Вопросам реконструкции дорог и строительства объектов в столице Приангарья сейчас уделяют особое внимание. Если раньше чиновники уделяли гораздо больше времени главным социальным проблемам жителей города, например, горячее питание для школьников, работа общественного транспорта, проведение ярмарок для местных товаропроизводителей, а также поддержка бизнеса, то уже сегодня фокус внимания переместился в сторону строительства. Главными темами на информационном поле стали вопросы расселения аварийных домов, реновации, возведения новых объектов и ремонта транспортных артерий областного центра. В итоге из-за смещения акцентов в развитии города страдают как предприниматели, так и обычные жители. Первые заявляют о недобросовестной конкуренции, вторые — погружены в бесконечный транспортный коллапс. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia.
Забытое "сердце Иркутска"
Центральный рынок Иркутска. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
На одном из совещаний занимавший пост заместителя директора по коммерческим вопросам "Центрального рынка" Евгений Силкин отмечал, что проблемы, связанные с деятельностью предприятия, уходят в политическую плоскость. За последние пару лет МУП стало площадкой для разных политических битв. В итоге финансово-хозяйственную деятельность "Центрального рынка" и его руководства в 2019 году признали неэффективными. Администрация города не стала продлевать контракт с Владиславом Свердловым. Исполняющим обязанности директора МУПа назначили бывшего главу отдела полиции №5 Григория Слезака.
На пресс-конференции со СМИ в августе 2020 года председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев еще раз обозначил главную задачу работы "Центрального рынка" и сообщил, что данное предприятие торговли не несет никакой социальной нагрузки. Рынок должен приносить прибыль в бюджет города, а также являться регулятором цен. Спикер Гордумы также обозначил амбициозные планы по развитию "Центрального рынка" и других муниципальных предприятий в столице Приангарья, заявив, что главная совместная задача властей города — сделать так, чтобы работой муниципальных предприятий областного центра можно было гордиться. Однако после пресс-конференции тема с "Центральным рынком" вновь затухла. Главными в городе стали совсем другие проблемы, несвязанные с интересами населения и представителей малого и среднего бизнеса.
Транспортный хаос
Сейчас в "малом сером доме" активно обсуждается тема реновации. Информация по этому вопросу будируется на всех возможных площадках и из уст политиков региона, особенно после произошедшего 22 сентября землетрясения. Но, заботясь о лояльности крупных предпринимателей, власти города вынуждены решать дополнительные проблемы, вытекающие из "выгодного" сотрудничества. Так, уже который раз не выдерживает критики ремонт городских дорог.
Первым "звоночком" стала реконструкция моста через Ушаковку (около "Фортуны"). В связи с аварийным состоянием объект был закрыт на ремонт в начале июля. В результате и так загруженный пробками областной центр погрузился в еще больший транспортный коллапс. Серьезные транспортные заторы образовались на улицах Ангарской, Баррикад, Сурнова, Трактовой, Иннокентьевском и Иркутном мостах и прочих. Горожане стояли в пробках по несколько часов. Мэр Иркутска Руслан Болотов был вынужден извиниться перед населением за сложившуюся дорожную ситуацию и поручил максимально сократить сроки работ.
Однако выстроить эффективную работу с подрядчиками горадминистрации так и не удалось. Еще летом жителям Иркутска предстояло подготовиться к еще большему транспортному хаосу. Пробки в областном центре в начале сентября достигали рекордных 10-ти баллов. Сейчас на восемь месяцев закрыт путепровод по улице Джамбула.
После осмотра ремонта на ряде дорог Руслан Болотов раскритиковал подрядчиков, отметив, что проведенные работы не намерены принимать ни власти, ни жители. Означает ли это, что строители постепенно теряют контроль над администрацией города,— пока сказать очень сложно. Хотя закрыть горожанам глаза на происходящее вряд ли удастся.
"Недоскакавший" до первого места ипподром
Еще одной важной для горожан темой, которой сегодня не уделяется достаточно внимания, стала судьба ипподрома в Иркутске. В конце 2019-го неравнодушным жителям удалось отстоять конно-спортивное учреждение и спасти его от продажи, однако уже в 2020 году появилась новая информация об объекте культурного наследия. На этот раз на одиночный пикет у здания администрации Иркутска вышла даже лошадь. Владельцы ипподрома были вынуждены выйти на акцию уже во второй раз, поскольку очень близко с учреждением начали возводить десятиэтажки. Руководство ипподрома несколько раз обращалось в администрацию Иркутска, однако нужной реакции не последовало.
