11 октября. История "Иркутского автотранса" — это не только про пассажирские перевозки, но и про судьбы людей, связавших свою жизнь с предприятием. Раннее ИА IrkutskMedia рассказывало о семейных династиях водителей, которые оставались преданными своей любимой профессии. Теперь корр. редакции пообщался с сотрудником предприятия, который внес большой вклад в создание комфортных условий труда для сотрудников предприятия и сплочение коллектива.
Татьяна Николаевна Селезнева проработала в кадровом отделе Иркутскавтотранса 15 лет (с 1989 года по 2004 год). Женщина, будучи в те времена председателем профсоюзного комитета, вспоминает трудовые будни с теплотой на душе. В интервью специалист рассказала о том, как формировался персонал водителей, в каких условиях они работали, а также о поддержке сотрудников предприятия и корпоративном отдыхе.
— Татьяна Николаевна, расскажите о вашем трудоустройстве в Иркутскавтотранс. Сколько вам на тот момент было лет?
— На предприятие меня приняли 28 марта 1989 года. Тогда оно называлось ИПОПАТ №1(Иркутское производственное объединение пассажирского автотранспорта — прим.ред.). Мне было 34 года, за плечами уже, конечно, сложился определенный опыт работы.
До этого я была директором областного торгового предприятия "Цветы". После мне пришлось сменить деятельность — я устроилась на Иркутский завод радиоприемников, где трудилась инженером в отделе кадров. На эту должность меня приняли, так как, будучи директором в "Цветах", я вела кадровую работу.
— Какое у вас профильное образование?
— Я окончила Ленинградский институт советской торговли имени Фридриха Энгельса. Муж у меня военный, поэтому по долгу его службы после обучения мы пять лет жили в Германии. Там я работала в торговле. В Иркутск нас перевели в 1982 году, где спустя несколько лет волею судьбы мой профессиональный путь был связан с кадровой деятельностью.
На заводе радиоприемников я проработала около трех лет. Тогда я также входила в состав комиссии, которая в том числе проверяла работу отдела кадров пассажирского автотранспортного предприятия. Так я и познакомилась с директором ИПОПАТ — Леонидом Георгиевичем Барским. Он меня пригласил к себе на работу, тогда как раз была свободна вакансия начальника отдела кадров. Я согласилась.
Хочу заметить, что в ИПОПАТ я пришла, имея уже большой опыт в кадровой работе после завода. Также я проходила множество различных образовательных курсов, в том числе переподготовки, повышения квалификации. То есть своей занимаемой должности я соответствовала.
— В советское время в ИПОПАТ №1 входило три предприятия. К какому филиалу вы относились?
— Сначала я работала в третьем филиале на улице Рабочего Штаба. Это было головное предприятие, где находилось руководство: директор, заместитель директора по эксплуатации, главный инженер и другие. Всего работало порядка 600 человек. Первый филиал находился в районе остановки "Узловая", второе предприятие — на улице Тухачевского в Ново-Ленино.
— Расскажите, каким тогда был Иркутскавтотранс? Что за автобусы были в парке?
— Все три предприятия занимались пассажирскими перевозками. Автопарк включал в себя ЛиАЗы, ПАЗы, "Икарусы" и ЛАЗы. Зона обслуживания филиалов была разделена территориально. Например, водители из головного предприятия выходили на маршруты в центре Иркутска, в филиале Ново-Ленино была ангарская бригада. Ее водители ездили по маршруту Иркутск-Ангарск. Также это предприятие обслуживало маршруты по своему району. Ангарская бригада, конечно же, была передовой, едва ли не отдельным маленьким предприятием. Там был очень сплоченный коллектив.
В головном филиале я проработала до 1992 года. После все предприятия стали самостоятельными, изменилась их нумерация. Головной филиал стал вторым, первый возле "Узловой" остался под своим номером. Филиал в Ново-Ленино стал четвертым, в него меня и перевели.
— На какую должность вас назначили в предприятии на Тухачевского?
