутское локомотивное депо на станции "Иркутск-Сортировочный", где и работаю до сих пор. Я пришел в компанию еще во времена Советского Союза. С того времени я работаю в РЖД без увольнений на протяжении 34,5 лет. Начинал я с работы слесарем в инструментальном цехе и дослужился до третьего разряда. В 18 лет пошел работать помощником машиниста электровоза. Работа в компании мне нравится стабильностью, хорошей и своевременной зарплатой, возможностью получать бесплатное медицинское обслуживание и проходить обучение.
— Вам присвоили звание "Заслуженный работник транспорта РФ". Расскажите, какой путь вам пришлось проделать, чтобы удостоиться такой награды.
— Это был путь длиной почти в 30 лет. В течение всего этого времени я работал без всяких замечаний или каких-либо нареканий. За профессионализм я был удостоен ряда наград. Сначала я получил награду за 1 млн км без аварийной работы. Затем меня наградили благодарностью от министра транспорта, а генеральный директор ОАО "РЖД" вручил мне часы. Следующей ступенью стало получение звания "Заслуженного работника транспорта РФ". Это звание присваивают за хороший и добросовестный труд, как было принято говорить в Советском Союзе.
— Расскажите о должностных обязанностях машинистов. Что представляет из себя эта профессия, и есть ли разница в управлении между пассажирскими и грузовыми поездами?
— Профессия машиниста включает в себя все, что связано с движением поезда и управлением локомотива. Моя задача заключается в ведении поездов — и грузовых, и пассажирских. Для этого у меня имеются заключения на все виды работ и передвижения.
Между перевозкой пассажиров и транспортировкой грузов имеется ряд отличий. Во-первых, это уровень ответственности — за плечами машиниста находятся несколько сотен, а то и тысяча жизней, за которые он несет ответственность. Во-вторых, отличается и сам стиль ведения поезда — при пассажирских перевозках он более плавный в отличие от грузовых.
Не стоит также забывать о необходимости строго придерживаться графика движения поездов. В случае опоздания состава машинист обязан наверстать упущенное время. Однако опережать график также нежелательно — если же это все-таки происходит, то машинисту необходимо вести поезд чуть медленнее.
— Какие чувства у вас возникают, когда вы управляете локомотивом, зная, что множество людей доверили вам свою безопасность?
— За 24 года, что я работаю в пассажирском движении, я привык к ответственности, сопровождающей ведение пассажирских составов. На начальном этапе, может быть, и возникало волнение, но я просто делал свое дело.
Это чувство сложно объяснить на словах, но управление поездом находится в душе, в груди. Все делается руками.
Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— Как проходит рабочий день машиниста локомотива?
— Вся наша работа выстраивается в соответствии с графиком — от движения поездов зависит то, как сформируется явка. От нее и прибытия поездов зависит продолжительность смены. Иногда бывает, что рабочий день длится стандартные восемь часов, бывает, что приходится работать и по 12 часов. Кроме того, длительность смены также зависит от типа поезда, которые бывают либо скоростными, либо грузовыми.
— Такая напряженная работа наверняка сильно утомляет вас. Как выстроен режим труда и отдыха у машинистов?
— У машинистов пассажирских поездов, плечо обслуживания (прим. ред. — участок железной дороги, по которому следует локомотив) которых — Улан-Удэ-Нижнеудинск, появляется возможность отдохнуть по прибытии на одну из конечных станций. Продолжительность отдыха зависит от подвязки поездов. Она устроена следующим образом — допустим, я отправился ночью из Иркутска поездом №2 в Улан-Удэ, который прибудет в столицу Бурятии в 7.00.
После этого я отправляюсь в комнату отдыха, где могу пробыть до обеда, а иногда до вечера — в зависимости от подвязки обратного поезда. Если в Иркутск я возвращаюсь на поезде №7, то на отдых мне отводится восемь часов. В этом случае обратно в Иркутск я прибуду около 23.00. Получается, что дома мы можем отсутствовать от полутора до двух суток.
Подвязка с грузовыми составами выстроена иначе. Машинистов ставят на явку, а дежурный по депо распределяет поезда между ними. Какой состав достанется, таким и отправишься — он может следовать в Зиму, а может, и в Слюдянку.
— Вы упомянули выражение "поставить на явку". Что это означает?
— После возвращения из поездки я иду к нарядчику, который ставит меня в новый наряд на явку либо через сутки, либо через двое. Он выдает явку на определенное время. Я прихожу в депо, прохожу медкомиссию. Дежурный по депо выдает задание, и можно отправляться в новую поездку.
