Ежегодно хронический гепатит С уносит жизни порядка 0,5 млн человек во всем мире. В Иркутской области только за первое полугодие 2016 года хронический гепатит С был выявлен у 573-х человек, еще 26-ти был поставлен диагноз острого вируса гепатита С. При этом сегодня в России вся тяжесть по борьбе с распространением заболевания возложена на регионы, а на уровне федерации не существует программы по борьбе с гепатитом С, рассказал на конференции, организованной фармацевтической компанией AbbVie в Барнауле, кандидат медицинских наук, главный внештатный инфекционист главного управления Алтайского края по здравоохранению Валерий Шевченко. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Гепатит С является воспалительным заболеванием печени, вызываемым вирусом, передаваемым парентерально — через кровь или гораздо реже — половым путем. После попадания в организм вирус атакует печень, что приводит к ее воспалению и значительному повреждению. Несмотря на то, что гепатит С всегда прежде всего ассоциируется с заболеваниями печени, вирус может опосредованно негативно влиять и на другие органы, например, пищеварительную, лимфатическую, иммунную системы и даже головной мозг. При отсутствии лечения у значительного количества пациентов с хроническим гепатитом С возможно развитие цирроза, что в дальнейшем может привести к развитию неоперабельного рака печени.
Глобальное распространение вируса . Фото: Скриншот презентации с конференции
В настоящий момент носителями хронического вируса гепатита С в России являются 3-5 млн человек. В Иркутской области, по данным регионального министерства здравоохранения, в 2015 году был впервые выявлен 981 случай заболевания хроническим гепатитом С и 58 случаев заболевания острым вирусным гепатитом С. С каждым годом выявляемость новых случаев заболевания острой формой гепатита С в Приангарье снижается, а вот хронической – наоборот возрастает, причем чаще всего на поздних стадиях заболеваниях.
"Определить, когда человек заразился гепатитом С, практически невозможно, так как болезнь редко проявляется в манифестной форме, когда имеется множество клинических проявлений, сигнализирующих о болезни. Чаще пациенты обращаются с уже развившимся заболеванием, поэтому установить давность инфицирования практически невозможно. Можно только догадываться, где пациент заразился", — рассказала на конференции врач-инфекционист, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ НСО "Городская инфекционная клиническая больница №1" Новосибирска Яна Ульянова.
По оценкам медиков, реальное количество болеющих гепатитом С не только в России, но и по всему миру гораздо выше официальных данных. Коварство и опасность вирусного гепатита заключается в том, что он не имеет специфических симптомов. Человек может быть инфицирован годами и не знать об этом, при этом вирус постепенно разрушает здоровые клетки печени, заменяя их соединительной тканью, поэтому чаще всего заболевание диагностируется не на острой стадии, то есть в течение шести месяцев после заражения, а уже в хронической. При этом симптоматика такова, что на нее можно просто не обратить внимания: снижение аппетита, дискомфорт и боль в животе, недомогание, боль в мышцах и суставах, снижение настроения и депрессия, ухудшение памяти, внимания. Опасность заболевания усиливается из-за того, что большинство людей не проверяется на наличие вируса гепатита С в крови. Определить по общему анализу крови невозможно. Чтобы выявить вирус, необходимо сделать специальный анализ крови или слюны на антитела. Получить его можно в поликлинике при наличии медицинских показаний, однако можно пройти и в частном порядке за деньги. В среднем, цена анализа колеблется от 0,5 до 1 тысячи рублей.
"Если говорить о статистике заболеваемости хроническим гепатитом С не только у нас в стране, но и во всем мире уместно вспомнить феномен айсберга. Те цифры, которые мы имеем официально, получены в результате проведенных статистических анализов, — это лишь верхушка, то, что мы видим на поверхности, истинное же число заболевших — это основание айсберга, — мы можем только предполагать", — отметил Валерий Шевченко.
При этом важно отметить, что на сегодняшний день не существует вакцины против вируса гепатита С. Как отметил Валерий Шевченко, вирус очень изменчив, из-за этого организм человека, зачастую, не способен его своевременно распознать и уничтожить.