— Меня перевели на должность заместителя начальника по кадрам и быту. Так сложилось, что под руководством Леонида Георгиевича Барского я проработала недолго, он скончался. После около 1,5 лет руководил предприятием Николай Александрович Малышев. Он работал бригадиром той самой передовой ангарской бригады.
В мае 1994 года руководителем был назначен Рафаил Меерович Цепелевич. Он пришел в четвертый филиал с огромным желанием работать, энтузиазмом, у него было много планов. Такой настрой руководителя, конечно, передавался и нам. На предприятии началась очень активная рабочая деятельность. В 1995 году я была назначена на должность заместителя начальника по организации труда и учету кадров.
С приходом на эту должность работы у меня стало больше, в том числе организационного плана. Вместе с руководителем мы привели в порядок ремонтную базу, автобусные боксы, устроили теплые гаражи. Под руководством Рафаила Мееровича было очень много сделано для комфортной работы водителей.
Также я занималась подбором всех кадров, в том числе инженерно-технических работников (ИТР). Тогда мы направляли персонал ИТР на обучение в колледжи, вузы. При этом самой главной моей задачей была подготовка водителей. Их требовалось очень много. Из 600 сотрудников штат водителей составлял около 380 человек.
— Наблюдалась ли текучесть кадров среди водителей?
— На четвертом предприятии такого не было. Но в целом такая ситуация наблюдалась. Понимаете, некоторые люди приходили на должность водителей и хотели сразу получить новый автобус, сесть за руль и поехать. Но у нас ведь вся работа осуществлялась строго по маршрутам, было расписание. Кто-то работал допоздна, кто-то трудился с раннего утра. С таким расписанием сильно не расслабишься. Если рабочий день выпадал на праздник, то водитель также выходил на маршрут.
При этом костяк водителей у нас сформировался уже тогда и остается до сих пор. Несколько человек устроились в Иркутскавтотранс еще в молодом возрасте и сейчас продолжают работать.
— Расскажите о профессиональной подготовке водителей. Они где-то обучались?
— Для водителей у нас были курсы подготовки и переподготовки. Мы вплотную работали с учебно-курсовым комбинатом министерства автотранспорта. Если, например, человек не имеет водительских прав, ранее никогда водителем не работал, то мы его направляем на шестимесячные курсы. В период обучения выплачивали стипендии.
В месяц у нас проходили обучение 1-2 группы по 30 человек в каждой. С учениками заключали договор о том, что они обязаны после обучения отработать в Иркутскавтотрансе не менее двух лет. Но не все выполняли условие, некоторые люди бросали и уходили, у кого-то были на это веские причины.
Работа водителя — очень трудная. Когда я стала взаимодействовать именно с водительским составом, то поняла, насколько это сложная и напряженная работа. Постоянно нужно быть внимательным во время движения, рано выходить на маршрут. Выходные у водителей не всегда выпадали на субботу и воскресенье, был четкий график.
— Вы упомянули также курсы переподготовки. Что они из себя представляли?
— На этих курсах водители с категорией "С" (грузовой транспорт) обучались примерно 2-2,5 месяца на категорию "Д". На мой взгляд, люди, которые переобучались, чаще оставались работать именно после курсов. Отмечу, что учебный процесс находился под моим контролем. Я несколько раз в неделю приезжала в учебно-курсовой комбинат и проверяла, посещают ли занятия, отмечала учащихся.
В те времена у меня было очень много работы. Я ведь параллельно находилась в должности неосвобожденным председателем профсоюзного комитета, которым меня избрали в 1996 году. В комитет входили около 80 человек. И вы только представьте, все вопросы частного характера приходилось решать мне. Многозадачность была высокая. Но я умудрялась со всем справляться. Конечно, помогал Рафаил Меерович. Мы вместе слаженно работали.
— Скажите, Иркутскавтотранс оказывал поддержку каким-то организациям в городе? Возможно, было налажено сотрудничество?
— У нас было подшефное предприятие — колхоз "Путь Ильича" в Хомутово. Мы им помогали ремонтировать технику, при необходимости выделяли транспорт, а они нам предоставляли места под посадку картофеля, продавали мясо молодых бычков. У колхоза была даже своя база отдыха в Аршане, мы туда ездили отдыхать.