Как рассказала на заседании гордумы и.о. заместителя мэра–председателя комитета по градостроительной политике мэрии города Олеся Куцакова, здания рядом с ипподромом возводятся с уже действующим разрешением строительства. Единственным "положительным" решением депутатов стало исключение зоны спортивного учреждения из перечня ПЗЗ. Однако, дома вокруг ипподрома все же строить разрешили. И сейчас руководство объекта культурного наследия вынуждено своими силами и всеми возможными способами бороться с действиями застройщиков, интересы которых, как видно по нынешнему положению дел, сейчас стоят на первом месте.
Пикет. Фото: Юлия Ушакова, ИА IrkutskMedia
Неконкурентные городские ярмарки
Пока градоначальник занимается вопросами реновации, передачей земель ИВВАИУ в областную собственность, критикой подрядчиков и прочими накопившимися проблемами, затрагивающими строительную сферу, в Думу Иркутска, а также в Иркутское УФАС начали поступать жалобы от владельцев НТО. Предприниматели попросили проверить на предмет соответствия законодательству проведение торгов при предоставлении мест под размещение нестационарных торговых объектов, а, кроме того, рассмотреть вопрос о том, была ли утверждена схема размещения павильонов, действительно ли на местах, которые являются предметом торгов, сейчас имеются фактически установленные нестационарные торговые объекты, а также проверить фиксируются ли признаки сговора между участниками торгов. Зачастую павильоны в Иркутске появляются на землях, выделенных под другие объекты, например, под АЗС.
Одним из примеров проблем с НТО, на которые обращают внимание предприниматели, можно назвать выделение мест под размещение торговых объектов на Якоби. Зона отдыха является привлекательной для предпринимателей территорией, поскольку с каждым годом пропускная способность пляжа увеличивается за счет развития существующей инфраструктуры. Вместе с тем, согласно распоряжению опубликованному на сайте мэрии Иркутска в марте 2019 года, место для продажи товаров на ярмарке предоставляется участникам, первым подавшим заявку на аукцион. В этой связи, становится очевидным тот факт, что размещать свои НТО на территории залива Якоби будут не все желающие, а самые расторопные предприниматели, которые одними из первых узнают о начавшихся торгах. Тоже касается и городских ярмарок, в том числе на острове Конном.
По словам предпринимателя Константина Азеева, многие места под торговлю и развлечения в городе предоставляются бесплатно. В итоге казна Иркутска недополучает большой объем средств.
"В настоящее время все должны быть заинтересованы в наведении порядка в сфере организации нестационарной торговли и ярмарок на территории Иркутска. На протяжении последних пяти лет выдано множество предупреждений, направленных на то, чтобы изменить схему размещения НТО, и актов по конкретным фактам, связанным с незаконной установкой павильонов. Предприниматели считают, что администрация города недостаточно общается с представителями МСП и не до конца раскрывает планы того, каким образом будет налажена система нестационарной торговли. Также у бизнеса имеются претензии в части тех первоочередных мер, которые, по их мнению, должны быть приняты для наведения порядка: в том числе по проведению торгов", — отметил глава антимонопольного ведомства Александр Кулиш на совещании в Иркутском УФАС.
Пляж на Якоби. Фото: Пресс-служба администрации Иркутска
На данный момент в схеме размещения НТО в областном центре находятся 1,1 тысячи нестационарных торговых объектов. Вне схемы без договора работают 76 павильонов, рассказал на депутатских слушаниях начальник департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутска Иван Фоминых. Почти половина всех НТО в городе осуществляют деятельность с бессрочными договорами, которые были заключены с предпринимателями до 2008 года. Они ежегодно продлеваются, но в любой момент могут быть расторгнуты. В мэрии есть соответствующее предписание Иркутского УФАС. Договоры постепенно планируют расторгать и проводить новые конкурентные процедуры.
"В 2019 году у нас было усечение схемы, что привело к конфликтам с предпринимателями. Сейчас есть риск добавления всех заявлений (для участия в конкурсах на включение в схему размещения НТО — прим.ред.), оснований не так много для отказа. Но заставлять весь город объектами стационарной торговли — неправильно. Поэтому нужно отрабатывать вопрос с ограничениями", — отметил Иван Фоминых.
Как заметил вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников, теме НТО раньше было посвящено немного внимания. Это привело к тому, что предприниматели остро реагируют на действия чиновников. Сегодня работа по НТО началась, а заседание в антимонопольном комитете — тому подтверждение. Понадобится время, чтобы ее систематизировать.
Пока неизвестно, насколько затянется принятие новой схемы размещения НТО. Ведь рассмотреть вопрос депутаты Гордумы планировали на заседании 24 сентября. Однако обсуждение так и не состоялось. До 16 октября администрация намерена принять и опубликовать схему размещения НТО в Иркутске. В ноябре планируется разместить аукционную документацию и составить график торгов по территориальному признаку. По словам начальника департамента потребительского рынка КУМИ, очные торги должны стать электронными и анонимными. Это, в том числе решит часть вопросов по сговору предпринимателей. Кроме того, мэрии Иркутска нужно справиться еще с рядом возникших проблем.
