Снегопады накроют местами Иркутскую область 5 декабря
14:55
Работы на электросетях проведут в части населенных пунктов Приангарья 5 декабря
22:06
Обзор самых популярных новостей за 4 декабря
21:00
Кадровый шок при рекордно низкой безработице: почему рынок труда буксует
20:19
В Иркутской области выявили случаи незаконной продажи алкоголя ночью
20:07
В Иркутске активисты "Единой России" и молодогвардейцы помогли приюту для животных
19:10
В ГД готовят удар по обидчикам — теперь за буллинг придется платить дорого
18:40
Газификация 352 домов завершается Братске в 2025 году
17:49
Ветеран СВО из Саянска стал педагогом по программе "Начальной военной подготовки"
17:35
"Дорогой Вилли" (18+): шпионский детектив про большую политику (РЕЦЕНЗИЯ)
17:21
19-летнего жителя Усть-Илимска задержали за попытку угона отечественного авто
17:11
Полицейские в последний момент не дали аферистам обмануть врача из Черемхова
17:00
Шесть иностранцев выдворят из страны в Приангарье по итогам рейда "Нелегальный мигрант"
16:50
Игорь Кобзев поддержал акцию Народного фронта "Час для Победы" в Иркутской области
16:43
Два автобуса с пассажирами столкнулись в Ленинском районе Иркутска
16:40
Поезд Деда Мороза сделал остановки на пяти вокзалах ВСЖД
16:29

Экспертную оценку законопроекту о выборах в Госдуму вынесли эксперты Иркутска

В документе изменено понимание принципа гласности, увеличен агитационный период и уменьшен процент выбраковки подписей для самовыдвиженцев
25 апреля 2013, 17:50 Политика

Экспертную оценку законопроекта о выборах депутатов Государственной думы по смешанной системе, принятому в первом чтении 16 апреля, дали иркутские юристы на круглом столе 23 апреля. В числе изменений по сравнению с действующим законом эксперты отметили измение понимания принципа гласности, увеличение агитационного периода, уменьшение процента выбраковки подписей для самовыдвиженцев, сообщает РИА IrkutskMedia

В законопроекте сокращен срок составления участковыми избирательными комиссиями списков избирателей на своей территории с 20 до 11 дней, по сравнению с действующим законом. Как следствие, уменьшен срок за который избиратель может прийти на участок для уточнения сведений о себе в списках. Также теперь номера паспортов избирателей могут быть включены в список при его изготовлении, а не заполняться от руки избирателем в день выборов. Об этой возможности ничего не говорится в нормативных актах, регулирующих порядок составления списков.

"Не менее важным новшеством стало изменение принципа гласности. Если традиционно вопросы присутствия общественности на заседаниях территориальных избирательных комиссий регулировались той же статьей, что и деятельность СМИ и наблюдателей, то теперь это не просто отдельные статьи, но отдельные главы. Этот момент может иметь далеко идущие последствия, так как продолжается тенденция к превращению наблюдателей из представителей общественного механизма легитимации выборного процесса в представителей кандидата, защищающих, соответственно, его интересы, а не общественные. Наблюдатели теперь работают на кандидатов", - считает Владимир Подшивалов, заместитель директора по законопроектной работе Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.

По словам Владимира Подшивалова, в законопроекте изменен статус междунродных иностранных наблюдателей. Теперь уполномоченный президента по правам человека лишен права приглашать иностранных наблюдателей на выборы. Также в законопроекте отсутствует упоминание избирательных блоков. Однако, по мнению эксперта, это может быть временным явлением, предложения о внесении в закон способов кооперации избирательных объединений могут быть внесены депутатами в середине мая, когда закончится срок принятия поправок к данному законопроекту.

Законопроектом изменен агитационный период, который теперь может начинаться с момента принятия партией решения о подаче списка на участие в выборах, а не со дня регистрации этого списка, как было ранее. Ограничена стоимость раздаточного материала – значков, флагов, и т.п., она не должна превышать 100 рублей за единицу. Увеличен предельный размер расходования средств на кампанию. Потолок расходов для кандидата составляет 15 млн рублей, для партии – 700 млн.

"В случае, если в избирательном бюллетене больше 10 политических партий, законопроектом предусмотрено право ЦИК не включать туда названия политических партий и кандидатов по спискам, а оставить только наименование партии с эмблемой. Это может породить ситуацию, в которой избиратель запутается в эмблемах и проголосует не за тех, за кого хотел", - сообщил Владимир Подшивалов.

"Еще одно новшество, которое может породить спорные ситуации - урны для голосования, согласно законопроекту могут быть только прозрачными или полупрозрачными. Во втором случае прописана необходимость складывать бюллетень в конверт перед тем, как опускать его в урну. Отсюда – расходы на конверты, вопросы – что делать, если конвертов на участке не хватает, если конверт окажется не тот, который был выдан комиссией и если в одном конверте вдруг окажется два бюллетеня. Все эти вопросы законопроект оставляет без ответа, - считает Владимир Подшивалов. - Должен сказать, что законопроект меня разочаровал. Несмотря на то, что это – добротный, проработанный документ, в нем нет новых, интересных, отчасти ожидаемых шагов. Но, несмотря на это, я считаю, что особых проблем с его применением не возникнет. В любом случае, любые изменения в избирательном законодательстве – это политика".

Интересным представляется и введение нижнего порога количества кандидатов в федеральном списке партий и снижение верхнего порога. Теперь минимальное число кандидатов в списке не должно быть меньше 200 и не более 300 человек. Также изменены условия для отказа в регистрации федеральных партийных списков – теперь партии могут уменьшить количество региональных отделений до 26, ранее минимально допустимое количество региональных групп равнялось 70.

Еще одно нововведение - для самовыдвиженцев серьезно уменьшился процент выбраковки недостоверных подписей. Он составил 5% и более, по действующему закону – 25%, однако вдвое упал необходимый процент подписей – с 1% от общего числа избирателей в округе, от которого идет самовыдвиженец, до 0,5%,

В целом, по мнению экспертов, законопроект не сильно отличается от закона 2002 года, а то, насколько он будет эффективен, покажут первые случаи его применения. 

43069
14
51