Частные коллекции произведений искусства далеко не новость и не редкое явление в среде крупных бизнесменов. Однако владелец группы компаний «Акрон» и международный общественный деятель Вячеслав Моше Кантор выделяется в основной массе коллекционеров тем, что сделал свою коллекцию доступной и открытой для массового зрителя. На базе своей коллекции Моше Кантор создал целый музей - Музей искусства авангарда или МАГМА, который внёс большой вклад в популяризацию и продвижение русского искусства за рубежом. Да и в самой России зрители получили возможность увидеть те работы великих соотечественников, которые раньше не выставлялись, благодаря деятельности Вячеслава Кантора.
Искусство русское и еврейское
Музей МАГМА, созданный на базе частной коллекции Вячеслава Кантора, отличается от других музеев и коллекций тем, что имеет свою концепцию и даже миссию. В частности, сам Кантор и его единомышленники видят её в том, чтобы показать вклад художников еврейского происхождения, родившихся при этом в России, в мировое искусство XX века и его будущее развитие.
Сам Вячеслав Кантор рассказывает, что идея музея родилась после приобретения одного из самых знаменитых полотен его коллекции – «Похищения Европы» Валентина Серова. После приобретения картины Кантор практически сразу осознал, что в рамках простой частной коллекции подобному шедевру будет «тесно», пусть даже эта коллекция будет значительной. Полотно виделось музейным экспонатом, достойным музея, и именно музей она получила. Так у Моше Кантора возникла идея МАГМА.
Еврейская тема для Вячеслава Моше Кантора особенно близка и даже драматична в личном плане, и в своей коллекции, как и во многих других аспектах своей общественной работы, он хотел отразить эту драматичность. Именно поэтому для Кантора музей – это не только собрание произведений в академическом или музейном смысле, но и школа того, как искусство отражает жизнь, самые драматичные, а подчас и трагичные её повороты. Всё это нашло отражение в судьбе еврейского народа, и в произведениях художников еврейского происхождения это отчётливо просматривается. Однако не меньшее значение придаётся и тому, что эти творцы родились именно в России, и российский дух от их творчества также не отделим.
Сам Вячеслав Кантор признаётся, что и сам себе нередко задаёт вопрос, чем именно его музей отличается о других, даже с похожей на первый взгляд тематикой – например, о Музея еврейского искусства в Нью-Йорке. И сам же отвечает: МАГМА не представляет только еврейское искусство, в коллекции есть и неоспоримый дух русского искусства и русской культуры. Поэтому у музея Кантора форума сложная, триединая, можно сказать. «Это искусство — очень русское, очень еврейское и очень выдающееся!», - говорит Моше Кантор.
Источник: http://www.museummagma.ru/?page_id=7 8
Искусство без границ
Именно под таким названием – «Искусство без границ» - музей Вячеслава Моше Кантора представил картины из своей коллекции в Женеве. Коллекцию русского авангарда, представленную Кантором на выставке, гости и эксперты не зря окрестили уникальной, ведь она собиралась далеко не один год. Причём сам Кантор признался, что, по его мнению, приобретение того или иного шедевра — это не просто вложение денег, это серьезный психологический этюд. Ведь полотна Шагала, Сутина и других мастеров, будучи настоящими шедеврами, в буквальном смысле «врастают в плоть» своих владельцев, и расстаться с ними зачастую очень сложно, даже несмотря на большие суммы, которые фигурируют в вопросе продажи и приобретения этих полотен. «Чтобы выставить подобное сокровище на продажу, понадобится не просто нужда в деньгах, тут необходимы настоящие сверхаргументы».
Бок о бок с российскими и еврейскими художниками были представлены работы и других выдающихся авангардистов, таких, как Модильяни. Но, как пояснил Моше Кантор, в этом заключено главное послание выставки – что искусство не имеет границ и национальностей, а настоящая толерантность становится источником креатива.
Из Женевского дворца наций коллекция Вячеслава Кантора и Музея русского авангарда отправится в путешествие по всему миру. Полотна повезут в Лондон, Нью-Йорк и Париж. При этом организаторы очень хотят показать собрание в России, Белоруссии, на Украине, причем в провинциальных городах, откуда родом были знаменитые мастера XX века.
Источник: http://www.ntv.ru/novosti/164508
Говоря о месте проведения выставке – Дворце наций ООН – Вячеслав Моше Кантор уточнил, что выбирал место для выставки символически. Как пояснил Кантор журналистам, Дворец Наций всегда считался местом толерантности объединенной Европы, отсюда и родилась идея именно здесь представить коллекцию, поддерживающую такие же ценности. Это не удивительно, если вспомнить, что вся общественная деятельность мецената Кантора направлена на популяризацию идей толерантности, в том числе – терпимости к еврейской вере и еврейскому народу.
