Вы пожалеете, что не знали этого раньше: эти маленькие хитрости заменят часы уборки
27 сентября, 09:00
Гороскоп на 28 сентября: Львы включатся в игру, а Водолеи настроятся на рабочий ритм
00:00
Микроавтобус сгорел в городе Черемхово
27 сентября, 23:18
Более 200 новых объектов соцкультбыта и ЖКХ построили в Иркутской области за пять лет реализации национальных проектов
27 сентября, 22:20
Обзор самых популярных новостей за 27 сентября
27 сентября, 21:00
Озвучили первые симптомы нового штамма коронавируса XEC
27 сентября, 20:02
Эксперт назвал продукты и средства, которые спасут от выпадения волос
27 сентября, 20:00
Двоих иностранцев приговорили к сроку за попытку дать взятку чиновнику из Ространснадзора
27 сентября, 19:55
Новые муралы появились на 11 объектах в Иркутске
27 сентября, 18:48
Десятибалльные пробки сковали Иркутск
27 сентября, 18:39
Законодательство в области генерации криптовалют обсудили с участием ученых в Иркутске
27 сентября, 18:32
Глава Минздрава Приангарья объяснил сокращение федерального финансирования на медицину
27 сентября, 18:27
15-летний юноша уехал к бабушке и пропал без вести в Иркутске
27 сентября, 17:44
Спикер ЗС Приангарья принял участие в церемонии вручения нагрудных знаков "Всё для Победы"
27 сентября, 17:40
Много флирта Львам и интригующие знакомства Близнецам - любовный гороскоп на 28 сентября
27 сентября, 17:20
Учительница из Черемхова стала жертвой "застройщиков из Кипра"
27 сентября, 17:19
В Иркутской области разрабатывают учебник по истории родного края 27 сентября, 09:39
Несколько компаний с активами в Приангарье попали в рейтинг самых прибыльных в России 26 сентября, 22:37
Депутат думы Иркутска Павел Кудеев контролирует вопросы безопасности движения в округе №9 26 сентября, 15:14
Врио секретаря Генсовета "Единой России" Якушев избран первым вице-спикером Совфеда 26 сентября, 15:01
Основатель ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал развивать альтернативные экспортные маршруты 26 сентября, 14:50
На вопросы дошколят ответят в приемной председателя ЕР Дмитрия Медведева в Иркутске 26 сентября, 13:44
В Сбере назвали основные механизмы вывода украденных телефонными мошенниками средств 26 сентября, 13:01
Подписчики СберПрайм сэкономили более 130 млрд рублей 26 сентября, 12:39
День правительства Приангарья в ЕР будет посвящен вопросам развития здравоохранения 25 сентября, 18:25
Артем Лобков: В каждом созыве Заксобрания Приангарья появляются новые вызовы 25 сентября, 17:34
В Иркутске стартовала акция "Везу детей безопасно!" 25 сентября, 17:20
Единороссы ведут мониторинг работ по благоустройству общественных территорий в Иркутске 25 сентября, 15:57
Лаборатория искусственного интеллекта открылась в Якутске 25 сентября, 13:56
Сбербанк выпустил бесплатную кредитку с лимитированным дизайном и светодиодами 25 сентября, 12:05
Расписание нескольких пригородных поездов изменится 28 сентября на ВСЖД 25 сентября, 10:33

Ответственность за сотни жизней: машинист локомотива рассказал об управлении поездами

Заслуженный работник транспорта РФ Юрий Рожков поделился особенностями ведения грузовых и пассажирских составов
Юрий Рожков Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Юрий Рожков
Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

Работа машиниста локомотива всегда сопряжена с рисками и опасностью. В данной профессии высоко ценится умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации и молниеносно решать проблемы, чтобы не нарушать работу железной дороги, живущей по строгому графику. Главная задача машиниста — обеспечить безопасность движения поезда, и если что-то ей угрожает, то немедленно устранить помеху. Во время движения состава машинист несет ответственность не только за себя, но и за сотни пассажиров, находящихся в вагонах.

Юрий Рожков управляет локомотивами практически всю свою жизнь — за его плечами 34 года добросовестного труда и 1 млн км без аварийной работы. Еще будучи подростком он принял твердое и окончательное решение связать свою жизнь с железной дорогой. За годы работы он ни разу не свернул с выбранного профессионального пути. Его трудовые заслуги были отмечены званием "Заслуженного работника транспорта РФ". В интервью редакции ИА IrkutskMedia машинист электровоза локомотивного депо "Иркутск-Сортировочный" Юрий Рожков рассказал о своем профессиональном пути, особенностях управления пассажирскими и грузовыми составами, а также экстремальных ситуациях, с которыми ему приходилось сталкиваться.

— Расскажите, в каком возрасте вы решили связать свою жизнь с железной дорогой?

— Когда мне исполнилось 15 лет, я отправился учиться на помощника машиниста. Обучение по специальности проходил в ГБПОУ ИО "Зиминский железнодорожный техникум" №6. Мой выбор семья приняла спокойно и отнеслась к нему без возражений.

Юрий Рожков

Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

— Каким было ваше первое место работы?

— После окончания обучения я сразу устроился на работу по специальности в Иркутское локомотивное депо на станции "Иркутск-Сортировочный", где и работаю до сих пор. Я пришел в компанию еще во времена Советского Союза. С того времени я работаю в РЖД без увольнений на протяжении 34,5 лет. Начинал я с работы слесарем в инструментальном цехе и дослужился до третьего разряда. В 18 лет пошел работать помощником машиниста электровоза. Работа в компании мне нравится стабильностью, хорошей и своевременной зарплатой, возможностью получать бесплатное медицинское обслуживание и проходить обучение.

— Вам присвоили звание "Заслуженный работник транспорта РФ". Расскажите, какой путь вам пришлось проделать, чтобы удостоиться такой награды.

— Это был путь длиной почти в 30 лет. В течение всего этого времени я работал без всяких замечаний или каких-либо нареканий. За профессионализм я был удостоен ряда наград. Сначала я получил награду за 1 млн км без аварийной работы. Затем меня наградили благодарностью от министра транспорта, а генеральный директор ОАО "РЖД" вручил мне часы. Следующей ступенью стало получение звания "Заслуженного работника транспорта РФ". Это звание присваивают за хороший и добросовестный труд, как было принято говорить в Советском Союзе.

— Расскажите о должностных обязанностях машинистов. Что представляет из себя эта профессия, и есть ли разница в управлении между пассажирскими и грузовыми поездами?

— Профессия машиниста включает в себя все, что связано с движением поезда и управлением локомотива. Моя задача заключается в ведении поездов — и грузовых, и пассажирских. Для этого у меня имеются заключения на все виды работ и передвижения.

Между перевозкой пассажиров и транспортировкой грузов имеется ряд отличий. Во-первых, это уровень ответственности — за плечами машиниста находятся несколько сотен, а то и тысяча жизней, за которые он несет ответственность. Во-вторых, отличается и сам стиль ведения поезда — при пассажирских перевозках он более плавный в отличие от грузовых.

Не стоит также забывать о необходимости строго придерживаться графика движения поездов. В случае опоздания состава машинист обязан наверстать упущенное время. Однако опережать график также нежелательно — если же это все-таки происходит, то машинисту необходимо вести поезд чуть медленнее.

— Какие чувства у вас возникают, когда вы управляете локомотивом, зная, что множество людей доверили вам свою безопасность?

— За 24 года, что я работаю в пассажирском движении, я привык к ответственности, сопровождающей ведение пассажирских составов. На начальном этапе, может быть, и возникало волнение, но я просто делал свое дело.

Это чувство сложно объяснить на словах, но управление поездом находится в душе, в груди. Все делается руками.

Юрий Рожков

Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

— Как проходит рабочий день машиниста локомотива?

— Вся наша работа выстраивается в соответствии с графиком — от движения поездов зависит то, как сформируется явка. От нее и прибытия поездов зависит продолжительность смены. Иногда бывает, что рабочий день длится стандартные восемь часов, бывает, что приходится работать и по 12 часов. Кроме того, длительность смены также зависит от типа поезда, которые бывают либо скоростными, либо грузовыми.

— Такая напряженная работа наверняка сильно утомляет вас. Как выстроен режим труда и отдыха у машинистов?

— У машинистов пассажирских поездов, плечо обслуживания (прим. ред. — участок железной дороги, по которому следует локомотив) которых — Улан-Удэ-Нижнеудинск, появляется возможность отдохнуть по прибытии на одну из конечных станций. Продолжительность отдыха зависит от подвязки поездов. Она устроена следующим образом — допустим, я отправился ночью из Иркутска поездом №2 в Улан-Удэ, который прибудет в столицу Бурятии в 7.00. 

После этого я отправляюсь в комнату отдыха, где могу пробыть до обеда, а иногда до вечера — в зависимости от подвязки обратного поезда. Если в Иркутск я возвращаюсь на поезде №7, то на отдых мне отводится восемь часов. В этом случае обратно в Иркутск я прибуду около 23.00. Получается, что дома мы можем отсутствовать от полутора до двух суток.

Подвязка с грузовыми составами выстроена иначе. Машинистов ставят на явку, а дежурный по депо распределяет поезда между ними. Какой состав достанется, таким и отправишься — он может следовать в Зиму, а может, и в Слюдянку. 

— Вы упомянули выражение "поставить на явку". Что это означает?

— После возвращения из поездки я иду к нарядчику, который ставит меня в новый наряд на явку либо через сутки, либо через двое. Он выдает явку на определенное время. Я прихожу в депо, прохожу медкомиссию. Дежурный по депо выдает задание, и можно отправляться в новую поездку.

— Как часто вам приходится вести локомотив ночью?

— Каждая поездка затрагивает ночь. Бывает, что отправляешься в поездку днем, а обратно возвращаешься ночью и наоборот. Перед ночными сменами необходимо хорошо подготовиться и как следует выспаться. Сейчас у меня нет предпочтений, в какую смену выходить, поскольку я работаю уже давно и могу работать в любую смену.

— Вы находитесь один в кабине машиниста во время ведения электровоза?

— Нет, вместе со мной в кабине находится помощник машиниста. Он помогает мне вести состав — подсказывает скорости, светофоры, осматривает поезд и локомотив во время движения, пока я веду поезд. При этом помощнику запрещено вести поезд вместо машиниста.

— Что еще запрещено делать машинистам на рабочем месте?

— Отвлекаться от ведения поезда и нарушать инструкции, регламентирующие движения состава и общение между помощником и машинистом. В кабине машиниста запрещено пользоваться сотовыми телефонами. Для связи мы используем служебные рации. Неслужебных разговоров в рабочее время не должно быть. Словом, на работе нужно заниматься только работой, ведь из-за невнимательности могут возникнуть нарушения. 

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать машинист поезда?

— Он должен серьезно относиться к своей работе и обладать молниеносной реакцией. У него должна быть холодная голова и горящее сердце. Машинисту необходимо постоянно сохранять бдительность, чтобы уметь быстро принимать решения в непростых ситуациях. 

— Изменилось ли что-то в вашем характере или привычках за годы работы на железной дороге?

— Конечно. Я породнился с железной дорогой. Работа машинистом сподвигла меня внимательнее следить за своим здоровьем, вовремя быть готовым к работе и правильно отдыхать — заниматься спортом или иметь свое хобби. Например, в свободное время я играю каверы на гитаре. У меня дома находится собственная музыкальная студия со множеством инструментов. У меня есть три гитары — две электро— и одна акустическая. 

— Совпали ли ваши ожидания от профессии с реальностью?

— Поскольку я начинал как помощник машиниста, у меня сразу же сложилось вполне реальное представление о профессии, которое не изменилось и продержалось со мной все то время, что я работаю.

— Что вы цените в своей профессии больше всего? 

 — За долгие годы работы на железной дороге я привык к своей профессии и не представляю без нее своей жизни. Сложно точно сказать, за что конкретно я её люблю, но когда я только начинал свой трудовой путь, мне нравилась железнодорожная техника. 

Юрий Рожков

Юрий Рожков. Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia

— С какими сложностями в работе вы сталкивались, будучи машинистом?

— Любые сложности, которые возникали на моем пути, я преодолевал, просто работал и делал своё дело. Постепенно я повышал квалификацию до первого класса. У машинистов существует всего три класса — первый, второй и третий. Машинисты третьего класса работают только с грузовыми перевозками. Обладатели второго класса имеют право работать с пассажирскими поездами. Высшим классом считается первый — на его достижение мне потребовалось 14 лет. 

— Насколько опасна работа машинистом поезда? 

— Все риски профессии связаны с обеспечением безопасности движения не только своей, но и окружающих. Работа на транспорте всегда сопряжена с опасностями. Иногда случаются непредвиденные ситуации — например, перекрытие сигнала или какая-то техническая неисправность вроде незначительной поломки электровоза. Для решения подобных проблем требуется быстрая реакция и умение выйти из положения. 

— Расскажите историю, где наглядно проявилось ваше умение быстро найти выход из непростой ситуации.

— Во время движения по перегону Ангасолка-Андриановская бушевала сильная гроза. Внезапно молния ударила прямо в контактный провод. Сразу же перекрылся сигнал, и мне пришлось останавливать поезд экстренным торможением. Дальше мы быстро работали по инструкции, строго следуя плану. Потом появилось напряжение, и состав двинулся дальше. Никто не пострадал.

— Не думали ли вы сменить сферу деятельности?

— Нет, у меня не возникало мыслей уйти с работы на железной дороге в другое место. Меня устраивает мое текущее место работы.

— Как вам удается совмещать семейную жизнь и карьеру?

— У меня есть семья — жена и двое уже взрослых детей. Я сочетаю работу и семейную жизнь так же, как и многие люди. У меня есть выходные, которые я стараюсь посвящать семье.

— Что бы вы посоветовали молодым специалистам, которые хотят работать в данной сфере?

— Учиться, учиться и еще раз учиться. Нужно постоянно чем-то занимать себя, развиваться и улучшать свои навыки, а также всегда работать над собой.

231596
14
48