Доктор исторических наук, директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин стал гостем второго форума "Клуба публичной политики", который прошел накануне, 6 июня. Тема мероприятия: "Иркутская область в процессах международного сотрудничества: вызовы, реальность и возможности". Эксперт рассказал об основных экономических трендах, особенностях российско-китайских отношений и перспективах сотрудничества регионов Сибири и Дальнего Востока с Южной Кореей. Информационным партнером мероприятия выступило ИА IrkutskMedia.
О "повороте на Восток"
Совершенно очевидно, что в условиях ужесточения западных санкций все российские регионы, в хозяйственно-экономическом отношении, находятся в новом качественном состоянии внутренней перестройки макроэкономической структуры. Поворот на Восток начался задолго до санкций. Российско-китайские отношения начались с договора 2001 года. В этом договоре есть статья №9, она предусматривала взаимные консультации и другие меры, в случае угрозы одной из стран. В 2016 году Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление по поддержанию стратегической безопасности и стабильности в мире. Что это? Это элемент сдержек, но не российско-китайский союз. В ближайшей перспективе ни та, ни другая сторона на это не пойдет. Гибкий формат партнерства позволяет сохранить элементы союзничества, при этом не связывать руки в отношениях с какой-либо третьей стороной.
Почему Китай?
Почему именно КНР сейчас фактор системного влияния? Китай состоялся как новая экономическая, не военно-стратегическая, сверхдержава. Китай, де-факто, существует как вторая экономика в мире. Нравится или не нравится вам Китай, это медицинский факт
О китайско-американских отношениях
Для России это и вызов и определенные возможности. Геополитически, для РФ очень тревожно воспринимать китайско-американский спор. Многие американские военные эксперты, в ходе своих сценариев и прогнозов, описывают именно китайско-американский военный конфликт. В основном морской. Ни одного российско-американского я не встречал. Один факт: дело в том, что в случае гипотетического военного конфликта Китая и США, 12 американских подводных лодок в Южно-Китайском море могут нанести одновременный удар (разгонное время — полторы минуты) и китайская система ПРО не сможет, по техническим параметрам, определить его и дать ответный залп. У России такая система ПРО есть, у Китая нет. В случае такого маневра США может одним махом уничтожить 300 объектов на территории КНР. Но экономически Китай и США — это взаимозависимая пара с оборотом в 600 млрд долларов, которая не может разорвать свои отношения.
"Один пояс-один путь"
Часть российских экспертов говорят, что "Один пояс — один путь" — это катастрофа, китайская экспансия, тоталитарная зависимость от КНР, и так далее. Есть другая точка зрения: китайских вызов есть, но Россия может его использовать. Последний подход более прагматичен. Россию в эту инициативу силком никто не тащит. Не хочешь — не надо, но место России в этом проекте успешно займет кто-нибудь другой. Эту инициативу надо поддержать потому что Россия сейчас изолирована от запада. Нам еще не хватало изоляции с востока.
О регионах
Российско-китайская торговля дала 4% роста в 2016 году. В 2014-2015 годах был провал. Сегодня общий товарооборот более 61 млрд долларов, но российский экспорт из этой массы только 28 млрд долларов. То есть, мы остаемся с отрицательным, пассивным сальдо. Если мы возьмем региональный уровень — субъекты СФО и ДФО, то там прослеживается положительное сальдо. Экспорт традиционный — лес, сырье и прочее. Специфика СФО: доля Китая очень любопытна. У Алтайского края доля Китайского рынка в товарообороте субъекта — 21%. У Забайкальского — 79% — самая высокая доля китайского рынка среди субъектов. У Иркутской области 41,4%. По моим данным, "иркутско-китайская" доля торговли составляет примерно 2,6 млрд рублей.
О Южной Корее
В Южной Корее, и в экономическом, и политическом плане формируется новый тренд в связи с приходом к власти нового президента и его команды. Рассматривается возможность прокладки газопровода из Сибири в Южную Корею. Либо через КНДР, либо по морю, но это нюансы. Совершено очевидно, что есть новый южнокорейский тренд и его нужно использовать. Нельзя зацикливаться на Китае. Инвестиционно, для Сибирских и Дальневосточных регионов, это очень важно. Восток рядом, он многолик и в чем-то опасен, но с ним надо сотрудничать.
Напомним, первый форум "Клуба публичной политики" посетила доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. В начале выступления эксперт сказала, что намерена сделать три дела — показать то, на что власти региона влиять не могут, дать оценку экономике Иркутской области и представить пути решения проблем. Наталья Зубаревич выступила с критикой стратегии социально-экономического развития, однако отметила сильные стороны региона, которые нельзя игнорировать.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Три дела Натальи Зубаревич: Профессор МГУ прокомментировала стратегию развития Приангарья