— Как часто вам приходится вести локомотив ночью?
— Каждая поездка затрагивает ночь. Бывает, что отправляешься в поездку днем, а обратно возвращаешься ночью и наоборот. Перед ночными сменами необходимо хорошо подготовиться и как следует выспаться. Сейчас у меня нет предпочтений, в какую смену выходить, поскольку я работаю уже давно и могу работать в любую смену.
— Вы находитесь один в кабине машиниста во время ведения электровоза?
— Нет, вместе со мной в кабине находится помощник машиниста. Он помогает мне вести состав — подсказывает скорости, светофоры, осматривает поезд и локомотив во время движения, пока я веду поезд. При этом помощнику запрещено вести поезд вместо машиниста.
— Что еще запрещено делать машинистам на рабочем месте?
— Отвлекаться от ведения поезда и нарушать инструкции, регламентирующие движения состава и общение между помощником и машинистом. В кабине машиниста запрещено пользоваться сотовыми телефонами. Для связи мы используем служебные рации. Неслужебных разговоров в рабочее время не должно быть. Словом, на работе нужно заниматься только работой, ведь из-за невнимательности могут возникнуть нарушения.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать машинист поезда?
— Он должен серьезно относиться к своей работе и обладать молниеносной реакцией. У него должна быть холодная голова и горящее сердце. Машинисту необходимо постоянно сохранять бдительность, чтобы уметь быстро принимать решения в непростых ситуациях.
— Изменилось ли что-то в вашем характере или привычках за годы работы на железной дороге?
— Конечно. Я породнился с железной дорогой. Работа машинистом сподвигла меня внимательнее следить за своим здоровьем, вовремя быть готовым к работе и правильно отдыхать — заниматься спортом или иметь свое хобби. Например, в свободное время я играю каверы на гитаре. У меня дома находится собственная музыкальная студия со множеством инструментов. У меня есть три гитары — две электро— и одна акустическая.
— Совпали ли ваши ожидания от профессии с реальностью?
— Поскольку я начинал как помощник машиниста, у меня сразу же сложилось вполне реальное представление о профессии, которое не изменилось и продержалось со мной все то время, что я работаю.
— Что вы цените в своей профессии больше всего?
— За долгие годы работы на железной дороге я привык к своей профессии и не представляю без нее своей жизни. Сложно точно сказать, за что конкретно я её люблю, но когда я только начинал свой трудовой путь, мне нравилась железнодорожная техника.
Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
— С какими сложностями в работе вы сталкивались, будучи машинистом?
— Любые сложности, которые возникали на моем пути, я преодолевал, просто работал и делал своё дело. Постепенно я повышал квалификацию до первого класса. У машинистов существует всего три класса — первый, второй и третий. Машинисты третьего класса работают только с грузовыми перевозками. Обладатели второго класса имеют право работать с пассажирскими поездами. Высшим классом считается первый — на его достижение мне потребовалось 14 лет.
— Насколько опасна работа машинистом поезда?
— Все риски профессии связаны с обеспечением безопасности движения не только своей, но и окружающих. Работа на транспорте всегда сопряжена с опасностями. Иногда случаются непредвиденные ситуации — например, перекрытие сигнала или какая-то техническая неисправность вроде незначительной поломки электровоза. Для решения подобных проблем требуется быстрая реакция и умение выйти из положения.
— Расскажите историю, где наглядно проявилось ваше умение быстро найти выход из непростой ситуации.
— Во время движения по перегону Ангасолка-Андриановская бушевала сильная гроза. Внезапно молния ударила прямо в контактный провод. Сразу же перекрылся сигнал, и мне пришлось останавливать поезд экстренным торможением. Дальше мы быстро работали по инструкции, строго следуя плану. Потом появилось напряжение, и состав двинулся дальше. Никто не пострадал.
— Не думали ли вы сменить сферу деятельности?
— Нет, у меня не возникало мыслей уйти с работы на железной дороге в другое место. Меня устраивает мое текущее место работы.
— Как вам удается совмещать семейную жизнь и карьеру?
— У меня есть семья — жена и двое уже взрослых детей. Я сочетаю работу и семейную жизнь так же, как и многие люди. У меня есть выходные, которые я стараюсь посвящать семье.
— Что бы вы посоветовали молодым специалистам, которые хотят работать в данной сфере?
— Учиться, учиться и еще раз учиться. Нужно постоянно чем-то занимать себя, развиваться и улучшать свои навыки, а также всегда работать над собой.
Смотрите полную версию на сайте >>>