Из коровы на льду в изящную лань: натираю этим овощем подошву и щеголяю как по подиуму
09:00
Обзор самых популярных новостей за 31 января
21:00
В Иркутске появился официальный сервисный центр по обслуживанию новых НЕФАЗов
19:27
Драку устроили подростки в одном из ТЦ в Иркутске
19:11
Авито в топе лучших и привлекательных ИТ-работодателей России по версии HeadHunter
18:55
В Иркутске изменили сроки ограничения движения по Байкальскому кольцу
18:51
Нацпроект "Производительность труда" принес предприятиям из Приангарья 819 млн рублей
18:44
Энергопотребление в Приангарье в 2024 году составило 71,8 млрд кВт⋅ч
18:30
Глава комитета по бюджету Альфия Валиулина покинула пост в администрации Иркутска
18:29
Следователи предъявили обвинение ряду лиц по делу о крушении Су-30 в Иркутске
18:27
Водитель автобуса №80 наехал на женщину с ребенком в Иркутске
18:05
Шестерых мигрантов выдворили из страны за незаконное пребывание в Приангарье
17:51
Игорь Кобзев подписал распоряжение о разработке региональной программы "Герои Приангарья"
17:45
Депутат думы Иркутска поучаствовал в открытии мемориальной доски кавалеру ордена Мужества
17:26
Пропавший 16-летний подросток из Ангарского округа объявился в Нижнем Новгороде
17:09
"Иркутский_автохам": властелины обочин в действии
17:00

Татьяна Селезнева: Водители "Иркутскавтотранса" до сих пор узнают меня на улицах города

Замначальника по организации труда и учету кадров с теплотой души вспоминает трудовые будни на предприятии
Татьяна Николаевна Селезнева предоставлено героем публикации
Татьяна Николаевна Селезнева
Фото: предоставлено героем публикации
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

История "Иркутского автотранса" — это не только про пассажирские перевозки, но и про судьбы людей, связавших свою жизнь с предприятием. Теперь корр. редакции пообщался с сотрудником предприятия, который внес большой вклад в создание комфортных условий труда для сотрудников предприятия и сплочение коллектива.

Татьяна Николаевна Селезнева проработала в кадровом отделе Иркутскавтотранса 16 лет (с 1989 года по 2005 год). Будучи в те времена председателем профсоюзного комитета, она вспоминает трудовые будни с теплотой на душе. В интервью Татьяна Николаевна рассказала о том, как формировался персонал водителей, об организации всего производственного процесса, об условиях работы подразделений предприятия, о поддержке работающих сотрудников, а также Ветеранов труда и Войны, об организации отдыха коллектива.

— Татьяна Николаевна, расскажите о вашем трудоустройстве в Иркутскавтотранс. Сколько вам на тот момент было лет?

— На предприятие меня приняли 28 марта 1989 года. Тогда оно называлось ИПОПАТ №1(Иркутское производственное объединение пассажирского автотранспорта — прим.ред.). Мне было 34 года, за плечами уже, конечно, сложился определенный опыт работы.

До этого я была директором областного торгового предприятия "Цветы". После мне пришлось сменить деятельность — я устроилась на Иркутский завод радиоприемников, где трудилась инженером в отделе кадров. На эту должность меня приняли, так как, будучи директором в "Цветах", я вела кадровую работу.

— Какое у вас профильное образование?

— Я окончила Ленинградский институт советской торговли имени Фридриха Энгельса. Муж у меня военный, поэтому по долгу его службы, после окончания им военного училища, мы пят ь лет жили в Германии. Там я работала в торговле. В Иркутск нас перевели в 1982 году, где спустя несколько лет, волею судьбы, мой профессиональный путь был связан с кадровой деятельностью.

Я четыре года работала директором областного торгового предприятия "Цветы", где, помимо торговой деятельности, я занималась подбором и оформлением кадров. Последующие три года трудилась в отделе кадров Иркутского завода радиоприемников. Тогда я входила в состав комиссии, которая, в том числе, проверяла работу отдела кадров пассажирского автотранспортного предприятия. Там я и познакомилась с директором ИПОПАТ Nº1 — Леонидом Георгиевичем Барским. Он меня пригласил на работу, на вакантную должность начальника отдела кадров. Я согласилась.

Имея уже большой опыт в кадровой работе, я проходила множество различных образовател ьных курсов, в том числе переподготовки, повышения квалификации. То есть своей занимае мой должности я соответствовала и была аттестована.

— В советское время в ИПОПАТ №1 входило три предприятия. К какому филиалу вы относились?

— Сначала я работала в, так называемом головном предприятии на улице Рабочего Штаба. Там находилось все руководство: директор, заместитель директора по эксплуатации, главный инженер, заместитель по безопасности дорожного движения и другие. Всего работало порядка 600 человек. Филиал Nº1 находился в районе остановки "Узловая", филиал Nº2 — на улице Тухачевского в Ново-Ленино.

— Расскажите, каким тогда был Иркутскавтотранс? Что за автобусы были в парке?

— Все три предприятия занимались пассажирскими перевозками. Автопарк включал в себя ЛиАЗы, ПАЗы, "Икарусы" и ЛАЗы. Зона обслуживания филиалов была разделена территориально. Например, водители из головного предприятия выходили на маршруты в центре Иркутска, в филиале Ново-Ленино была ангарская бригада. Ее водители ездили по маршруту Иркутск-Ангарск. Также это предприятие обслуживало маршруты по своему району. Ангарская бригада, конечно же, была передовой, едва ли не отдельным маленьким предприятием. Там был очень сплоченный коллектив.

В головном филиале я проработала до 1992 года. После реорганизации все предприятия стали самостоятельными, изменилась их нумерация. Головной филиал стал МИУПАТП Nº2, первый возле "Узловой" остался под своим номером. Филиал в Ново-Ленино стал четвертым предприятием, в которое я была принята переводом.

— На какую должность вас назначили в предприятии на Тухачевского?

— Меня назначили на должность заместителя начальника покадрам и быту. Так сложилось, что под руководством Леонида Георгиевича Барского я проработала недолго, он скончался.

После его смерти, около 1,5 лет, руководил предприятием Николай Александрович Малышев. Прежде он работал бригадиром той самой передовой ангарской бригады.

В мае 1994 года руководителем был назначен Рафаил Меерович Цепелевич. Он пришел в МИ УПАТП Nº4 с огромным опытом работы в автотранспорте с большим желанием и энтузиазмом работать, у него было много планов. Такой настрой руководителя, конечно, передавался и нам. На предприятии началась очень активная рабочая деятельность. В 1995 году я была назначена на должность заместителя начальника по организации труда и учету кадров.

С переходом на эту должность работы у меня стало больше, в том числе организационного плана. Под руководством Рафаила Мееровича были приведены в порядок ремонтные мастерские, утеплены автобусные боксы, было очень много сделано для комфортной работы водителей.

Но основной моей задачей был подбор кадров, как рабочих профессий, так и инженерно-технических работников (ИТР). Мы направляли персонал ИТР на обучение в колледжи, вузы. Но самая большая работа велась по подбору водителей, обучению этой профессии.

Из, примерно, 600 сотрудников около 380 человек составляли водители.

— Наблюдалась ли текучесть кадров среди водителей?

— Текучка, конечно, была. Но в предприятии сложился "костяк" из водителей, имеющих большой трудовой стаж, и к ним присоединилось много молодёжи, которые уже успели "прирасти" к своему предприятию.

Но в целом такая ситуация наблюдалась. Понимаете, некоторые люди приходили на должность водителей, желая сесть на новый автобус и по-лёгкому зарабатывать деньги. Но у нас ведь вся работа осуществлялась строго по маршрутам,было строгое расписание. Кто-то работал допоздна, кто-то трудился с раннего утра. С таким расписанием сильно не расслабишься. Если рабочий день выпадал на праздник,то водитель выходил на маршрут. Вот поэтому многие водители, из числа вновь принятых, не выдерживали такой нагрузки и соответственно увольнялись.

— Расскажите о профессиональной подготовке водителей. Они где-то обучались?

— Для водителей у нас были курсы подготовки и переподготовки. Мы вплотную работали с учебно-курсовым комбинатом министерства автотранспорта. Если, например, человек не имел водительских прав, ранее никогда водителем не работал, то мы его направляем на шестимесячные курсы. В период обучения выплачивалась стипендия.

В месяц мы набирали для прохождения обучения 1-2 группы по 30 человек в каждой. С направленными заключался договор о том, что они обязаны, после окончания курсов, отработать в предприятии не менее двух лет. Но не все выполняли это условие, некоторые уходили, у кого-то были веские причины.

— Вы упомянули также курсы переподготовки. Что они из себя представляли?

— На этих курсах водители с категорией "С" (грузовой транспорт) проходили переподготовку в течение 2-2,5 месяцев на категорию "Д" (водитель автобуса). На мой взгляд люди, которые переобучались, чаще оставались работать именно после курсов. Отмечу, что учебный процесс находился под моим контролем. Я несколько раз в неделю приезжала в учебно-курсовой комбинат и проверяла, посещают ли занятия, отмечала наличие учащихся.

Помимо основной работы, я была неосвобожденным председателем профсоюзного комитета, в который меня избрали в 1996 году. В комитет входили 8-10 человек разных профессий.

Мне, и комитету, приходилось решать и производственные вопросы, и вопросы личного характера работающих, и спортивно-оздоровительные вопросы. Многозадачность была высокая, старалась со всем справляться. Конечно, помогал Рафаил Меерович. Мы вместе слаженно работали.

— Скажите, Ваше автотранспортное предприятие оказывало поддержку каким-то организациям в городе? Возможно, было налажено сотрудничество?

— У нас было подшефное предприятие-колхоз "Путь Ильича" в деревне Хомутово. Мы оказывали им помощь в ремонте техники, при необходимости выделяли транспорт, а совхоз предоставлял нам места под посадку картофеля, продавали мясо молодых бычков. У колхоза была своя база отдыха в Аршане, куда наши работники могли выезжать на отдых. Был у предприятия и подшефный садик в Ново-Ленино. Мы предоставляли, по их просьбе, транспорт, оказывали небольшие сантехнические и ремонтные работы. Взамен наши работники могли отправлять своих детей в этот садик. Принимали ребятишек вне очереди. Ещё у нас была подшефная школа Nº38. Ей мы также, как и садику, выделяли транспорт при необходимости. Например, отвозили школьников на экскурсию. Мы же могли использовать школьный стадион для проведения спортивных мероприятий, тренировок наших сотрудников.

Кроме этого, у нас была хорошо налажена связь с больницей Nº8, где работники предприятия могли пройти различные обследования, проконсультироваться с врачами, это было большим плюсом, учитывая их занятость.

— Профсоюз предоставлял отдых для сотрудников и их детей?

— Да. Желающие писали заявления на предоставление путевок в летние детские лагеря. Также выделялись путевки в санатории, в том числе трехдневные туристические путевки. Помимо таких льгот дети сотрудников предприятия получали шикарные новогодние подарки и билеты на различные театральные представления, концерты.

Кроме того, от сотрудников поступали заявления на предоставление материальной помощи, которую Профком оказывал в размере 1 тысячи рублей, что для того времени это была хорошая сумма, люди были очень довольны.

— Татьяна Николаевна расскажите о мероприятиях, которые вы организовывали для сотрудников МИУПАТП №4?

— У нас очень насыщенно и интересно отмечались праздники. Я, зная и видя тяжелую работу водителей, нелёгкий труд автослесарей, старалась организовать разнообразные мероприятия, в том числе экскурсии, поездки на Байкал, даже в Байкальск. И хочу заметить, что все выезды были совместные, присутствовали и ИТР, и водители и рабочие других специальностей.

Вы знаете, меня ведь до сих пор помнят некоторые водители. Я могут идти по улице и мне сигналят водители автобусов. Иногда я даже не успеваю узнать человека. Но это очень приятно! Приятно, что не забыли. Значит, я оставила свой след, в их сердцах, пускай даже и незначительный.

Особенно интересно мы проводили профессиональный праздник — День работников автомобильного транспорта. В начале мероприятия мы всегда чествовали передовиков, ветеранов труда. У нас для них были ценные подарки, материальные поощрения. После этого уже начиналась праздничная программа для действующих сотрудников предприятия.

Кроме того, перед праздником, я организовывала соревнования водителей. Это было фигурное вождение автобусов. Для водителей создавали фигурную дорожку, по которой они должны были проехать, ничего не задев. Так сотрудники проявляли свое профессиональное мастерство. После они отвечали на вопросы по ПДД

Также мы организовывали соревнования среди бригад по мини футболу, перетягиванию каната. Радует, что в соревнованиях участвовали все. В конце октября-начале ноября, когда у же выпадал онег, мы устраивали лыжные гонки на 15-м км Байкальского тракта. Там же, на базе отдыха ИТФК, я организовывала для победителей баню, закупала продукты, напитки, накрывала столы для их чествования. Во время празднования каждый индивидуально награждался ценным подарком, либо поощрался материально. Все были очень довольны, и всегда ждали свой профессональный праздник. Поощрялись и лучшие бригады.

— Расскажите подробнее о поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Какую работу вы проводили в этом направлении?

— Всегда оказывали адресную помощь всем ветеранам ко Дню Победы. Мы всех знали поименно. 9 мая за каждым ветераном заезжал автобус, мы дарили им цветы, привозили к мемориалу, праздничные накрывали столы в зале, либо вывозили ветеранов на природу, где уже были накрыты столы, играла музыка. Мы пели песни, они вспоминали былое, делились с нами своим опытом. Было душевно и весело. К ветеранам, которые не могли, по состоянию здоровья, быть с нами, мы приезжали к ним домой с набором продуктов, какими-то необходимыми вещами или предметами. Я заранее знала что кому нужно. Оказывали и материальную помощь. Все оставались очень довольны. Посещения ветеранов Войны были организованы нами регулярно, в течение всего календарного года. Не забывали мы и своих ветеранов труда.

Хочу еще сказать, что для своих работников, а также их близких членов семьи мы организовывали похороны. Предприятие предоставляло транспорт, договаривалось с кладбищем, материально помогало.

— Татьяна Николаевна, вы оказывали всестороннюю помощь сотрудникам своего предприятия. Скажите, а что было сделано именно для создания комфортной повседневной работы водителей?

— Это направление активно развивалось. Например, у нас был передвижной автобус-кафе. Транспорт подъезжал к водителям, которые работали на дальних маршрутах. В кафе они могли полноценно питаться, в том числе горячими блюдами. Там была плита для подогрева, а также умывальник. Кроме того, к автобусу был прицеплен туалет. Дело в том, что на некоторых конечных пунктах маршрутов уборной не было, поэтому такой туалет был как раз кстати. На территории предприятия функционировала стационарная столовая.

Для всех водителей был организован медицинский кабинет, где они проходили предрейсовые и послерейсовые осмотры. Еще существовал стоматологический кабинет, в котором обслуживались не только водители, но и члены их семей. У нас в штате был свой стоматолог. Также, по договору, другие специалисты оказывали медицинские услуги, например, услуги массажиста. Кроме того, у нас даже была своя парикмахерская. Любой работник предприятия и члены их семей, могли воспользоваться услугами парикмахера. Для удобства наших работников была организована стоянка личного транспорта.

Такие комфортные условия труда были обеспечены, в первую очередь, благодаря Рафаилу Мееровичу. Конечно, профком всегда помогал и поддерживал такие начинания. Рафаил Меерович сам начинал свой профессиональный путь с водителя, поэтому был неравнодушен к этой работе. Да и в целом он, повторюсь, был всегда вдохновлен на новые идеи. Наше предприятие оставалось активным не только внутри своих стен. Мы также зачастую участвовали в городской жизни, в том числе оказывали помощь городу.

— Действительно, со стороны пассажирского автотранспортного предприятия Nº4 была всесторонняя помощь. А были ли случаи поддержки местных жителей и властей? 

— Чтобы ни случилось, наше предприятие никогда не оставалось в стороне. Например, часто подтапливало Селиваниху. Мы предоставляли свои автобусы для эвакуации пострадавших людей, а также доставляли транспортом питьевую воду. Там же работало наше передвижное кафе, где могли принять пищу работники спасательных служб, правоохранительных органов и простые нуждающиеся люди. Аналогичную помощь мы предоставили при падении самолета "Руслан" в 1997 году. Также рядом с четвертым предприятием находится Ново-Ленинское кладбище. Здесь мы предоставляли помощь жителям, посещающим кладбище, в Радоницу.

Увеличивали количество рейсов и автобусов на маршруте. У кладбища мы организовывали буфет, функционировал туалет.

Годы работы в Иркутскавтотрансе вспоминаются мне, как разнообразная, насыщенная делами и событиями интересная часть моей жизни.

— Несмотря на активную деятельность филиала, в начале 2000-х годов произошла его ликвидация. Расскажите об этом процессе.

— Ликвидация всех трёх пассажирских предприятий и, соответственно, увольнение сотрудников началось в конце 2004 года. Я вошла в состав ликвидационной комиссии и была уволена в апреле 2005 года. До этого времени мы работали вместе с Рафаилом Мееровичем. На месте нашей четвертый базы создали новое предприятие, директором его стал бывший начальник из второго филиала. Он пришел на новую должность вместе со своей командой. С нами, прежним штатом, он не был знаком. Поэтому я с тех пор в Иркутскавтотрансе не работала.

— Но ведь кто-то из сотрудников предприятия все же остался? 

— Да. Остались водители, специалисты в отделе эксплуатации, бухгалтерия, в кадрах остался один человек. В целом, я благодарна всем, с кем довелось работать в системе пассажирского автотранспорта. Я по-настоящему узнала все трудности работы водителей, её сложность и ответственность, научилась ценить их труд. После ликвидации предприятия я работала руководителем кадровой службы в крупной торговой фирме. Там мне пригодился опыт работы с кадрами, в в том числе пройденное обучение по программе 1С. Конечно, программа со временем обновилась, и мне пришлось заново ее изучать. Но все же с определенными знаниями было легче. В торговой фирме я со временем стала коммерческим директором. Следующей ступенью моей трудовой деятельности был Парк-Отель "Бурдугуз", где я также работала руководилем кадровой службы. Затем работа в строительной компании. В настоящее время я проживаю в Грановщине, где являюсь сотрудником одного из магазинов.

Работу в МИУПАТП Nº4 я вспоминаю с теплотой. У нас было замечательное руководство. Благодаря ему я поняла, что жизнь всего коллектива, да и в целом предприятия, напрямую зависит от руководителя. Мы работали как одна команда. Постоянно делились друг с другом идеями о том, как что-либо улучшить, обновить в работе, в какое место отдыха съездить коллективом, как интересно провести мероприятие. Я благодарна всем, с кем довелось трудиться на этом предприятии.

190699
14
48