9 октября. Цифровая экосистема МТС при помощи платформы для онлайн-коммуникаций, обучения и совместной работы МТС Линк провела исследование* осведомленности россиян о возможностях технологии DeepFake (дипфейк). Больше половины опрошенных жителей Сибирского федерального округа (62%) отметили, что не знают, что такое дипфейк, пишет ИА IrkutskMedia.
Аналитики МТС выяснили, что лишь 38% респондентов из Сибири не "знают, что такое дипфейк", при том, что 62% опрошенных с феноменом лжеконтента, созданного с помощью нейросетей, не знакомы. При встрече с дипфейками в сети лишь 8% жителей СФО не смогли распознать их ни в одном из случаев, зато 92% хотя бы единожды отличили поддельный контент от реального.
В основном аудитория взаимодействовала с дипфейками в виде развлекательного контента в интернете (69%) или рекламе (27%), но есть и те, кто сталкивался с разными видами социальной инженерии. В 19% случаев мошенники имитируют руководителей и коллег респондентов, еще в 19% — известных личностей, в 12% — друзей и родственников.
Чаще всего в Сибири с попытками кражи данных с использованием образа коллег сталкиваются представители крупного бизнеса (31%), более того, такие компании предупреждают о дипфейках в работе чаще остальных. В микробизнесе, а также малом и среднем бизнесе такие атаки встречаются немного реже (15%, 22% и 26% респондентов соответственно). Мошенники, использовавшие дипфейки для имитации коллег и руководителей респондентов, связывались с ними в общедоступных мессенджерах. Самый любимый среди мошенников сервис — Telegram (18+), его использовали в 100% подобных атак.
"Мошенники постоянно придумывают новые способы обмана. Так, было заблокировало почти 10 млн подозрительных звонков, а в интернете определить мошенников стало ещё сложнее, в том числе отличить дипфейк от реального человека. Важно регулярно напоминать о новых схемах, чтобы люди не попадались на уловки. Для защиты корпоративных данных лучше разделять личные и рабочие переписки: если общение идет только через корпоративную платформу, то вызов в Telegram от "начальника" сразу вызовет подозрения", — рассказал директор МТС в Иркутской области Константин Зимин.
*В исследовании приняли участие 1000 респондентов из городов России. Опрос проводился в сентябре 2025 года.