30 апреля 2014. На безопасном уровне сейчас находится государственный долг Иркутской области. Решения, которые приняты в Иркутской области в части корректировки бюджета, укладываются в требования бюджетного законодательства, то есть дефицит не превышает установленной величины. Так считает член Совета Федерации от Иркутской области Виталий Шуба. По его мнению, в целом, ситуация по консолидированному бюджету субъектов РФ, сегодня очень тревожная: дефицит составляет порядка 650 млрд рублей, государственный долг – 2,2 трлн рублей. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
Общероссийский фон
Ситуацией с региональными бюджетами обеспокоились федеральные власти. Рост промышленного производства в 2013 году зафиксирован в 55 субъектах РФ, рост сельскохозяйственного производства – в 49 субъектах, положительная динамика кредитования юридических лиц – в 71 регионе, рассказал министр регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев на заседании коллегии министерства.
Состояние бюджетной системы в субъектах Федерации, по словам Игоря Слюняева, вызывает определенную тревогу. На 13% сократились по итогам 2013 года поступления по налогу на прибыль, а в пяти регионах это снижение составило более 40%. С 1,4 трлн рублей в 2012 году до 1,7 трлн рублей в 2013 году вырос государственный долг регионов. С учетом муниципальных бюджетов консолидированный долг превысил 2 трлн рублей. До 12% сократилась доля капитальных вложений в общем объеме расходов консолидированных бюджетов. Так, в Ульяновской, Владимирской, Саратовской, Мурманской, Архангельской областях, Республике Карелия доля капвложений в 2013 году составила менее 6%.
- Я жду по первому кварталу отчета от Управления федеральной налоговой службы РФ по Иркутской области, для того, чтобы понимать, какие есть тенденции. Но уже сейчас понятно, что, во-первых, есть негативные тенденции по налогу на прибыль, т.е. начиная с 2013 года идет падение по налогу на прибыль. В Иркутской области по прошлому году порядка 13%. Но эта тенденция общероссийская, - отметил сенатор от Приангарья.
По данным Минфина на 1 апреля, пишут "Известия", лидерами по росту госдолга в Сибирском федеральном округе: Омская область — 29,6 млрд рублей (24,6 млрд), Кемеровская область — 41,5 млрд рублей (36,5 млрд). По-прежнему субъектом РФ с самым высоким внутренним госдолгом остается Москва — 160,8 млрд рублей. Однако с декабря ей удалось сократить его почти на 15 млрд рублей. Наметилась тенденция к сокращению в Тверской области — 22,7 млрд рублей (26 млрд), Самарской области — 39,6 млрд рублей (42,2 млрд), Санкт-Петербурге — 18,6 млрд рублей (20,6 млрд). Практически все остальные регионы, за исключением Ненецкого автономного округа, который вообще не имеет долгов, продолжали брать новые кредиты.
Среди регионов, с наибольшей скоростью приближающихся к банкротству (их долг уже превысил собственные доходы), Чукотский автономный округ — в расчете на одного жителя сумма долга составляет 272 тысяч рублей, Мордовия — 34,5 тысяч рублей, Белгородская область — 29,7 тысяч рублей, Вологодская область — 29,5 тысяч рублей, Краснодарский край — 25,6 тысяч рублей, Смоленская область — 25 тысяч рублей, Костромская область — 23,2 тысяч рублей, Рязанская область — 22,9 тысяч рублей, Саратовская область — 20,3 тысяч рублей.
Долги регионов продолжают расти, несмотря на предупреждение правительства РФ о готовности отправлять в отставку чиновников, которые закредитовывают свои территории. Эксперты считают, что меры, предлагаемые для исправления ситуации, неэффективны и вскоре регионы могут начать объявлять себя банкротами.
"Рост госдолга в целом по стране продолжается в связи с тем, что объем социальных обязательств, взятых регионами, в том числе для выполнения указов президента, превышает рост собственных доходов, пояснил "Известиям" тенденцию увеличения долгов губернатор Кировской области Никита Белых.
В Совете Федерации, по словам сенатора Виталия Шубы, создана рабочая группа, которая изучает ситуацию, делает ее анализ. На сегодня, по мнению сенатора, увязываются две вещи: спад в экономике в целом по РФ. Те темпы роста, которые планировались в 2013 году не выполнены, и по 2014 году ситуация примерно такая же. И вступление в действие еще в 2012 году закона о консолидированной группе налогоплательщиков.
