Проблемы лесных пожаров, незаконных вырубок и других нарушений в лесной сфере Иркутской области обсудили накануне, 9 апреля, активисты ОНФ, члены Общественного совета при ГУ МВД РФ Приангарья, представители правоохранительных органов, а также эксперты по проблемам экологии и защиты леса. На заседании прозвучали громкие цифры нарушений, и не менее громкие заявления. Правоохранители подготовили активистам свои предложения по улучшению ситуации, однако к единому знаменателю собравшиеся так и не пришли. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
В лесной сфере Приангарья сегодня существует ряд проблем, не решив которые изменить ситуацию в корне не получится, отметили представители правоохранительных ведомств региона. Так, по итогам прошлого года, только по официальной статистике незаконные вырубки леса нанесли ущерб порядка 3 млрд рублей, что в два раза больше чем в 2013 году. С начала текущего года ущерб от действий "черных лесорубов" составил около 750 млн рублей.
Основной проблемой региона сегодня является легкость, с которой можно сбыть незаконно заготовленную древесину. На территории Приангарья сейчас действует около 2 тысяч пунктов приема и отгрузки леса. В настоящее время к их деятельности у надзорных органов возникает множество вопросов.
Как ранее сообщало ИА IrkutskMedia, сегодня открыть пункт по приему и отгрузке древесины можно в любом удобном месте. Этим и пользуются недобросовестные предприниматели, которые оформляют пилорамы под видом подобных пунктов. В свою очередь отследить ворованный или законный лес проходит через каждую из таких "точек", нереально.
Для изменения ситуации, по словам замначальника отдела федерального государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах Агентства лесного хозяйства Иркутской области Натальи Тарбоковой, необходимо наделить лесных инспекторов правом проверять работу данных пунктов. Также необходимо изменение законодательства в части установления обязательных требований о наличии в пунктах приема и отгрузки древесины вести фото или видеонаблюдение, и по запросу контролирующих органов и муниципальных властей предоставлять эти данные. Кроме того, в регионе должна быть создана межведомственная комиссия, целью работы которой должны стать проверки целевого использования древесины собственниками.
После некоторого затишья в Иркутской области вновь стал возрастать объем санитарных рубок, рассказал собравшимся начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Приангарья Александр Кремзуков. При этом нередко под видом санитарных рубок, направленных на защиту лесов, осуществляется коммерческая заготовка древесины. В результате проверок прокуратуры был установлен ряд должностных лиц Агентства лесного хозяйства, которые отдали под санитарные рубки здоровый лес. В отношении подозреваемых возбуждены уголовные дела.
Ущерб леса от таких "оздоровительных" рубок составил несколько десятков миллионов рублей. В связи с этим, по словам Александра Кремзукова, требуется усиление ведомственного контроля за деятельностью сотрудников Лесхоза, ответственных за выдачу разрешительных документов на рубки. В свою очередь полиция должна более тщательно подходить к проверкам по сообщениям о незаконных санитарных вырубках леса.
"Не способствует пресечению преступлений и отсутствие взаимодействия между агентством лесного хозяйства, органами полиции и "Прибайкаллеспроектом" при анализе материалов инвентаризации лесов. Из "Прибайкаллеспроекта" в агентство регулярно поступают сведения по захламлению лесных участков и мест рубок, однако не все такие материалы охватываются натурными проверками. Контроль за качеством натурных проверок агентством должным образом не осуществляется, материалы натурных проверок в органы полиции передаются по истечении значительного периода времени. Соглашение о взаимодействии между этими ведомствами так и не подписано", - отметил представитель областной прокуратуры.
Настоящим бедствием 2014 года в Иркутской области стали лесные пожары, площадь которых по сравнению с 2013 годом увеличилась в 29 раз. Огнем были уничтожены объекты экономики и жилые дома в поселке Дальний. Нередко регистрировалось свыше 100 возгораний леса одновременно. В связи с этим был возбужден ряд уголовных дел в отношении должностных лиц лесничеств. Как отметил Александр Кремзуков, по итогам проверок установлено, что в связи с недобросовестно подготовленным агентством лесного хозяйства правовым актом, регулирующим порядок регистрации передачи данных о лесных пожарах, в разгар пожаров в Приангарье наступила неразбериха среди ведомств, ответственных за тушения, а также среди их сотрудников, рабочие полномочия которых не были четко прописаны. Также были выявлены предоставление должностными лицами недостоверных сведений о силах и средствам пожаротушения, нехватка техники в пожарно-химических станциях, а также укрытие данных о пожарах.