Также у четвертого предприятия был подшефный садик в Ново-Ленино. Мы предоставляли им транспорт, оказывали небольшие сантехнические и ремонтные работы. Взамен наши работники могли отправлять своих детей в этот садик. Принимали ребятишек без очереди. Потом у нас была подшефная школа №38. Ей мы также, как и садику, выделяли транспорт при необходимости. Например, отвозили школьников на экскурсию. За это нам предоставляли стадион для проведения спортивных мероприятий, тренировок сотрудников филиала.
Кроме этого, у нас была хорошо налажена связь с больницей №8. Там сотрудники предприятия могли пройти различные обследования, проконсультироваться с врачами, это большим плюсом для наших работников.
— Профсоюз предоставлял отдых для сотрудников и их детей?
— Да. Желающие писали заявления на предоставление путевок в летние детские лагеря. Также выделялись путевки в санатории, в том числе трехдневные туристические путевки. Помимо таких льгот дети сотрудников предприятия получали шикарные новогодние подарки и билеты на различные театральные представления, концерты.
Кроме того, от сотрудников поступали заявления на предоставление материальной помощи. Ее оказывали в размере 1 тысячи рублей. Для того времени это хорошая сумма, люди были очень довольны.
— Татьяна Николаевна расскажите о мероприятиях, которые вы организовывали для сотрудников Иркутскавтотранса.
— У нас очень насыщенно отмечались праздники. Я, зная и видя тяжелую работу водителей, старалась организовать разнообразные мероприятия, в том числе экскурсии, поездки на Байкал, даже в Байкальск. И хочу заметить, что все выезды были совместные — присутствовали как ИТР, так и водители.
Вы знаете, меня ведь до сих пор помнят некоторые водители. Я могут идти по улице и мне сигналят водители автобусов. Иногда я даже не успеваю узнать человека. Эти водители давно работают в Иркутскавтотрансе, раз узнают меня.
Особенно интересно мы проводили профессиональный праздник — День работников автомобильного транспорта. В начале мероприятия мы всегда чествовали передовиков, ветеранов труда. У нас для них были ценные подарки, материальные поощрения. После этого уже начиналась праздничная программа для действующих сотрудников предприятия.
Кроме того, перед праздником я организовывала соревнования. У нас было фигурное вождение автомобильного транспорта. Для водителей создавали фигурную дорожку, по которой они должны были проехать, ничего не задев. Так сотрудники проявляли свое профессиональное мастерство. После они отвечали на вопросы по ПДД.
Также мы организовывали мини-футбол, делали перетягивание канатов. Радует, что в соревнованиях участвовали все. В конце октября-начале сентября, когда уже выпадал снег, мы устраивали лыжные гонки на 15-м км Байкальского тракта. Там я организовывала баню, закупала продукты, напитки, накрывала стол для сотрудников. Во время празднования я каждого индивидуально награждала либо поощрала материальным вознаграждением, либо ценным подарком. Все были очень довольны и всегда ждали именно профессиональный праздник.
— Расскажите подробнее о поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Какую работу вы проводили в этом направлении?
— Всегда оказывали адресную помощь всем ветеранам ко Дню Победы. Мы всех знали поименно. 9 мая за каждым ветераном заезжал автобус, мы давали им цветы, которые они в последствие возлагали к мемориалу. Также в этот день организовывали мероприятие — либо накрывали столы в зале, либо вывозили ветеранов на природу, где уже были накрыты столы, играла музыка. Они пели песни, было душевно и весело. К ветеранам, которые не могли выйти из дома по состоянию здоровья, мы приезжали с набором продуктов, необходимыми вещами и предметами. Я заранее знала, что и кому нужно.
Хочу еще сказать, что для своих работников, а также их близких членов семьи мы организовывали похороны. Предприятие предоставляло транспорт, договаривалось с кладбищем, материально помогало.
— Татьяна Николаевна, вы оказывали всестороннюю помощь сотрудникам Иркутскавтотранса. Скажите, а что было сделано именно для создания комфортной повседневной работы водителей?
