Подвиг танкостроителей. Танковая колонна Иркутский комсомолец

ИА IrkutskMedia публикует цикл историй о подвиге иркутских тыловиков в годы Великой Отечественной войны
Танк "Иркутский комсомолец"
Фото: ИА IrkutskMedia

2 июля. Весной 1932 года обширная территория, прилегающая к станции Иннокентьевской, становится строительной площадкой. В обстановке строжайшей секретности здесь началось одновременное сооружение двух крупных заводов Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР — авиационного и авторемонтного. Под кодовым названием "стройка № 4" стали возводить Государственный авторемонтный завод №104 — один из первых заводов, предназначенных для ремонта автобронетехники забайкальских и дальневосточных воинских формирований. Строители сталкивались с постоянными трудностями: нехватка квалифицированных рабочих кадров и строительных материалов, суровые сибирские зимы. Но ничто не могло остановить сооружение заводских корпусов. Уже к 1-му мая 1934 года завод был сдан в эксплуатацию — раньше намеченного срока. О вкладе тружеников завода во имя Великой Победы — читайте в материале ИА IrkutskMedia.

Материал подготовлен совместно с проектом "Тыловики.рф", в котором редакция продолжает цикл историй о подвигах иркутских тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. 

Первой в ремонт на ГАРЗ №104 прибыла партия автобронетехники из Забайкальской группы войск: 3 танкетки Т-27, 3 танка Т-26, 20 автомобилей АМО-3 и 14 автомобилей ГАЗ-АА. 

Практически сразу после поступления техники заводчанам пришлось решать непростые технические и организационные проблемы. К началу работы завода многие цеха не были укомплектованы необходимым оборудованием, а обеспечение инструментального цеха определялось в 6% от требуемого количества станков. С такими обескураживающими недочетами ГАРЗ №104 приступил к ремонту автобронетехники.

Испытания первого танка оказались неудачными: из-за неисправности карбюратора произошел пожар, а поскольку мотор работал на авиационном бензине, огонь был очень сильным и техника выгорела полностью. Когда его потушили, выгоревший танк трактором отбуксировали на завод. В тот же день сняли мотор, коробку передач и всё тщательно отмыли. Затем полностью разобрали мотор и, работая день и ночь, танк вскоре собрали и сдали уже без приключений.

Предвоенные годы

Конец весны и лето 1939 года прошли в обстановке растущего обострения международной обстановки. В это время японские войска напали на Монгольскую Народную Республику. Тяжелые бои в пустынной местности на берегах реки Халхин-Гол продолжались с мая до конца августа 1939 года и увенчались сокрушительным разгромом императорских частей японской армии. 

Упорные сражения развернулись в районе Баин-Цаган, в котором с обеих сторон участвовало около 400 танков и бронемашин. После окончания войны поврежденные танки восстанавливали в танковых частях, и некоторое количество — на авторемонтном заводе №104. 

Вместе с поврежденной техникой в Иркутск прибыли демобилизованные танкисты, участники боевых действий, и поступили на завод слесарями-сборщиками в танкоремонтный цех. 

Великая Отечественная война и слияние с авиационным заводом №125

В начале января 1941 года соседний авиационный завод №125, согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР, приступил к освоению серийного производства новейших пикирующих бомбардировщиков Пе-2. 

В целях ускорения выпуска самолётов авторемонтный завод приступил к выполнению ряда заказов для этого самолета. Авиастроителям требовались изделия чугунного литья, стальные детали, получаемые механической обработкой. 

С началом Великой Отечественной войны уже 27 июня 1941 года авторемонтный завод ГАРЗ №104 со всем оборудованием, жилищным фондом и личным составом передается авиационному заводу №125. 

Одновременно приступили к организации новых цехов авиационного производства — крыльевого, фюзеляжного, механического, горячего, литейного, покрытий, заготовительно-жестяного и деревообрабатывающего. 

В сентябре 1941 года директор авиационного завода № 125 И.Б. Иосилович докладывает наркому авиационной промышленности А.И. Шахурину: "Объект №4 (бывший завод №104 Народного Комиссариата Обороны) полностью нами освоен и уже выпускает крылья бомбардировщика Пе-2".

Танковая колонна "Иркутский комсомолец"

В первые же месяцы Великой Отечественной войны в тылу началось патриотическое движение по сбору средств на строительство вооружения для фронта. Народные пожертвования на постройку танков, самолетов, артиллерии были серьёзным дополнительным источником для повышения технической оснащенности Красной Армии.

По сведениям иркутского историка профессора И.И. Кузнецова, зачинателями сбора средств в Иркутской области выступили комсомольцы завода тяжелого машиностроения им. В. Куйбышева. Заработанные на воскреснике 16 ноября 1941 года средства они решили внести на постройку танковой колонны и дать ей имя "Иркутский комсомолец". 