Выставка во Дворце Наций в ООН стала первой публичной презентацией частной коллекции Вячеслава Кантора публике. Те, кому посчастливилось побывать на выставке, отмечают изысканный вкус коллекционера, который сумел подобрать полотна таким образом, чтобы они максимально презентовали своих авторов на мировом уровне и подчеркивали их вклад в развитие мирового искусства. Кроме того, наряду с полотнами известных и признанных на мировом уровне художников, на выставке представлены работы Хаима Сутина, еврейского художника, чьё наследие до сих пор не получило должного признания. Хотя, в свое время, полотнами Сутина восхищался сам Пикассо, и сам Моше Кантор также признаётся, что Сутин – один из его любимых художников.
Источник: http://vmireteatra.ru/vystavka-kollekcii- viacheslava-kantora- v- jeneve/
Движущийся музей
В интервью журналистам различных изданий Вячеслав Моше Кантор поясняет, что МАГМА изначально был задуман как музей, который является передвижным. Постоянного помещения у него нет, однако детище Моше Кантора путешествует по всему миру и таким образом может быть доступно самому широкому кругу зрителей.
Главная же цель музея, поясняет Вячеслав Кантор, это вернуть русскому зрителю и России в целом те имена, которые «присвоили» себе другие страны. Ведь многие мастера, которые добились признания в США и Европе, мастера, чьи полотна украшают знаменитейшие музеи мира, на самом деле являются русскими, и знание об этом для многих оказывается сюрпризом – причём как в России, так и заграницей.
Сам Моше Кантор убеждён, что по степени воздействия на общественное сознание, на ценности, мораль общества искусство намного всеохватнее и эффективнее, чем работа правительственных и общественных организаций. Всё это потому, говорит Кантор, что предметы искусства напрямую взывают к чувствам, к тому, что делает человека человеком. «Именно поэтому я считаю искусство мощным орудием для построения толерантного общества», - утверждает Вячеслав Кантор.
Большинство художников, чьи работы собраны в коллекции МАГМА, не очень известны в России, а на Западе известны вовсе не как русские. «Это как будто люди ниоткуда, этакие фантомы, которые пришли неизвестно откуда», - поясняет Вячеслав Моше Кантор. Однако в этом Кантор видит лишь ещё один признак их принадлежности к еврейскому народу, к еврейской диаспоре. Недаром фараон в Ветхом Завете называет Иосифа «молодой иврий», что означает «человек, пришедший ниоткуда и прошедший мимо». По сути, это слово является прототипом слова «еврей». Дополнительный смысл коллекции Кантора придаёт и то, что почти все представленные в ней художники были иммигрантами – ещё одна отсылка к людям без конкретного места проживания.
Говоря о толерантности, одном из главных направлений не только своей общественной работы, но и всей жизни, Вячеслав Моше Кантор считает толерантную среду наилучшей почвой, способствующей фундаментальному развитию искусства. В собственной жизни Вячеслава Кантора всё – и политика, и экономика, и общественная деятельность, и искусство – является одним непрерывным пространством, что он сам называет гармонизацией жизни.
Источник: http://www.forbes.ru/stil-zhizni/hobbi/39468- formula- muzeya?from_alt_domain=1
Выставка в России
На родине большинства художников из коллекции МАГМА – в России – собрание Вячеслава Кантора было представлено в 2013 году, в рамках выставки «Отечество моё в моей душе» в Пушкинском музее. Сам Моше Кантор объявил о том, что на выставке будет представлена как минимум треть его собрания произведений, причём самая лучшая и самая значимая.
«Я считаю очень символичным то, что мы в именно России показываем свои лучшие работы, при том что большинство из них было приобретено за пределами России, - рассказал Моше Кантор. – В мире Россия наиболее известна как прежде всего великая ресурсная держава, ассоциируется с нами ещё разве что балет и космос. Но ведь есть и другие измерения, искусство, то, что русские не заимствовали у западной культуры, а даже напротив, стали авангардом и определили это развитие».
Источник: https://ria.ru/interview/20131129/980595309.html
Московская выставка работ из коллекции Вячеслава Кантора стала самой крупной. Название было взято из стиха самого Марка Шагала, которое начиналось так: «Отечество моё – в моей душе, вы поняли? Вхожу в него без визы». Это стало очень символично для выставки работ художников-эмигрантов, которые как раз хранили своё отчество разве что в душе.
«Мы с самого начала делали акцент на то, что выставляться будут именно шедевры, – рассказывает Вячеслав Кантор, описывая коллекцию. – Ведь никому нельзя будет ничего доказать, если столь могучие имена не будут сопровождаться такими же могучими работами».
Вячеслав Кантор собрал в своей коллекции и классиков, и нонконформистов, и кубистов, и импрессионистов ещё и с целью доказать креативность и полезность толерантности. Президент МАГМА уверен, что работы мастеров изобразительного искусства, аналогично кинолентам «Пианист» и «Список Шиндлера», способны избавить общество от ксенофобии, религиозной и расовой ненависти куда эффективнее общественных и правительственных организаций.
Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/104047/
Толерантность и культура
Вячеслав Кантор всегда придерживался позиции, что в отношении искусства, как и во многих других отношениях, именно толерантность играет особенно продуктивную роль. С этой точки зрения сама коллекция Кантора – неразрывное продолжение того, чем Вячеслав Кантор занимается в своей общественной деятельности.
Сам Моше кантор не раз обращал внимание журналистов и экспертов на то, что является сторонником не просто толерантности, но толерантности безопасной, ограниченной законом и цивилизационными рамками. Как самолёт должен лететь в коридоре безопасности, не выше и не ниже, чтобы благополучно добраться до места, так и толерантность должна двигаться в собственном коридоре, в противном случае она может породить очень много проблем.
На фоне обострения национальных и миграционных проблемах в Европе, Вячеслав Моше Кантор убеждён, что такие коллекции, как коллекция музея МАГМА, могут наглядно продемонстрировать, какую продуктивную роль играет толерантность. Ведь именно она, убеждён Кантор, является средством поддержки всех модернистских движений и начинаний в обществе. Без толерантности ничего нового не будет. «Толерантность – это никакая не всеобъемлющая любовь, - поясняет Кантор. – Это просто возможность свободно конкурировать, творить и существовать. Без дискриминации».
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2361405
В 2015 году влиятельный журнал ArtNews включил Вячеслава Кантора в список из двухсот самых влиятельных коллекционеров искусства, составленный по оценкам признанных экспертов сферы искусства из 22 стран мира. Эксперты журнала ArtNews высоко оценили собрание Вячеслава Моше Кантора, благодаря чему Кантор стал лишь четвёртым представителем России в этом топе.
Источник: http://moi-goda.ru/slova- i-postupki/vyacheslav- moshe-kantor- v-top- 200- mirovich-kollektsionerov- iskusstva
Почётный член РАХ
История благотворного сотрудничества МАГМА и Государственного музея искусств имени Пушкина не закончилась выставкой 2013 года. Уже в 2017 году Вячеслав Кантор предоставил для выставки в музее картины Хаима Сутина. Это была первая в России выставка, посвящённая творчеству Сутина, который давно входит в число любимейших художников самого Вячеслава Моше Кантора.
Источник: https://www.spb.kp.ru/daily/26749/3778468/
Преданность делу продвижения и популяризации искусства Вячеслава Моше Кантора нашли и заслуженное признание. В январе 2018 года Моше Кантор вместе с директором Пушкинского музея Мариной Лошак стал почётным членом Российской академии художеств во главе с народным художником СССР Зурабом Церетели.
Как отметили в РАХ, главное достижение Вячеслава Кантора – это собрание по- настоящему уникальной и при этом самой масштабной частной коллекции полотен русских авангардистов, богатство которой стало основой для создания в 2001 году Музея искусства авангарда (МАГМА). В коллекции Кантора представлены сотни работ таких выдающихся художников, как Шагал, Модильяни, Ротко, Сутин, Певзнер, Бакст, а также признанных мастеров русской живописи - Репина, Серова и других, чьё творчество во многом определило дальнейшее развитие живописи и даже формирование всего европейского искусства.
Сейчас концепция Музея искусства авангарда, как озвучил Кантор при общении с журналистами, будет развиваться. Если начинали Кантор и его единомышленники с формулы «только еврейское, только русское, только выдающееся», то теперь решили шагнуть дальше и включить в круг «избранных» ближайших последователей и единомышленников этих художников – таких, как художники Парижской школы, английской и американской школы и других.
Кроме того, в продвижении работ русских художников, Вячеслав Кантор видит и продвижение образа России на мировом уровне. Ведь не секрет, что в разговорах о том, что Россия дала миру, чаще всего всплывают атомная бомба, газ, нефть, что не отражает реальность полностью. Вячеслав Моше Кантор считает важным и то, что Россия породила массу пионеров во всех сферах искусства, в том числе искусства изобразительного, и самые значимые из них представлены в коллекции МАГМА.
Директор Пушкинского музея Марина Лошак также отметила огромный вклад Вячеслава Кантора в дело организации и проведения выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива», а также назвала его крупнейшим коллекционером русского и мирового искусства.
Подробности: https://regnum.ru/news/2369894.html
В планах дальнейшего взаимодействия музеев – запланированная на 2019 год выставка британской школы, куда Вячеслав Моше Кантор планирует предоставить работы Фрейда. А Зураб Церетели, вручая Кантору мантию почётного члена РАХ, напомнил, что в числе академиков РАХ в своё время был и Марк Шагал. Таким образом Вячеслав Кантор вновь оказался в русле той стези, которой посвятил много лет своей жизни и работы. Всё символично переплелось.
Источник: http://www.forbes.ru/forbeslife/355913-vyacheslav- kantor-i- marina-loshak- stali-akademikami