День народного единства в России
- 30 октября — 5 ноября 2019
- Завершена и закрыта
Орфография и пунктуация участников сохранена.
-
Почему в обществе День народного единства не воспринимается как праздник? Ввиду молодости праздника?
-
Костров Александр Валерьевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ
И в силу молодости, и в силу исторической удаленности празднуемой даты, и в силу менее ощутимого влияния на недавнее прошлое и современность. Также ему трудно конкурировать с 7 ноября в СССР в силу изменившейся политической и массовой культуры. В период становления советского государства главная революционная дата тоже не сразу стала массовым народным праздником, однако со временем приобрела такое качество. Станет ли 4 ноября таким же значительным и массовым событием в национальном календаре покажут время и эффективность развития современного государства, его установившего.
-
Александр Валерьевич, есть ли, на ваш взгляд, какое-либо историческое событие, которое могло бы стать такой же национальной и объединяющей для России, как день народного единства?
-
Костров Александр Валерьевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ
У нас есть такая дата, которое со временем становится только важнее – это День Победы. Пожалуй, более важного события в нашей общей истории нет и, я надеюсь, не будет. Почему надеюсь? Потому что подобные праздники отмечаются в память побед, за которые была заплачена очень высокая цена. Ко всем остальным праздничным датам слишком много вопросов с точки зрения их актуальности для всего общества. Вообще же общенациональное празднование исторических событий объединяет, ибо знаменательные даты общей хронологии являются несущей конструкцией исторической памяти. Поэтому разные государства обязательно выбирают в своей (а иногда и мировой) истории ключевые сюжеты, периодическая актуализация которых актуализирует общие смыслы и интересы. Дезинтеграция современного российского общества требует сохранения объединяющих праздников, а при невозможности сохранения старых – создания новых. Что мы и видим в истории введения Дня народного единства.
-
Как появился праздник День народного единства?
-
Костров Александр Валерьевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ
При смене эпох происходило (а отчасти продолжает
происходить) отрицание предшествующего опыта, мировоззрения и его несущих
конструктов, одним из которых является календарь. Последний традиционно
включает в себя череду знаковых событий, которые объединяют население (или его
большую часть) на уровне исторической памяти и формируемом на ее основе
мировоззрении. Например, в Российской империи, для православной части населения, такими событиями были Пасха, двунадесятые и другие церковные праздники. Они
были хронологической матрицей годового периода жизни, а также хозяйственного,
социального и культурного циклов. У представителей других конфессий в качестве
такой календарной основы выступали их религиозные праздники. В советский период
религиозные календари постепенно отошли на второй план и стала складываться
новая иерархия памятных дат, которые чаще всего имели отношение к актуальной
политической истории. Главными из них стали 1 мая и 7 ноября.7 ноября –
годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, которая была
важнейшей датой национального календаря, напоминавшей всему обществу о моменте
начала новой эпохи и начала создания нового государства – сначала РСФСР, а
потом СССР. 1 мая – День международной солидарности трудящихся (изначально День
Интернационала), праздновался в честь оформления рабочего движения разных
стран, боровшегося за 8-часовой рабочий день и другие права. После Великой
Отечественной войны в ряд главных праздников вошло 9 мая. Также в быт советских
граждан постепенно входило празднование Нового года 1 января.В постсоветский
период отрицание революционной тематики привело к неоднозначной оценке старых
государственных праздников, а религиозные даты могли стать главными только для
последователей конкретных конфессий. И если День Победы естественным образом
остался в качестве одного из главных дней национального календаря, то на смену
7 ноября потребовалась какая-то другая историческая дата, объединяющая россиян.
В качестве таковой было предложено 4 ноября как день освобождения народным ополчением
Москвы от интервентов в 1612
году и преодоления Смуты (совпадает с днем Казанской иконы
Божьей Матери в православном календаре). Как итог в 2004 году на законодательном
уровне этот праздник стал государственным, а в 2005 году он впервые отмечался
в РФ. Теперь это один из главных дней государственного календаря современной
России, призванный объединять всех его граждан. И что показательно, если в
Российской империи главным компонентом календаря была религия, а в СССР –
революционно-политическая проблематика, то в современной РФ – интеграция
общества и всемерная суверенизация страны. Трудно оспорить, что эти смыслы
сейчас очень актуальны для сохранения и дальнейшего развития России.
-
Александр Валерьевич, как вы считаете, не преувеличена ли роль Народного ополчения в истории России? Насколько оно было важно?
-
Костров Александр Валерьевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ
Думаю, что не преувеличена. Дело в том, что сам факт создания ополчения явил сознательное стремление активной части российского общества к преодолению внутренних противоречий ради восстановления суверенитета и государства. Тогда общество, испытав на себе все негативные последствия разгосударствления и смуты, самым опасным из которых была интервенция иностранных войск, «созрело» для интеграции и реставрации страны. Тогда добровольно объединились представители разных групп, в чем проявилась сила российского общества, которое в результате снизу воссоздало свое государство.