• 9—21 ноября
  • Завершена и закрыта
  • Вопросов: 13
  • Рейтинг: 356

Старообрядчество на территории Прибайкалья

Каким образом получило развитие движение "ревнителей древнего благочестия"? Какое влияние они оказали на сохранение дораскольного православия и традиционной русской национальной культуры? Когда и какими путями они пришли на территорию Прибайкалья? Каким образом сохраняется старообрядческое наследие сейчас и как развиваются современные общины? Какое влияние на развитие современной культуры региона могут оказать старообрядцы? На эти и другие вопросы ответит доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета Александр Валерьевич Костров.

Вход для участников

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #13. 15 ноября, 04:09
    Добрый день! Какое влияние оказали старообрядцы на развитие российского общества?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      День добрый! Культурное, социальное, экономическое и политическое влияние старообрядцев на развитие отечественного общества переоценить трудно. Во-первых, они выступили хранителями древнего русского православия и русской народной культуры. Несколько веков они практически подпольно сохраняли древнее богослужение, традиционное церковное пение и классическую художественную культуру. Например, икону в стиле старого «рублевского» письма до начала XX века сохраняли только они. Синодальная церковь и светское общество вспомнили о ней только после того, как старообрядческие предприниматели и меценаты стали создавать художественные галереи и экспонировать в них свои коллекции дораскольной и старообрядческой иконы. Так Россия и мир узнали о «Троице ветхозаветной» Андрея Рублева и о многих других феноменах сокровищницы русской национальной культуры. Во-вторых, старообрядцы выступили основными хранителями таких традиционных социальных моделей как патриархальная семья, общинность и соборность. До сих пор у сельских старообрядцев можно встретить большую многопоколенную семью, в которой имеется 5-12 детей. Также многие вопросы до сих пор решаются общиной, в которой взаимовыручка и коллективная помощь считаются нормой. Возникающие сложные вопросы старообрядцы на протяжении нескольких сотен лет решали на соборах. Эта органичная прямая (местные соборы) и представительная (большие соборы) демократия отличается от «демократических» систем, пришедших к нам на волне поздней вестернизации. В-третьих, старообрядцы были пионерами освоения многих окраинных регионов нашей страны. Не является исключением и Сибирь, которая во многом была освоена с помощью старообрядцев. Вспомним хотя бы известных семейских старообрядцев, которые не только внесли заметный вклад в аграрное развитие Байкальской Сибири, но и стали экономической опорой освоения Приамурья и Приморья. Более того, больше чем на половину русский торгово-промышленный капитал дореволюционной России был старообрядческим. Знаменитые фамилии, которые создали положительный образ русского предпринимателя, можно перечислять очень долго. Достаточно вспомнить Морозовых, Рябушинских, Шибаевых, Алексеевых, Прохоровых, Зиминых, Благиных и многих других, которые не только провели первый этап индустриализации отечественной экономики, но и активно занимались благотворительной деятельностью и меценатством. В-четвертых, войдя в экономическую элиту дореволюционной России, старообрядцы стали оказывать влияние на развитие ее политики. Так, одним из ключевых вопросов Первой русской революции 1905-1907 гг. (основным результатом которой стало провозглашение парламентаризма), был старообрядческий.
  • #12. 15 ноября, 04:09
    Здравствуйте! Проводят ли старообрядцы мероприятия в школах, высших учебных заведениях? Приглашают ли их для проведения занятий по истории?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! В учебных учреждениях старообрядческие мероприятия не проводятся. Однако на историческом факультете Иркутского государственного университета в начале октября 2018 года студенческим дискуссионным клубом был организован и проведен круглый стол, посвященный старообрядческой проблематике.
  • #11. 15 ноября, 04:05
    Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, сколько сейчас проживает старообрядцев на территории региона? Есть ли у них культурные центры?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! Сейчас на территории региона проживает порядка 2,5 тысячи старообрядцев. Количество потомков старообрядцев простирается до нескольких десятков тысяч. Действует «Центр старообрядческой культуры», также оформляется «Общество культуры семейских Иркутской области».
