10 июля 2014. Экс-депутаты Думы АМО готовы принять участие в очередном "заходе" в процесс объединения территорий - Ангарска и Ангарского района Иркутской области, своими планами они поделились с корр. РИА IrkutskMedia. Принятия закона Иркутской области недостаточно для проведения объединения Ангарска и Ангарского муниципального образования. Такая реформа не может быть инициирована правительством региона, инициаторами могут выступить либо депутаты вновь избранной Думы АМО, либо инициативная группа граждан. Правовыми аспектами возможного объединения поделился накануне первый зампред правительства Иркутской области Виктор Игнатенко на пресс-конференции. Решение об объединении могут принять только жители, для этого должно пройти голосование по правилам референдума.
Придется "навалиться" голосами
Виктор Игнатенко опроверг трактовку высказываний губернатора Сергея Ерощенко об объединении Ангарска и Ангарского района как существовании некого плана "серого дома". Как сказал первый зампред, такого плана, который будет навязан жителям города и района у правительства нет, для этого у органа исполнительной власти региона нет полномочий. Губернатор поддерживает идею объединения, но решение об объединении могут принять только жители. Процесс может быть инициирован только после обретения АМО полноценного органа представительной власти. Инициировать же реформу могут как депутаты, так и инициативная группа жителей. Для этого должно пройти голосование по правилам референдума. Причем, должны быть соблюдены жесткие правила. То есть в голосовании должно принять участие более половины зарегистрированных избирателей, из которых для положительного решения вопроса об объединении должно проголосовать более 50%. Причем, речь идет о совокупном числе голосов жителей Ангарска и трех муниципальных образований: Мегетского, Одинского, Савватеевского. На завершающем этапе на региональном уровне должен быть принят закон Иркутской области о преобразовании муниципальных образований. Однако не все депутаты и политики, по словам Игнатенко, понимают все механизмы возможной реформы.
"Ни Законодательное собрание Иркутской области, ни губернатор, ни правительство Иркутской области самостоятельно эти решения не вправе принимать. Понятно, что согласно федеральному законодательству, должен приниматься закон Иркутской области об образовании нового МО.
А процедура следующая. Во-первых, самый ключевой момент. Решение о преобразованиях могут принять только жители. Должны быть проведены голосования по правилам референдума. По-простому мы их называем референдумами. В самом городе Ангарске и в трех сельских муниципальных образованиях, которые расположены в районе. Это Мегетское, Савватеевское и Одинское образования. Если жители скажут "да" в Ангарске и этих муниципальных образованиях, тогда они принимают решение об этих преобразованиях. Дальше уже дело техники, каким образом это юридически оформляется", - рассказал Виктор Игнатенко.
Экс-депутат Думы АМО, общественный деятель, адвокат Вячеслав Иванец дополняет высказывание Виктора Игнатенко словами о том, что залогом решения проблемы фактического двоевластия является избрание вменяемого состава районной Думы и адекватного мэра района, чтобы решение не могли заблокировать противники реформы, которыми могут стать сторонники беглого мэра Ангарска и экс-мэра Ангарского района Владимира Жукова.
- На мой взгляд, проблема двоевластия не была решена в Ангарске в 2012 году, когда был проведен референдум, на котором 80% жителей Ангарска проголосовали за решение проблемы двоевластия, только потому, что это не было выгодно мэру Владимиру Жукову. Поэтому залогом решения этой проблемы является избрание вменяемого состава районной Думы, в котором будут находиться не активисты типа Владимира Жукова, или его сына, которые в силу протестных настроений людей попали случайно в Думу, а будут находиться профессионалы, которые разбираются в вопросах муниципального управления, муниципального права, и в том числе, готовые работать над вопросами объединения, - рассказал Иванец.
Адвокат напомнил, что в 2012 году ряд депутатов Думы АМО сначала выполнили обещание вернуть прямые выборы мэра района, потом они же дважды заявляли и вносили в Думу на голосование вопрос о том, чтобы провести референдум в поселках района по объединению территорий.
- Мы сами разработали полностью комплект документов, но "жуковское" большинство на тот момент их заблокировало. Жуков не дал провести объединение. То есть должен вменяемый, разумный и имеющий контакты с областью глава района, с одной стороны. И должен быть представительный орган такой же – вменяемый, профессиональный, избранный населением, которое понимает, что там должны работать профессионалы. Именно об этом, на мой взгляд, ведет речь губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, - считает Вячеслав Иванец.
Экс-депутат Думы АМО Дмитрий Надымов также напомнил о "заходах" в процесс объединения территорий в 2011 и в 2012 годах. По словам бывшего парламентария, в решении вопроса об объединении в разное время принимали разные силы. Надымов также ссылается на противостояние "жуковского блока" в этом вопросе.
- Я дважды в Думе выносил вопрос. Один раз дело дошло до голосования на внеочередном заседании Думы, где проголосовали депутаты так называемого блока Жукова. Проголосовали против. Один раз, когда мы выносили на внеочередное - господин Медко, глава действующей администрации написал отрицательную резолюцию и не согласился подписать совместное выдвижение на голосование. Дело в том, что по закону инициатива о выдвижении проведения референдума должна проходить и от депутатов, и от главы. Тогда Медко отказался поставить подпись, - рассказал Дмитрий Надымов.
Напомним, индивидуальный предприниматель Павел Жуков – сын беглого мэра Ангарска и экс-мэра АМО Владимира Жукова, находившегося в федеральном розыске и обнаруженного в Белоруссии, "замахнулся" на мэрство и принял участие в предварительном голосовании "Единой России". Также в список вошли еще четыре человека. Выиграть праймериз Жукову-младшему не удалось, правда, взять "серебро", пусть и со значительным отрывом более чем в 3 тысячи голосов, ему удалось. Победителем "мэрских" праймериз в Ангарском районе стал генеральный директор ЗАО "Стройкомплекс" Сергей Петров.
Однако эксперты не исключают, что Жуков-младший продолжит борьбу за мэрское кресло. Напомним, 34-летний сын находящегося под следствием Владимира Жукова, ожидающего экстрадиции из Белоруссии, успел побывать депутатом"распущенной" Верховным судом РФ районной Думы, приобрести опыт участия в депутатских "демаршах", "засветиться" в ДТП с участием отца-мэра. Членство в ЕР самого Жукова приостановлено 14 мая после возбуждения уголовного дела
Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, всего в Думу АМО 14 сентября 2014 года выберут 15 депутатов – по 5 в каждом из 3 округе. в открытом предварительном голосовании по определению кандидатов для дальнейшего выдвижения кандидатами в депутаты Думы АМО приняло участие почти 3,5 тысячи избирателей. По первому многомандатному избирательному округу в пятерку лидеров вошли директор школы № 24 Александр Чикишев, главный технолог завода масел ОАО "АНХК" Константин Зеленский, помощник депутата Законодательного собрания Иркутской области Олег Антипенко, начальник цеха ТЭЦ-9 Марина Кныш и ведущий специалист ОАО "АНХК" Екатерина Никульникова.
По второму многомандатному избирательному округу в тройку лидеров вошли: врач ООО "Мой доктор" Александр Городской, директор МОУДО клуб "Русич" Николай Беляев, технический директор участка тепловых сетей ТЭЦ-9 ОАО "Иркутскэнерго" Павел Боровиков.
По третьему многомандатному избирательному округу в тройку лидеров вошли:инженер по ГО и ЧС отдела мобилизационной подготовки ОАО "АЭХК"Денис Ягодзинский, главный специалист аппарата главы администрации Ангарского муниципального образования Анна Шадрина и главный врач ООО ЦПМ "Планета здоровья" Татьяна Лахман
"Забыть нельзя помнить" о жителях
На необходимость большой предварительной работы перед инициированием процесса объединения обратил внимание Виктор Игнатенко. Продуманная схема объединения, грамотно подготовленные документы, грамотные формулировки для проведения голосования, отдельные для каждого поселения, четкие коммуникации с жителями с объяснением всех деталей процесса, донесением всех плюсов, минусов и возможных рисков – на эти факторы указал первый зампред. Формулировки для проведения голосования в городе Ангарске и трех сельских муниципальных образованиях должны отличаться.
"Формула успеха преобразований – обеспечение прав граждан сельских поселений. Политики забывают об этом, а жители не все понимают. Никто ангарчан в "светлое будущее" не поведет", - считает Виктор Игнатенко.
Первый зампред отметил, что неверно думать, что прошлая реформа МСУ в Ангарском районе имела только отрицательный эффект.
"Нельзя думать и представлять, что в результате тех реформ местного самоуправления, которые состоялись, по городу Ангарску, ее можно оценивать в отношении, скажем, с точки зрения интересов жителей только негативно. Да, по району и городу есть проблема – дублирование органов, дублирование функций. Там есть два бюджета, причем в городе Ангарске бюджет профицитный, в Ангарском районе он дефицитный. К кому идти, какие вопросы решать, плюс наличие на небольшой территории вот этих органов местного самоуправления, и конфликты, и другие моменты. Но мы не должны забывать, что жители как раз Савватеевского мунициплаьного образования, Мегетского, Одинского – они от этой реформы выиграли. Впервые в их истории там бюджеты появились, избраны представительные органы, у них есть определенные права", - сказал Игнатенко.
Также Виктор Васильевич обратил внимание, что не нужно забывать что жители трех муниципальных образований – это сельские жители, со своими нуждами и вопросами – земельными, вопросом пастбищ, тарифами за электроэнергию, которые в сельской местности ниже, чем в городе. По мнению Игнатенко, статус сельских поселений должен остаться прежним.
"При проведении этих преобразований должны быть гарантированно соблюдены права жителей вот этих трех сельских муниципальных образований. И на это и нацелено наше законодательство. Если людям не объяснять, а зачастую у нас риторика идет такого плана: объединим город Ангарск и район, будет один город и больше ничего не будет. И будут вот эти три поселения – там же тоже живые люди живут, а с ними мало кто консультируется, советуется. Они из средств массовой информации получают такую информацию. Их это травмирует. И конечно, они скажут: "А наша судьба какая? Мы будем жителями города Ангарска единого?". Они побывали такими жителями", - рассказал Виктор Игнатенко.
Экс-депутат Дмитрий Надымов говорит о том, что жители Ангарска и района понимают необходимость проведения преобразований.
- Я хотел бы сказать, что мы здесь на территории в Ангарске и в районе понимаем необходимость таких преобразований и, во-первых, к чему они понятно. И как я уже говорил, нужна помощь, нужно активное вмешательство, нужен анализ юридический и нужно содействие областного правительства. Потому что, в конце концов, мы знаем, что окончательное решение за депутатами Законодательного собрания, - считает Дмитрий Надымов.
Действительно, финальную точку в процессе объединения должно поставить Заксобрание Иркутской области, приняв областной закон о преобразовании муниципальных образований. Это подтвердил Виктор Игнатенко. Также зампред не раз повторил, что правительство готово оказывать консультационно-правовую помощь в процессе. Также он предостерег от совершения юридических ошибок, которые были сделаны при объединении Шелеховского района.
При этом Виктор Васильевич обратил внимание на то, что при инициировании преобразований следует предоставить жителям сельских образований вообще определиться, в какой район они хотят войти. Так, исторически Мегет относился к Иркутскому району. Одинск и Савватеевка ранее были в Усольском районе. Жители этих муниципальных образований могут принять любое решение, если они проголосуют за присоединение к другому району, в таком случае от районов достаточно будет решений представительных органов власти. У некоторых участников пресс-конференции возникло мнение о том, что при таком возможном самоопределении жителей сельских поселений, Ангарск рискует остаться отдельным городом без территории и возможностей для развития. Игнатенко отметил, что и такую вероятность необходимо учитывать и предусмотреть, возможно, изменение границ самого Ангарска.
Ринуться в бой с головой
Экс-депутаты, участвовавшие в предыдущих "заходах" в объединительный процесс, согласны снова "ринуться в бой".
- Я буду участвовать в этом процессе, я считаю, что много сделал в этот период и еще многое нужно сделать. И, если таким образом народ выскажется и поддержит меня и моих товарищей, то, конечно, мы будет работать над этим вопросом, - поделился планами Вячеслав Иванец.
Дмитрий Надымов также готов снова участвовать в процессе объединения Ангарска и АМО. По его мнению, реформа должна быть проведена в течение года, как и заявлял ранее губернатор Сергей Ерощенко. Также Надымов согласился с мнением Виктора Игнатенко о том, что без органа представительной власти никаких преобразований быть не может.
- Я хочу сказать, что став депутатом Думы, приложу все усилия для того чтобы провести преобразования. И думаю, что если состав Думы будет полным, если амбиции уступят место интересам территории, то этот состав Думы сможет сделать самую главную для себя задачу - выполнить объединение, - считает Надымов.
Также экс-депутат отметил, что поступающие "сигналы" от правительства области - это подспорье в процессе объединения, но не гарантия успеха.
- Речь идет о том, что только лишь силой энтузиазма, возможностями местных "аферистов", партий и движений конечно же не решить эту проблему. И хорошо, что на сегодняшний день правительство области, губернатор, Игнатенко дают сигналы, что заинтересованы в преобразованиях. Это, я бы сказал, половина дела. Потому что без их поддержки, без их вмешательства, без их непосредственного участия, любые преобразования непроходимы. Я вам говорю это ответственно, потому что сам был участником нескольких процессов. Один из них проходил как гражданин города Ангарска и мы формировали инициативную группу, но не могли пройти дальше заградительных барьеров. Дважды я был докладчиком и инициатором проведения депутатских слушаний выездных заседаний думы Ангарского муниципального образования по вопросам проведения референдума на оставшейся части территории – это Ангарск и Нижнеудинск, и в то время нам не хватило голосов, чтобы принять решение.
Напомним, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко положительно смотрит на процесс объединения в единый городской округ, который начался в Ангарском муниципальном образовании (АМО). "Ангарск и Ангарский район – это реальная территория, которая вселяет будущее в индустриализацию Иркутской области. И когда мы говорим о том, объединять или не объединять, на мой взгляд, как губернатора, управляемость, если бы это была единая территория, была бы только лучше. Все эти бесконечные выборные процессы, которые в Иркутской области перманентно существуют происходят в Иркутской области, они так или иначе зачастую уводят людей от реальных проблем – детей-сирот, малообеспеченных семей, социальных проблем, развития промышленности. Я думаю, что Ангарск должен быть основным объектом, инициирующим газификацию Иркутской области, основным объектом, который является инвестиционной площадкой для развития индустриальных проектов. Когда мы говорим об объединенной площадке, то она единая с единой энергоструктурой, дорожной инфраструктурой", - рассказал губернатор.
Процесс объединения в единый городской округ начался в Ангарском муниципальном образовании (АМО) в конце 2012 года. В поселениях провели публичные слушания, депутаты местных дум на заседаниях принимали решения - объединяться в единый округ или нет. Особенно плотно шла работа в администрации города Ангарска, которую после выборов 14 октября 2012 года возглавил бывший мэр АМО Владимир Жуков. Власти города решили объединить Ангарск и поселения в один городской округ, взяв в качестве примера Лысьвенский район Пермского края, куда за опытом ездили депутаты думы города. В успехе своего предприятия чиновники, судя по всему, уверены. По словам Владимира Жукова, жители района готовы к объединению, и власти надеются на понимание со стороны правительства Приангарья.