В обществе бытует мнение, что гепатит С – заболевание людей, ведущих маргинальный образ жизни, говорит Яна Ульянова. Однако статистика показывает, что сегодня гепатитом С болеет в основном трудоспособное население в возрасте от 20 до 40 лет. Причем заразиться может каждый. Так, вирус может попасть в организм с помощью частиц зараженной крови при выполнении косметических процедур, пирсинга, татуажа, маникюра или педикюра, при использовании чужих предметов личной гигиены, а также при медицинских манипуляциях, например, во время посещения стоматолога, в результате оперативного вмешательства или переливания крови. Достаточно даже невидимой глазу частицы зараженной крови, чтобы вирус попал в организм. Кроме того, иногда гепатит С может передаваться от зараженной матери к ребенку. Этот риск не так велик, поэтому врачи не рекомендует больным гепатитом С прерывать беременность. При этом существуют факторы, ускоряющие прогрессирование заболевания, такие как пожилой возраст, употребление алкоголя, ожирение, ослабленный иммунитет, мужской пол, заболевание гепатитом В или ВИЧ.
Пути заражения . Фото: Скриншот презентации с конференции
Безусловно, в лечении нуждаются все больные хроническим гепатитом С. Однако с учетом того, что последствия разрушительной деятельности вируса могут проявиться спустя 20 лет и более, сегодня медики вынуждены лечить в первую очередь пациентов с уже развитым фиброзом печени. Шансы получить бесплатное лечение у пациентов с первой или второй стадией фиброза гораздо ниже. Как объяснил Валерий Шевченко, дело в том, что в настоящее время борьба с распространением гепатита С ведется только на региональном уровне, а у большинства субъектов федерации достаточных средств на это нет. В связи с этим давно назрела необходимость создания единой федеральной программы по борьбе с гепатитом С, по аналогии с программой по борьбе со СПИДом, однако пока предпосылок создания такой программы в России нет.
С февраля этого года у регионов появились новые возможности — лечение пациентов с гепатитом С в условиях дневного стационара за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Как пояснили корр. ИА IrkutskMedia в Минздраве Приангарья, на текущий момент в регионе нет договоренности с ФОМС о приобретении лекарств для больных гепатитом С, находящихся на амбулаторном лечении, за счет средств фонда. Деньги на лекарственное обеспечение больных гепатитом С в Приангарье выделяются персонифицировано.
Между тем необходимость выделения бюджетных средств на лечение больных с хроническим гепатитом С стоит очень остро, отметили участники конференции. Несмотря на распространенное мнение, что с гепатитом С невозможно бороться, это не так. Практически со времен открытия вируса в 1989 году медики начали разработку препаратов против гепатита С. Была выявлена возможность бороться с вирусом интерфероном. С 1998 года для усиления эффекта от лечения вместе с интерферонами медики начали применять рибавирин. Такая схема лечения до недавнего времени была "золотым стандартом" при борьбе с гепатитом С, однако обладала рядом недостатков, среди которых ограниченная эффективность, не универсальность, длительный срок лечения, сложность алгоритмов лечения, плохая переносимость препаратов. На рубеже 2014 и 2015 годов фармацевтические компании представили лекарства нового поколения – препараты прямого противовирусного действия, которые в отличие от своих предшественников борются с самим вирусом, а не влияют на весь организм. Средний курс лечения стоит порядка 1 млн рублей.
Как подчеркивают медики, от заражения гепатитом С сегодня не защищен никто, поэтому для снижения рисков инфицирования нужно следовать простым правилам. Например, избегать использования чужих средств личной гигиены (бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток, эпиляторов), также следует избегать совместного употребления инъекционных наркотиков, использования нестерильного оборудования для пирсинга, татуажа в сомнительных салонах красоты или медицинских учреждениях, избегать небезопасных методов сбора и утилизации острых предметов, а также незащищенных половых контактов.