Пленум Иркутского обкома ВЛКСМ поддержал инициативу "куйбышевцев" и призвал всех комсомольцев последовать их примеру. В Иркутском госбанке открыли специальный счет, на который и поступали средства на танки. Уже к 23 декабря 1941 года на счету было 1 163 000 рублей, а к апрелю 1942 года — почти 2 843 000 рублей.

Комсомольцы и молодежь Иркутского авиационного завода №39 во главе с комсоргом С. Левиковым не только поддержали этот почин и стали перечислять в банк свои однодневные заработки, но и выступили со встречным предложением: не снижая плана выпуска боевых самолетов, построить танковую колонну у себя на заводе. 


Больше танков, противотанковых ружей и орудий, самолетов!. Фото: Восточно-Сибирская правда, 1941. — № 289 (7 дек.). Агитационные плакаты — Иркутская область, 1941-1945

Танковую колонну предполагалось строить на базе бывшего авторемонтного завода ГАРЗ №104, который в основном уже был перепрофилирован и в статусе филиала авиазавода выпускал самолетные агрегаты. Однако здесь еще оставалось кое-что от прежнего оборудования, некоторый задел запасных частей из ремонтного фонда танков БТ-5 и Т-26, а также альбомы чертежей на эти боевые машины.

Для постройки колонны в первую очередь привлекались специалисты, ранее занимавшиеся ремонтом танков на ГАРЗ №104, а также комсомольцы и молодежь, прошедшая армейскую службу в танковых частях.

Участники постройки танковой колонны А.И. Денисевич и И.Т. Петров вспоминали, что к началу работ провели тщательную ревизию имеющихся запасных частей для танков. В наличии оказалось 8 новых бронекорпусов танков БТ-5 и 4 — танков Т-26, а также несколько требующих ремонта двигателей М-5, коробок передач и редукторов привода колесного хода, радиаторы и некоторые другие механизмы ходовой части. Недостающие части пришлось приобретать на складах воинских частей Забайкальского военного округа. Немало деталей изготавливали заново в механических цехах авиационного завода. 

Участок общей сборки организовали в здании, где ранее находился танкоремонтный цех. Сюда трактором затаскивали корпуса танков, навешивали двигатели, устанавливали трансмиссию, ходовую часть, механизмы управления, монтировали электрооборудование. Завершали сборку установкой вооружения.

Вскоре стало известно, что решением ОК ВКП(б) колонна танков включена в состав эшелона с подарками от Иркутской области для бойцов Западного фронта к Первомайскому празднику. Отправление эшелона намечено было на 12 апреля, начальником его назначен секретарь ГК ВКП(б) М. Водопьянов. В состав делегации иркутян входили представители комсомола города и области.

Мастер Зырянов на башнях готовых танков старательно вывел белой краской надпись "Иркутский комсомолец". За три дня до указанного срока завершилась сборка танка "Зоя Космодемьянская". Готовые танки установили на восьми платформах. 12 апреля после торжественного митинга, на котором провожающие просили передать фронтовикам наказ — крепче бить фашистов и заверить их, что тыл не подведет, эшелон с "подарками" отошел от центрального вокзала Иркутска. 

Вторая колонна танков с названием "Иркутский комсомолец" в составе двадцати танков Т-34 и двух Т-70 строилась в Нижнем Тагиле и в марте 1943 года была передана 237 танковому полку. Танки сражались на Курской дуге, у Ольховатки и Понырей. Заместитель командира полка В.Д. Михеев с похвалой отзывался о танках. На это строительство заводчане тоже перечислили немалые денежные средства.

В 1966 году иркутским комсомольцем Ильей Иннокентьевичем Кузнецовым была высказана мысль об увековечении памяти патриотических дел иркутских комсомольцев в годы войны. Идея была поддержана Николаем Францевичем Салацким — председателем исполкома Иркутского горсовета.

Решено было соорудить памятник — танк на углу улиц Декабрьских Событий и 1-й Советской, для чего выделили часть территории бывшего парка усадьбы Сукачева.


Иркутянин Михаил Соколов на танке Т-34 дошел до Берлина. Фото: Эдгар Дмитриевич Брюханенко, 1985 год

Для установки танка на высоком постаменте, как в других городах страны, уже не было времени, поэтому выбранную площадку немного приподняли и замостили каменными плитами. 

Оказалось, что спустя годы танки БТ-5 или Т-26, входившие в состав первой танковой колонны "Иркутский комсомолец", найти было невозможно. Поэтому на площадке решили поставить танк Т-34, поскольку этими машинами в основном была вооружена 2-я одноименная танковая колонна иркутян.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость