Бомба от нагара на посуде: кастрюли засияют до блеска
09:00
В Иркутске бывшие судебные приставы осуждены за мошенничество на 900 тысяч рублей
15:23
Частичное отключение электричества произошло в Свердловском районе Иркутска
15:01
От -5 до -32°С ожидается в Иркутской области на предстоящих выходных
15:00
Шесть человек осуждены за незаконную рубку леса с ущербом 11 млн рублей в Приангарье
14:56
Сотрудники ИЭСК проверяют майнинговые организации в Приангарье
14:45
Ремонт детского сада в Иркутском районе завершился только после вмешательства прокуратуры
14:40
В мировой День кино смотрим классику кинематографа (ОБЗОР)
14:02
Лауреатами "Нота До" стали 60 талантливых детей со всей Иркутской области и Кировска ЛНР
12:50
36-летний житель Иркутска получил срок за хранение наркотиков
12:39
В Иркутске разыскивают водителя, сбившего 41-летнего мужчину на "зебре"
12:15
В Приангарье принят закон о предоставлении соцвыплаты взамен земельных участков бойцам СВО
11:57
Первая защита дипломов по направлению "Горное дело" состоялась в ИРНИТУ
11:54
Черная Луна появится в небе над Иркутской областью в новогоднюю ночь
11:27
Прокуратура добилась переселения 198 жителей Усольского района из аварийного жилья
11:12
Посадите эти цветы в январе. Все лето будете наслаждаться шикарным видом
11:00

Константин Шаврин: Бизнесмены Иркутской области находятся в "зале ожидания"

Определенность уже есть в агропромышленном комплексе, считает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири
12 февраля 2015, 15:20 Бизнес Кризис-2019
Константин Шаврин  Предоставлено респондентом
Константин Шаврин
Фото: Предоставлено респондентом
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Предприниматели Иркутской области в нынешней ситуации экономического кризиса пребывают в подвешенном состоянии, считает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Константин Шаврин. Определенность, по мнению эксперта, есть только в агропромышленном комплексе — средства на сельское хозяйство не урезали ни в одном из бюджетов. О том, как предприниматели будут выживать в сложившейся непростой экономической ситуации, а также о вызовах и проблемах, с которыми бизнесменам предстоит столкнуться, рассказал в интервью корр. ИА IrkutskMedia Константин Шаврин.

- Константин Семенович, скажите, пожалуйста, как санкции повлияли на предпринимателей Иркутской области? Какие трудности сейчас возникают в малом, среднем, крупном бизнесе?

- Поскольку Иркутская область – это составная и неотъемлемая часть России, которая работает по российским экономическим законам, внутренние законы принимаются в развитие федеральных. Другого не дано. Если говорить о развитии предпринимательства, малого, среднего, крупного, то санкции – это только часть айсберга. Накопился целый комплекс проблем, который надо было системно решать раньше. Санкции – это как бы предел, стенка, дальше идти некуда, поэтому надо срочно принимать меры. При этом те наработки, которые были, например, год-два назад, уже не работают. Даже бюджет, который был принят в конце прошлого года, сегодня практически полностью пересматривается. Поэтому надо очень быстро реагировать не только на санкции, но и на изменения в экономике.

Россия интегрирована в международную экономику, и в условиях санкций не надо отгораживаться, нужно быстро рассмотреть, где мы можем изменить рынки. Президент в этом направлении очень активно работает, особенно в прошлом году. Он использовал буквально все, какие можно было, международные направления. Это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский союз, БРИКС, были организованы целевые и индивидуальные поездки. России нужны новые партнерские отношения. Сейчас стоит несколько задач. Первая – отыскать новых партнеров, вторая – посмотреть, что мы можем сделать сами в связи с санкциями. Да, мы вынуждены были отказаться от определенных поставок. Но мы же не можем, если нас бьют, подставлять спину.

На мой взгляд, федеральному правительству, раз мы предпринимаем какие-то политические и экономические шаги, надо было предвидеть ситуацию. К сожалению, этого не произошло, по этой причине все движение и затормозилось. Пока есть только разговоры о том, что будут приняты антикризисные меры, я пока не видел, какие меры приняты. На протяжении нескольких лет уже идет реорганизация российской экономики, однако фактически ничего не происходит. Сколько ни говори: "Халва, халва", во рту слаще не будет. Нужны действия, а не разговоры. Формула одна, другой пока никто не придумал в этом мире. Надо не выживать, не доставать последние деньги из кубышки, а создавать условия для развития предпринимательства и привлечения инвестиций. 

Сейчас пока все как в зале ожидания. Все экспортные, импортные, внешнеэкономические контракты зависли, потому что никто не знает, на какой отметке остановится рубль, по какому курсу заключать договоры. Поэтому пока не будет четких ориентиров, все так и будет находиться в подвешенном состоянии.

- Ожидается ли, по вашему мнению, закрытие небольших контор, мелких организаций?

- Конечно, они будут закрываться. С февраля начнут закрываться и мелкие, и средние, и крупные предприятия. Строительный комплекс, где работала привлеченная сила, уже практически "встал". Им, опять же, в соответствии с курсом рубля, надо удваивать заработную плату рабочим, но тогда и цена квартир будет совершенно другая. Она и так уже запредельная, строители просто не смогут продавать построенные квартиры. Хотя там еще есть ряд других вопросов, в частности, экологическая экспертиза. В итоге одно на другое наслаивается. Не надо копить эти проблемы, надо быстро на них реагировать и решать. Все же стройки стоят, и не потому, что нет бетона, цемента, просто люди уехали, их распустили до весны. Падающий спрос повлияет на работу и остальных предприятий.  

- В последнее время в стране произошел скачок доллара, сейчас он держится на довольно высокой отметке. Как вы считаете, что нас ждет, какие прогнозы? С тем условием, что цены в магазинах растут не по дням, а по часам.

- Сегодня никто не может сказать, где остановится рубль. Цены в магазинах будут установлены в соответствии с этим, хотели бы мы этого или нет. Можно было бы, к примеру, наценить то, что мы импортируем из-за рубежа, а то, что производится у нас, нет. Но сегодня это невозможно разделить, экономика сильно интегрирована. Сегодня в любой отрасли нашего производства есть составные части из-за рубежа. Если взять кур, то производители заводят инкубационные яйца, которых у нас нет, корма, которыми кормят и несушек, и бройлеров.

Прогнозировать сегодня сложно. В экономике должен быть фундамент, а его нет. Только сумасшедший сейчас может брать кредиты под производство или закупки под 25-28%. Это можно делать, заведомо зная, что никогда не вернешь. Никакая экономика этого выдержать не сможет.

Плюс климатические условия играют свою роль. Сейчас зима, а многие предприятия сезонные. Хотя сегодня существует много технологий, и можно работать круглый год, но есть определенные технологические процессы, которые можно вести только в летний период, в частности, в дорожном строительстве. К этому моменту предприятие должно накопить ресурсы, чтобы сделать бросок вперед. Деньги под это всегда брали в кредит.

- Если говорить об импортозамещении, об этом сейчас постоянно говорят на федеральном уровне. Что можно производить в Иркутской области?

Мы обсуждали этот вопрос. Импортозамещение надо было запустить сразу, как только объявили санкции. Нужно было прояснить, что можем, а что нет. Я понимаю, что надо уходить от воздействия из вне на нашу промышленность, на военно-промышленный комплекс.

При этом не надо все делать с нуля, нужно воспользоваться наработками. Зачем изобретать велосипед, если есть уже достаточно много моделей, которые эффективно работают. 

Импортозамещение вновь возвращает к вопросу о создании таких условий, чтобы из-за рубежа пришли инвесторы с новыми техническими идеями, которые бы вкладывали в российскую экономику деньги и работали.

При сегодняшних условиях, огромных рисках и ставках это, конечно, невозможно. Вместе надо всем садиться, работать. У предпринимателей есть опыт, за ними стоят реальные люди. Чиновникам надо собирать бизнес, рабочие группы и активно над этим работать. В правительстве должны быть данные, что мы сами можем сделать, без чего мы все равно не обойдемся.

Если коснуться сельхозпродукции, у нас есть "Янта", "Усольский свинокомплекс", "Белореченское" и другие предприятия. На ваш взгляд, нужна ли им какая-то реальная поддержка со стороны правительства?

- Самое главное, что средства, выделенные в бюджетах разного уровня на агропромышленный комплекс, сейчас не урезали. Сейчас на вывоз пшеницы ограничения наложили, потому что мы зерна продаем и вывозим больше, чем оружие. Надо сначала свой народ накормить, а потом уже вывозить куда-то. Поэтому, я думаю, в сельском хозяйстве президент и правительство среагировали очень быстро, и в этом вопросе определенность есть, а вот по остальным отраслям все в состоянии ожидания.

- Некоторые производители повысили цены на продукцию, объясняя, что подорожали сырье и упаковка в связи с резким повышением курсов доллара и евро…

- Я, конечно, не берусь говорить о том, какова цена упаковки в продукте, но она же не может быть 30%. Доля упаковки в конечном продукте может составлять 2-5%, иначе, смысла в этом нет. В прошлый кризис в Томской области открыли завод полимеров. По моим данным, он на 80% обеспечивает нашу промышленность.

Сейчас разрабатывается Ковыкта, на Дальнем Востоке целый ряд газоперерабатывающих предприятий, нужно здесь развивать газохимию, определиться, что мы сами можем производить, установить сроки запуска производства.

В 90-е годы китайцы покупали удобрения у Ангарского нефтехимического комбината. Сейчас это производство закрыто, потому что китайцы делают свои удобрения на новых технологиях, гораздо дешевле. Вот вам пример импортозамещения.

Если говорить о китайской экономике, она появилась не из сказки, все технологии привлечены с Запада, из Японии. Нам нужно поступить аналогично: создать такие условия, чтобы здесь было интересно работать инвестору. Нужно выработать четкую границу, где мы будем работать сами, а где необходимо привлечение инвесторов.

- Константин Семенович, в Иркутской области есть свой нефтеперерабатывающий завод, однако цены на бензин выше, чем в некоторых соседних регионах…

- Я бы обратил внимание на цену дизельного топлива. При переработке с единицы нефти бензины вырабатывается меньше, чем дизтоплива, однако почему стоимость последнего выше, никто объяснить не может.

Рынок, говорят, есть спрос. Но не надо же забывать, что вся сельскохозяйственная техника работает на дизельном топливе. Это основное потребление дизтоплива. Государство покрывает часть, но сама по себе ситуация нонсенс. Такого нет нигде, и не может быть, чтобы тот продукт, который дешевле по себестоимости, стоил дороже. Не все же определяется спросом! Практически на 70-80% нефтедобывающие, перерабатывающие предприятия государственные (контрольные пакеты находятся в руках государства), руководству этих предприятий не надо об этом забывать.

И потом, весной, как только начинается посевная, сразу происходит всплеск цены на горюче-смазочные материалы. С экономической точки зрения это совершенно необъяснимо.

- Остается ждать, как заработают антикризисные меры.

- Все участники рынка находятся в режиме ожидания, невозможно заключать контракты, если неизвестно, как будет вести себя рубль.

На мой взгляд, эти кукловоды, которые сидят за океаном, нащупали ниточку. Как только рубль начинает фиксироваться, они сразу за ниточку дергают. Нефть взяли и уронили, рубль опять "полетел". Они нащупали больное место и будут дергать постоянно за эту ниточку. Поэтому в первую очередь нужна стабильность в финансовом вопросе.

Мы говорим сегодня о санкциях, но кроме них столько всего надо решать. Мы работаем уже полгода в совершенно новых условиях. И на них надо очень быстро реагировать. 

Напомним, продукты питания, медикаменты и топливо стали основными направлениями мониторинга за ценами в правительстве Иркутской области. Цены на бензин в Иркутске продолжают падать. За последнюю неделю, со 2 по 9 февраля, снижение составило около 50 копеек. В настоящее время стоимость бензина марки Аи-92 на заправках города варьируется от 33 до 33,2 рубля. 

Тем временем стоимость некоторых импортных лекарств, которые стоили более 2 тысяч рублей, выросла в два раза в аптеках города. Повышение стоимости особенно коснулось людей, страдающих тяжелыми неврологическими заболеваниями. В среднем препараты из-за рубежа подорожали на 40%. Жители областного центра обзванивают аптечные сети в поисках скидок и специальных бонусов. Цены на лекарства везде разные. Меньше всего цены поднялись на отечественные лекарства. 

Что касается продуктов питания, то на 10% поднялась цена на колбасу Красноярской продовольственной компании, на 2-3% поднимет цены на колбасу Усольский свинокомплекс. Между тем многочисленные нарушения правил продаж обнаружила прокуратура в торговых сетях Иркутской области - Spar, "Слата", "Абсолют", "Вулкан", "Янта" и "Удача". В настоящее время решается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях. Кроме того, нарушения в установлении предельных надбавок на продукты питания выявлены в районах Крайнего Севера.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

За ценами на продукты, лекарства и топливо следит правительство Иркутской области

Цены на бензин в Иркутске снизились еще на 50 копеек

Стоимость некоторых импортных лекарств выросла в аптеках Иркутска в два раза

83835
14
50