В настоящее время в регионе продолжается работа по нарушениям, допускаемым арендодателями лесных участков. По инициативе агентства лесного хозяйства с недобросовестных лесопользователей взыскивается задолженность по арендной плате. Также применяется судебная практика расторжения договоров с ненадежными лесопользователями. Применяются разработанные прокуратурой схемы реализации незаконно заготовленной древесины.
По словам начальника межрайонного отдела по выявлению правонарушений в лесопромышленном комплексе ГУ МВД РФ по Иркутской области Дмитрия Никифорова, повлиять на "черных лесорубов" может ужесточение наказаний за совершенные преступления. Кроме того, необходимо законодательно прописать пункт о невыдаче арестованной в лесу техники владельцам, которые, как правило, просто сдают ее в аренду и не являются фигурантами возбужденных дел. Также должны быть внесены изменения в статью 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений" для привлечения к уголовной ответственности всех участников процесса незаконной рубки. Однако самым главным изменение должно стать положение об изъятии древесины, находящейся в незаконном обороте, в пользу государства. На сегодняшний день, если не доказано, что древесина срублена незаконно, правоохранители фактически не имеют права на ее изъятие.
Как рассказала руководитель регионального исполкома ОНФ Елена Зубун, для защиты лесов "фронтовики" 17 марта провели первое совещание по проблемам экологии. Активисты предложили ряд мер, в том числе участие общественников в патрулировании и работе контрольных постов на въездах в Иркутск, а также заострили внимание на организованном в поселке Плишкино перевалочном пункте, куда массово съезжаются лесовозы с незаконно заготовленной древесиной. Кроме того, на заседании Центрального штаба ОНФ, прошедшего 11 марта в Москве, было принято решение о создании центров общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса.
Несмотря на прозвучавшие предложения представителей правоохранительных органов и экспертов, к единому знаменателю участники так и не пришли. Все предложения были переданы "фронтовикам" и теперь от них зависит, получат ли они дальнейшее продолжение.
Напомним, в 2014 году в Иркутской области сложилась катастрофическая ситуация с лесными пожарами. По данным Рослесхоза, в регионе сгорело около 1 млн га тайги. По данным агентства лесного хозяйства Иркутской области в 2014 году пожары уничтожили более 770 тысяч га.
Именно лесные пожары "вызвали" в Иркутскую область министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. На совещании в Иркутске он отметил неудовлетворительную работу по привлечению сил и средств для пожаротушения в регионе, в том числе позднее проведение аукционов на привлечение воздушной техники для патрулирования лесов.
В 2015 году Приангарье начало заранее готовиться к пожароопасному периоду. В частности, на совещании в правительстве 31 марта и.о. начальника Иркутской авиабазы охраны лесов Василий Панченко рассказал, что проведены почти все аукционы на привлечение самолетов к авиапатрулированию. На начало апреля назначено проведение двух последних аукционов. К концу марта сформированы 16 основных маршрутов авиапатрулирования.
Отметим, в связи с катастрофический ситуацией в лесной сфере в прошлом году в лесной сфере Приангарья прошли "кадровые чистки". На лесных пожарах "погорели" сразу два топ-чиновника – министр промполитики и лесного комплекса Алексей Климов и врио руководителя агентства лесного хозяйства Александр Кулахметов. Новый руководитель агентства был назначен 25 ноября, им стал Юрий Михайлов. От должности министра промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области в ноябре 2014 года был освобожден Кирилл Торопов. Отставка последовала в связи с утратой доверия. Впоследствии Кирилла Торопова арестовали на два месяца. Стоит отметить, что последний руководитель агентства лесного хозяйства Юрий Михайлов проработал на своем посту ровно три месяца. Он был назначен в конце ноября и ушел в отставку в конце февраля. За время своей работы Юрий Михайлов успел раскритиковать работу пунктов приема и отгрузки древесины в Иркутской области.
В связи с этим губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко внес изменения в структуру правительства. Так, министерство экономического развития и министерство промышленной политики и лесного комплекса объединены в одну структуру. В конце ноября лесные полномочия были переданы от министерства промышленности и лесного комплекса в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, которым сейчас руководит Олег Кравчук.
Ранее Сергей Ерощенко заявил, что наведение порядка в лесной сфере – ключевая задача полиции Приангарья. Важнейшей задачей совместной работы правительство региона и правоохранительных органов остается декриминализация экономики. Также за порядком в лесной сфере продолжит пристально следить правительство Иркутской области.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Глава Лесхоза Приангарья раскритиковал работу пунктов приема и отгрузки леса
На территории Иркутской области не зарегистрировано ни одного лесного пожара
Власти Приангарья проверят реализацию инвестпроектов крупных арендаторов леса в регионе