По словам предпринимателя Алексея Аксютина, сегодня представители МСП "погрязли" в судах и постепенно начинают выстраивать отношения с новой администрацией. И оба варианта сложны. Поскольку проблемы создавались ни один год. Предприниматель отмечает некую инерционность, поскольку новая мэрия столкнулась с вызовами, которые не преодолеваются быстро и сразу.
"Решение проблем с НТО — ни вопрос одного дня. С этим тоже надо разбираться. Тут еще накладывается то, что городское хозяйство нынешней администрации досталось в таком состоянии, что НТО — это не самая главная проблема, с которой столкнулись Болотов и его команда. Все мы видим, что происходит с дорогами и мостами. Все это проектировалось, закладывалось несколько лет назад. Это бомба сейчас почти рванула. Как человек занимающийся транспортом, я был просто в ужасе. Если бы не коронавирус, когда несколько мостов начали закрываться на ремонт, представляете, что было бы в городе. Хорошо, что был COVID-19. Нам просто повезло. Поэтому я пока с симпатией и пониманием отношусь к новой власти, как она занимается вопросами с НТО, но на самом деле это проблема не самая насущная. Еще раз повторюсь, что нам город достался крайне разоренным. Как владелец НТО, я понимаю, в каком состоянии сейчас находится и "Автодор", и детское общественное питание. Нужно расчищать, создавать новое. Но на это уйдет не 1-2 года", — подчеркнул Алексей Аксютин.
В этом вопросе, по словам коммерсанта, возникают две проблемы. Во-первых, предприниматели пока не доверяют администрации на слово. Во-вторых, еще остались владельцы НТО, которым невыгодно жить по новым прозрачным правилам, а важно работать по серым схемам.
"Это вторая часть проблемы, которая наверное еще будет посерьезнее. Поскольку они платят по откровенно заниженным ставкам, которые давно не пересчитывались", — отметил предприниматель.
Он также сообщил, что стоимость кв. метра земли под НТО в центре города и на окраинах — абсолютно одинакова. Что также не идет на пользу городского бюджета.
Между тем еще одной закрытой для администрации Иркутска темой остается рынок рекламных конструкций. Еще в конце 2019 года ФАС вынесла предписание подготовить и разместить документацию на 808 билбордов, находящихся в муниципальном имуществе. На торги были выставлены 159 мест под установку и эксплуатацию щитов. Сегодня эта тема в Иркутске также не обсуждается. В результате город вновь теряет сотни миллионов рублей.
Павильон. Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Как в дальнейшем будут решаться проблемы с размещением НТО, ярмарками и ипподромом в Иркутске покажет время. Как и то, получится ли поднять эти вопросы на новый уровень или их задвинут в дальний угол, как это случилось со многими проблемными темами в областном центре. Стоит отметить, что тема реновации спустя несколько лет все-таки получила продолжение, когда ею занялись крупные строительные компании, с определенной целью отрабатывающие этот вопрос. Возможно, и проблемы НТО, дороги, торговые ярмарки и другие социальные вопросы тоже найдут своих заинтересованных лиц и, наконец, будут сдвинуты с мертвой точки. Но пока ясно одно, что фокус внимания власти сейчас направлен совсем на другие темы.
Пока в администрации областного центра решают проблемы, оставшиеся еще от прежней власти, занимаются увольнениями и назначениями, а также проводят схемы реорганизации исполнительной власти, город остается с многокилометровыми пробками, неопределенной схемой размещения павильонов и с другими общественно значимыми проблемами. Кроме того, остается нерешенным тот факт, как власти и строители, которые планируют сносить благоустроенные панельные дома по программе реновации в Иркутске, будут оправдываться перед горожанами, которые в 21-м веке живут в "бараках" в центре столицы Приангарья и пользуются туалетом на улице. Между тем кв. метр жилья в Иркутске значительно вырос за последний год. Что опять же не идет на пользу горожанам.
Помимо этих вопросов, существуют еще более глобальные проблемы, связанные с природными катаклизмами. За последний месяц одной из главных новостей в информационной повестке стала необходимость увеличения объемов сброса на Иркутской ГЭС. Эта проблема возникает с завидной регулярностью, учитывая обильные осадки и полноводье рек. Сброс — действенная мера, чтобы понизить уровень воды в Байкале и не допустить разрушения экосистемы водоема. Однако из-за данного решения может подтопить дома, расположенные на берегах Иркутска, которые, как известно, возникли из-за желания строителей возвести еще больше жилья в областном центре. Но вряд ли такие стремления приведут к тому, что городские власти и застройщики, смогут глобально решить возникшую дилемму, противостоя водной стихии.