— Это направление активно развивалось. Например, у нас был передвижной автобус-кафе. Транспорт подъезжал к водителям, которые работали на дальних маршрутах. В кафе они могли полноценно питаться, в том числе горячими блюдами. Там была плита для подогрева, а также умывальник. Кроме того, к автобусу был прицеплен туалет. Дело в том, что на некоторых конечных пунктах маршрутов уборной не было, поэтому такой туалет был как раз кстати.
Для всех водителей был организован медицинский кабинет, где они проходили предрейсовые и послерейсовые осмотры. Еще существовал стоматологический кабинет, в котором обслуживались не только водители, но и члены их семей. У нас в штате был свой стоматолог. Также по договору другие специалисты оказывали услуги массажа. Кроме того, у нас даже была своя парикмахерская. Водители могли прийти и за отдельную плату подстричься.
Конечно, такие условия труда были обеспечены в том числе благодаря Рафаилу Мееровичу. Он сам начинал свой профессиональный путь с водителя, поэтому был неравнодушен к этой работе. Да и в целом он, повторюсь, был всегда вдохновлен на новые идеи. Наше предприятие оставалось активным не только внутри своих стен. Мы также зачастую участвовали в городской жизни, в том числе оказывали помощь городу.
— Действительно, со стороны Иркутскавтотранса была всесторонняя помощь. А были ли случаи поддержки местных жителей и властей?
— Чтобы ни случилось, наше предприятие никогда не оставалось в стороне. Например, часто подтапливало Селиваниху. Мы предоставили свои автобусы для эвакуации пострадавших людей, а также доставляли транспортом питьевую воду. Тогда же работало наше передвижное кафе. Аналогичную помощь мы предоставили при падении самолета "Руслан" в 1997 году. Также рядом с четвертым предприятием находится Ново-Ленинское кладбище. Здесь мы также предоставляли помощь в Радоницу. Увеличивали количество рейсов, автобусов на маршруте. У кладбища мы организовывали буфет, функционировал туалет. Кроме того, у нас была организована стоянка личного транспорта.
Годы работы в Иркутскавтотрансе вспоминаются мне, как разнообразная, насыщенная делами и событиями интересная часть моей жизни.
— Несмотря на активную деятельность филиала, в начале 2000-х годов произошла его ликвидация. Расскажите об этом процессе.
— Сокращение сотрудников началось в конце 2004 года. Я ушла в апреле 2005 года. До последнего дня мы работали вместе с Рафаилом Мееровичем. Тогда все три предприятия ликвидировали. На месте нашей четвертый базы создали новое предприятие, директором его стал начальник из второго филиала. Он пришел на новую должность вместе со своей командой. С нами, прежним штатом, он не был знаком. Поэтому я с тех пор в Иркутскавтотрансе не работала.
— Но ведь кто-то из сотрудников предприятия все же остался?
— Да. Остались водители, специалисты в отделе эксплуатации, бухгалтерия, в кадрах остался один человек. В целом я благодарна всем, с кем довелось работать в Иркутскавтотрансе. После ликвидации предприятия я работала руководителем кадровой службы в торговой фирме. Там мне пригодился опыт работы в Иракутскавтотрансе, в том числе пройденное обучение по программе 1С. Конечно, программа со временем обновилась, и мне пришлось заново ее изучать. Но все же с определенными знаниями было легче. В торговой фирме я со временем стала коммерческим директором. После также работала кадровиком в отеле, строительной компании. В настоящее время я проживаю в Грановщине, где являюсь сотрудником одного из магазинов.
Работу в Иркутсквтотрансе я вспоминаю с теплотой. У нас было замечательное руководство. Благодаря ему я поняла, что жизнь всего коллектива, да и в целом предприятия, напрямую зависит от руководителя. Мы работали как одна команда. Постоянно делились друг с другом идеями о том, как что-либо улучшить, в какое место отдыха съездить, как интересно провести мероприятие. Я благодарна всем, с кем довелось трудиться на этом предприятии.