- С одной стороны мы добивались, чтобы эти законы были приняты, говорили о трансфертном ценообразовании, и позиция эта сегодня не меняется, казалось бы законы дают именно справедливое распределение налога на прибыль по субъектам РФ. Принцип такой: там, где работает бизнес, где возникает прибыль, там и должны выплачиваться налоги. К сожалению, по налогу на прибыль ситуация такая, что этот налог не привязан жестко к уплате по месту ведения бизнеса. Он платится в основном по месту нахождения головного офиса. И уже соответствующими соглашениями компании с регионами выплачивают налог на прибыль. То есть это уже зависит от усилий, исполнительной власти субъекта федерации, от взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. На мой взгляд, это не правильно. Схема должна быть понятной и прозрачной: ведешь бизнес, зарабатываешь на наших ресурсах, то, пожалуйста, где возникла прибыль, плати налог в соответствии с российским законодательством, - подчеркнул Виталий Шуба.
Кроме того, по словам сенатора, президент России в своем послании 12 декабря прошлого года сказал, что государство не будет оказывать режима благоприятствования тем компаниям, которые работают через оффшорные зоны.
- В этом направлении сегодня ведется большая работа, готовится соответствующий законопроект, который уже у бизнеса вызывает неоднозначную реакцию, в том числе вот сегодня на экспертизе находятся шесть законов, которые подготовлены нами в Совете Федерации. В ближайшее время они будут обнародованы, - отметил член СФ.
В Иркутской области пока тревоги нет
На 3,9 млрд рублей увеличилась расходная часть бюджета Иркутской области на 2014 год, причем 1,3 млрд. из этих средств – это целевые поступления, в основном из бюджета РФ Соответствующее решение в окончательном чтении приняли депутаты на заседании Законодательного собрания региона.
- Говоря об областном бюджете, я еще раз обращаю внимание, что в целом он зависит от роста экономики, поскольку знаю, что Иркутская область довольно активно занимается этой темой, добивается роста экономики, принимает соответствующие решения, в том числе по использованию Иркутской областью права на льготу по налогу на прибыль, имея ввиду, что мы получим отдачу. Тяжелое, с одной стороны, решение, сегодня недополучаем, но за счет того, что экономика растет, в следующем году и последующие годы будем получать весомую добавку. То есть мы восполним то, что потеряли и от роста экономики еще получим и плюс, - считает Виталий Шуба.
Сенатор обратил внимание на то, что Совет Федерации планирует принять постановление о предложениях СФ по формированию концепции федерального бюджета на следующий год.
- Когда считают налоговый потенциал территорий, для того чтобы определить объем дотации федерального бюджета, то его считают полностью и не учитывают то, что даются послабления, например, льготы по налогу на прибыль. Это не учитывается в налоговом потенциале территории, и снижаются дотации федерального бюджета. Я считаю, что это не правильно, и нужно поддерживать. И это предложение мы вносим в проект постановления, - подчеркнул Виталий Шуба.
По мнению Никиты Белых, для изменения динамики закредитованности субъектов Федерации федеральный бюджет должен пересмотреть межбюджетные трансферы регионам, чтобы у них оставалось больше собственных доходов, чем сегодня. "До тех пор пока львиная доля от налоговых поступлений регионов оседает в федеральном бюджете, а регионы потом за своими деньгами идут в Минфин с протянутой рукой, мы будем находиться в такой кризисной ситуации, — высказал "Известиям" свою точку зрения врио губернатора Орловской области Вадим Потомский".
- Иркутская область довольно активно сегодня работает по привлечению средств через участие в государственных программах, федеральных целевых программах. Из федерального бюджета субъектам РФ поступает в рамках государственных программ 85 субсидий на сумму 368 млрд рублей. Иркутская область участвует практически во всех программах. Ранее эта работа была упущена, сегодня мы наверстываем, и есть уже определенная отдача.
Напомним, правительственный час "О мерах, принимаемых правительством Иркутской области, по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Иркутской области" состоялся в ходе апрельской сессии Законодательного Собрания региона.
На 3,9 млрд рублей увеличилась расходная часть бюджета Иркутской области на 2014 год, причем 1,3 млрд. из этих средств – это целевые поступления, в основном из бюджета РФ Соответствующее решение в окончательном чтении приняли депутаты на заседании Законодательного собрания региона.
Поправки в бюджет в Заксобрание внес губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.
Напомним, ранее РИА IrkutskMedia сообщало о том, что свыше 1,2 млрд рублей может лишиться бюджет Иркутской области, если с 2015 года в местные бюджеты будет передано не менее 35% доходов от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Такое предложение внес Минрегион России. Об этом сообщили в министерстве финансов Иркутской области. Также напомним, что окончательно в третьем чтении был утвержден бюджет Иркутской области на 2014 год на заседании Заксобрания. Парламентарии совместно с правительством региона составили подробный план работы над главным финансовым документом региона.