  • #10. 15 ноября, 04:03
    Добрый день! Хотелось бы приобщиться к культуре старообрядцев на территории региона. В этой связи хочу узнать, какие мероприятия проводят старообрядцы?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      День добрый! 4 ноября 2018 года «Центр старообрядческой культуры» презентовал стенд русской культуры на праздновании Дня народного единства в областном центре. Весной следующего года в одном из музеев Иркутска планируется проведение выставки, посвященной старообрядчеству. Также будет проведен круглый стол, на который будут приглашены представители разных общин, власти, ученого и журналистского сообщества, а также все, интересующиеся историей и современностью старообрядчества. В перспективе планируется организация концерта духовного пения.
  • #9. 15 ноября, 04:02
    Здравствуйте! Как старообрядцам удается сохранить свою культуру в современном мире?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! Благодаря сознательности активных последователей старой веры и традиции выдерживать прямое и косвенное влияние, направленное на разрушение национальной культуры. Эта традиция сложилась на протяжении трех с половиной веков притеснений и гонений. Старообрядцы на своей территории превратились в русскую диаспору со всеми соответствующими механизмами выживания и развития. Стоит отметить при этом, что если в предшествующие эпохи основным вызовом для старообрядцев был репрессивный прессинг, то сейчас — это все разъедающая массовая культура. Поэтому наибольшую степень сохранности показывают сельские старообрядцы, удалившиеся от ее негативного влияния. Вместе с тем, идет адаптативный процесс и сейчас мы можем говорить о таком феномене как городской старообрядец XXI века, который с одной стороны активно включен в коммуникации современного общества, а с другой стороны является хранителем и транслятором старообрядческой традиции.
  • #8. 15 ноября, 04:01
    Добрый день! Расскажите, пожалуйста, где в Иркутской области проживают старообрядцы? Есть ли деревни, как например, в Бурятии? Спасибо!
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Добрый день! В основном, старообрядцы на территории региона проживают рассеяно. Достаточно большое количество живет в Иркутске и таких городах региона как Ангарск, Братск, Черемхово, Зима и т. д. Что касается сельских староверов, то они в основном расселены в разных населенных пунктах Иркутского, Ангарского, Шелеховского, Черемховского, Заларинского, Братского, Тайшетского и других районов. Компактно (как в Бурятии) старообрядцы проживают в деревнях Тайшетского и некоторых других районов.
  • #7. 15 ноября, 00:53
    Расскажите о старообрядческих храмах на территории Иркутской области.
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! На территории Прибайкалья в дореволюционный период было зарегистрировано два старообрядческих храма, которые находились в Иркутске. Незарегистрированных храмов, находящихся в разных населенных пунктах, где проживали старообрядцы (например в Хор-Тагна, Булай и др.) было больше. Сейчас на территории региона существует шесть старообрядческих храмов. В Иркутске это домовая церковь Русской древлеправославной церкви (новозыбковское согласие) по адресу ул. Медведева д. 1 и домовая церковь Русской православной старообрядческой церкви по адресу ул. Баррикад д. 109. Имеется часовня на Покровском старообрядческом погосте, который находится возле села Пивовариха Иркутского района и строится церковь в селе Моты Шелеховского района. Также действуют два старообрядческих моленных дома, находящиеся в одном из северных районов области. Основной проблемой иркутских старообрядческих общин является решение вопросов, связанных с постройкой новых просторных храмов, которые смогут стать полноценными религиозно-культурными центрами и заметно украсят собой пространство города и региона.
  • #6. 15 ноября, 00:51
    Где в Иркутске, в Иркутской области можно познакомиться с культурой старообрядцев?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Добрый день! В основном в городских старообрядческих храмах. Главное - договориться с их смотрителями о времени посещения, чтобы они открыли и показали их, не причиняя неудобства верующим. В музейных собраниях, к сожалению, предметный мир носителей старообрядческой культуры распылен между разными экспозициями и фондами. Поэтому сейчас нами ведется работа, направленная на локализацию этого материала. В результате можно будет организовать отдельные экспозиции и тематические выставки, а также опубликовать каталоги и альбомы музейных коллекций. В скором времени должен появиться сайт «Центра старообрядческой культуры» на котором будет размещена актуальная информация, посвященная этой теме. Есть еще такой путь, как непосредственное общение с грамотным носителем этой культуры. Ну, а для начала имеет смысл найти и почитать произведения такого старообрядческого писателя XX века как Федор Ефимович Мельников.
  • #5. 15 ноября, 00:45
    Как старообрядцы сохраняют свою самобытность? Сохранился ли их уклад?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! Основными залогами сохранения своей самобытности являются семейное и общинное воспитание и образование, а также культивирование церковных и народных традиций. Степень сохранности уклада зависит от степени религиозности и характера включенности во внутренние и внешние связи. В большей мере традиционный уклад жизни сохраняется в сельской местности, в то время как городские старообрядцы, как правило, в большей мере ориентированные на сохранение церковной культуры, в меньшей степени интересуются вопросами сохранения традиционной народной культуры.
  • #4. 15 ноября, 00:44
    Как старообрядцы попали в Прибайкалье?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Добрый день! Вместе с первопроходцами, которые изначально и были старообрядцами, то есть придерживались старого обряда Русской церкви. Потом часть из них, как и часть населения всей России, отказалась признать правомерность реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, которые положили начало кардинальным переменам (в том числе этатистским и вестернизационным) в жизни отечественного общества. В имперский период кроме высокой рождаемости местные общины разных согласий пополняли свои ряды за счет волн ссылки и вольной миграции. И если пиком ссылки в дореволюционный период стала вторая половина XVIII века, когда через регион на восток гнали этапами семейских старообрядцев, то в советский период таким пиком стали 1930-е годы, когда забайкальских семейских старообрядцев активно ссылали на территорию Иркутской области. Пик миграционного притока связан с постройкой Транссиба и столыпинской переселенческой реформой начала XX века. Следующей волной миграционного притока стали 1960-е годы, когда в северо-западные районы области переселилось достаточно много старообрядцев из Красноярского края и Тувы. Также в советский период старообрядцы приезжали в Иркутскую область учиться, по распределению и на строительство новых транспортных и промышленных объектов. Сейчас больше всего старообрядцев и их потомков приезжают из Бурятии и Забайкальского края.
  • #3. 12 ноября, 01:49
    Считается ли старообрядчество официальной конфессией у нас в стране? а в других странах?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! Да, старообрядчество в России считается традиционной конфессией, представители которой имеют ряд официально зарегистрированных церковных институций. Например, Русская древлеправославная церковь (РДЦ), Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ), Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) и др. В мае 2017 года Президент России В. В. Путин посетил Рогожское кладбище в Москве, которое является одним из старообрядческих центров. После этого при поддержке Ростехнологии был создан Фонд «Правда Русская», в Правление которого вошли представители наиболее активных старообрядческих согласий. В его цели входит поддержка сохранения и развития старообрядчества. В других странах все зависит от местного законодательства и меры активности самих старообрядческих общин. Так, старообрядчество считается официально признанной конфессией в Латвии, Эстонии, Литве, а также Белоруссии, Украине, Молдавии, Румынии и других европейских странах, где его присутствие более или менее заметно. Официально зарегистрированы старообрядческие общины в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и США. Несколько сложнее обстоит дело со странами Латинской Америки (Боливия, Уругвай, Бразилия, Аргентина и др.), где официальной регистрации старообрядческих организаций не способствует ни местное законодательство, ни позиция самих старообрядцев, относящихся к согласию, которое традиционно избегало излишних контактов с государственной властью. На фоне этого заграничного многообразия старообрядческого мира совсем уникальным выглядит оформление общины в африканской стране Уганда.
  • #2. 12 ноября, 00:59
    Cколько старообрядческих общин действует на территории региона?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здравствуйте! На территории региона действует десять старообрядческих общин. Две из них зарегистрированы в Иркутске. Это община Русской древлеправославной церкви (новозыбковское согласие) и община Русской православной старообрядческой церкви (белокриницкое согласие).
  • #1. 12 ноября, 00:08
    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, а есть ли сейчас в Иркутской области места компактного проживания старообрядцев?
    • Костров Александр Валерьевич
      Профессор кафедры мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета
      Здорово живете! На территории Иркутской области старообрядцы компактно проживают в ряде населенных пунктов Тайшетского и некоторых других районов.
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia